Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
isk2503
6 лет назад

80 лет советскому "Футбольному маршу"

За подготовкой сборной к баталиям на Чемпионате Мира 2018 и за её выходом в четвертьфинал как-то выпала из внимания «широкой общественности» знаменательная дата в истории отечественного футбола. А именно: 80 лет назад был написан марш, который был известен каждому советскому футбольному болельщику.


Автором этого футбольного хита, написанного в 1938-м году, был Матвей Блантер. Идею написания марша композитору подал великой (не нравится мне это слово, когда «поминается всуе», но тут оно очень даже подойдёт) комментатор Вадим Синявский. Дело в том, что Вадим Святославович хотел, чтобы футбольные репортажи по радио предварялись узнаваемым музыкальным рядом. Что-то типа судейского футбольного свистка, обозначающего начало игры. Ну, а каким должен был быть этот музыкальный ряд, Матвею Исааковичу подсказало прошедшее в 1937-м году турне сборной Басконии по СССР. 9 игр первой иностранной команды в Советском Союзе произвели фурор, сравнимый с проходящим сейчас в России Чемпионатом Мира 2018. Разве что болельщиков из других стран, фан-зон и телевизионных трансляций не было. Всё остальное – радиорепортажи, отчёты в прессе, обсуждения среди болельщиков – имело место быть.

* * *
Так вот, какие ассоциации могли быть у Матвея Исааковича после той знаменитой серии игр: баски (то бишь, Испания) и выход на арену, заполненную болельщиками? Конечно, коррида! А у корриды в музыке был, есть и навсегда останется только один символ: Жорж Бизе, «Марш тореадора»:

Так у композитора возникла идея написания не какого-то абстрактного дивертисмента, а марша. Твоя команда – это тореадор, а соперник – это бык, над которым ты должен одержать победу в присутствии тысяч зрителей.
Но был и ещё один важный фактор: футбольные радиорепортажи начинались аккурат с выбегания (это сейчас команды выходят, а раньше они именно выбегали) футболистов из подтрибунного помещения. Начало радиорепортажей жёстко привязывало организаторов чемпионата и судей начинать матчи строго в определённое время. Иначе это могло нарушить выход в эфир последующих радиопередач. Ведь рекламных блоков тогда не было и «лишнее» время в случае задержки начала игры приводило подчас к прерыванию репортажей. Помню, как мой покойный дед рассказывал мне, что радиотрансляцию могли прервать за считанные секунды и даже минуты до окончания игры словами Синявского «Игроки Спартака идут в атаку, но мы, уважаемые слушатели, вынуждены прервать наш репортаж о встрече команд Динамо-Спартак». Потому что не успевала атака и встреча в целом завершиться до выхода в эфир новостного выпуска, где уже была готова запись со словами очередного обращения Сталина к народу. О том, что жить стало лучше. Ну, или, по крайней мере, веселее.

Вот почему Вадим Синявский строго ограничил тайминг будущего музыкального сопровождения начала репортажа: 45 секунд. Именно столько времени команды тратили на то, чтобы преодолеть беговую дорожку (чисто футбольных стадионов тогда не было), пробежать вдоль центральной линии поля и выстроиться напротив друг друга по линии круга. Поэтому изначально марш получился ровно 45 секунд. Это уже позже его стала предварять вставка с «ксилофоновым» звуком.
И здесь нужно упомянуть ещё двух участников создания "Футбольного марша". Это Дмитрий Фёдорович Шостакович и его сын Максим. Сам Шостакович был не только другом Блантера, но и таким же «заядлым» футбольным болельщиком.

* * *
Каково же было участие Шостаковичей? Они были первыми слушателями марша, сыгранного в их квартире Матвеем Блантером на фортепиано. И я смею предположить, что отец и сын (не абы кто, а дирижёр симфонического оркестра) Шостаковичи не только «благословили» произведение, но и подсказали, как лучше аранжировать его. Ведь известно, что произведения Блантера аранжированы, скажем так, с «баяно-струнным уклоном» (пардон, обидеть выдающегося композитора не имею ни малейшего намерения). Думаю, что именно Шостаковичи предложили написать партитуру марша для духовых инструментов. Вот так и получилось то, что вошло в историю нашей страны, как «Футбольный марш».
Недавно в СМИ была небольшая буча (небольшая, потому что ЧМ 2018 был на носу) по поводу того, что исполнение «Футбольного марша» надо заменить на гимны команд, принимающих участие в конкретной игре РФПЛ. Ну, что тут можно сказать? В России много чего профукали потеряли в плане своей истории, культуры и традиций. Одним фуком одной потерей больше – одной меньше… Это уже не важно, судя по всему, для тех, от кого в стране зависит принятие решений.
Данным постом я бы хотел начать серию «Футбол, который мы потеряли». Этакую болельщицкую пастораль. То, что помню сам и о чём хочу услышать воспоминания читателей.
Всем хорошего настроения и победы в ЧМ 2018 той команды, которую вы выбрали для себя после проигрыша наших ребят хорватам.

1
165.344 GOLOS
На Golos с May 2018
Комментарии (9)
Сортировать по:
Сначала старые