Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
istfak
6 лет назад

Из истории верхотурского казачества. Отношения с церковью в XVII-XVIII веках. Часть 1

Строительство Верхотурья началось весной 1598 года. К июню 1598 года был построен острог.


Верхотурский острог нач. 17 века(макет). Из экспозиции ВГИАМЗ

В числе первых построек — дворов воевод, съезжей избы, кабака была и Троицкая церковь (для службы в ней использовались иконы, утварь и книги, привезенные из Лозьвинского городка. Оттуда же был переведен и первый верхотурский священник).

Любое назначение, любое строительство, любая присяга были связаны с крестным целованием. Была еще одна немаловажная проблема, которую помогала решать церковь.

В Сибири преобладало мужское население, и служилые люди. Отчаявшись обзавестись семьей, вынуждены были обращаться к царю с челобитной «прислать для них гулящих женочек, на ком жениться» (гулящими в XVII веке называли тех, кто не отбывал повинности с земли, а вовсе не из-за «легкого поведения»).


Служилые люди Сибири. Реконструкция

Существовал специальный указ «сыскивать полоняников татар, и остяков, и вогулич», и если среди них оказывались «жонки и девки крещены», то их следовало «выдавать замуж за служилых людей, и за стрельцов, и за казаков, которые похотят жениться». При таком катастрофическом положении дел крещение аборигенов приобретало особую окраску.

В XVII веке если православие принимала женщина — аборигенка, то это почти наверняка было связано с предстоящим замужеством. Женщина подавала челобитную о крещении. Игуменья Покровского женского монастыря прилагала к челобитной свидетельство, что аборигенка прожила под ее началом шесть недель до крещения.

К «сказке» мог прилагать руку и инициатор скорейшего крещения стрелец или казак, претендующий на руку и сердце девушки . Церковный раскол оставил свой след в истории Верхотурья. Осенью-зимой 1653 года через Верхотурье в ссылку проехал страстный проповедник раскола протопоп Аввакум.


*

Аввакум и сосланные сторонники «старой веры» «остави след раскольничества своего в людех препростых» . Раскол получил заметное распространение и среди Сибирского казачества. Характерным в этом отношении оказался жизненный путь одного из служилых, ставшего видным зауральским законоучителем — Якова Лепехина.

Лепехин был основателем Красноярской слободы Верхотурского уезда, атаманом беломестных казаков. Атаман числился верхотурским сыном боярским. Однако в марте 1678 года верхотурскому воеводе была отправлена царская грамота о том, чтобы лишить жалованья и отставить от службы и вернуть в прежние чины поверстанных на службу без государева указа.

В марте 1679 года воевода отчитался, что двадцать человек от службы отставлены, лишены жалованья и «в денгах и хлебе стоят на правеже».Среди двадцати человек, отставленных от службы, был атаман верхотурских беломестных казаков Яков Борисов сын Лепехин.

Неожиданное крушение карьеры Якова Лепехина, в одночасье переведенного из детей боярских в пашенные крестьяне и отправленного под конвоем в Киргинскую слободу, привело к крутым переменам в его судьбе. Ранее, по роду своей деятельности и служебному положению, ему приходилось заниматься преследованием старообрядцев.

Библиография здесь

@nikalaich Полномочный представитель Верхотурского государственного историко-архитектурного музея-заповедника в СМИ
Сайт музея http://vgiamz.ru/
Читайте тег "Верхотурье"


Торговая платформа Pokupo.ru

0
467.716 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (6)
Сортировать по:
Сначала старые