Вспомнить всех поименно...

На конец "нулевых годов" список верхотурцев, участников Великой Отечественной войны, вернувшихся с фронта, состоял из 1736 фамилий.



При этом в областной «Книге памяти» числилось 2954 не вернувшихся с войны. По данным военкомата ( крайне приблизительным в силу особенностей оформления документов в ту пору) на войну ушло около 9 тысяч верхотурцев (как призывников, так и добровольцев, многие из которых просто "приписывали" себе "лишние годики"). Возникает простой вопрос чисто арифметического свойства: 1736+2954=4700. Ушло «около 9 тысяч». А где сведения о ещё более 4 тысяч человек ?

Сотрудники Верхотурского государственного историко-архитектурного музея-заповедника решили "найти" недостающие сведения.

С февраля 2010 года в верхотурской газете «Новая жизнь» стали публиковаться списки тех, кто вернулся с войны в Верхотурье и район. На данный момент к списку добавлено более 100 фамилий.

Во-первых, нашли несколько десятков имен уехавших после войны в другие города и населенные пункты. Исправили некоторые ошибки в списках.

Так, данные на братьев Михаила Михайловича и Николая Михайловича Мацук были ошибочно оформлены только на одного брата. После обращения родных были внесены соответствующие изменения. Всего в списке на сегодняшний день значится 1809 человек.



К сожалению, два десятка обращений пришлось отклонить из-за отсутствия подтверждающих документов.

В своей поисковой деятельности сотрудники музея ориентировались на областную «Книгу памяти». Тем не менее, после обращения в Центральный архив Министерства обороны было уточнено отчество Шаньгина Максима Савиновича, умершего от ран в 1943 году. Кроме того, установлено имя погибшего, не внесенного в «Книгу памяти» из-за серьезных ошибок в извещении («похоронке»).

В извещении значилось:
«Куда: Свердловская область, ст. Верхотолье (правильно — Верхотурье), ул. Кагановича No 297 (правильно — No 29).
Кому: Гашину Владимиру Федоровичу (правильно — Гашеву Василию Федоровичу).
От кого: в/ч ПП-55216
».

Далее сообщалось: «Ваш сын радист-пулеметчик в/ч 5516 ст. сержант Гашин Александр Владимирович (правильно — Гашев Александр Васильевич) уроженец Свердловской обл. ст. Верхомерье (правильно — Верхотурье) ул. Кагановича No 297 (правильно — No 29) в боях за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 13 июля 1943 г., похоронен в р-не д. Кочетковка Обояньского района Курской области».

Гашев Александр Васильевич жил на станции Верхотурье, был призван в 1942 г. «Похоронка» каким-то "чудом" дошла до родных. А сколько было таких «пропавших» из-за элементарных ошибок штабных писарей.

Некоторые данные, которыми пользовались сотрудники музея, были записаны со слов ветеранов или их родственников. В них встречаются ошибки, неточности, и не все сведения была возможность перепроверить.

Но...Сотрудники музея-заповедника, сделали все, что могли. И продолжают работать в этом направлении. Благодаря им ряды "Бессмертного Полка " Верхотурья пополнили до этого незаслуженно забытые бойцы.


@nikalaich

Фото из личного архива и с сайта музея http://vgiamz.ru/


Наш партнёр - торговая платформа Pokupo.ru

историяistfakvox-populiобразованиежизньпамятьверхотурье
232
203.676 GOLOS
0
В избранное
istfak
Historia est magistra vitae
232
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (9)
Сортировать по:
Сначала старые