Правовой статус Русской православной церкви в современном Российском государстве.

С момента своего возникновения Русская православная церковь исторически занимала важное место в Российском государстве, она тесно была связана с органами власти, да и появилась она на Руси, по сути, по инициативе "руководства страны".

Всё время своего существования, за редким исключением, церковь находилась под опекой властей. Только с приходом к власти большевиков Церковь не только потеряла привычное покровительство государства, но приобрела настоящего врага в лице последнего.

Нормативно-правовые акты советского государства в отношении Русской православной церкви отличались крайней непоследовательностью. Декретом от 23 января 1918 года Церковь была отделена от государства, но затем этот декрет многократно нарушался самим же государством в ходе «мощейной эпопеи» и изъятия церковных ценностей.

Тесная связь Церкви с Государством на протяжении всего своего существования обуславливает актуальность необходимость её изучения.

Эта связь проявляется, прежде всего, в нормативно-правовых отношениях. Современный правовой статус Русской православной церкви устанавливается, в первую очередь, Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года. Так, роль православной церкви указана уже в преамбуле, в которой написано, что «многонациональный народ Российской Федерации» принимает Конституцию, «чтя память предков» и «возрождая суверенную государственность России».

Таким образом, декларируется преемственность новой России к тем временам, когда церковь пользовалась исключительно высоким статусом. Прямое отношение к современному правовому статусу Русской православной церкви имеет положение, содержащееся в 14-й статье Конституции:

При этом отсутствие государственной религии не составляет препятствия для того, чтобы в своей политике органы государственной власти учитывали реальный общественный вес разных религиозных объединений в России, их совсем не одинаковый вклад в духовное наследие российского народа.

Подавляющее большинство россиян осознают себя православными. Так, по данным исследователя правого статуса Русской православной церкви И. А. Тарасевича этнокультурных православных в России от 88 % до 80 % всего населения . Этот результат во многом зависит от технологии того или иного социологического исследования, в частности от конструкции предлагаемых респондентам вопросов.

Но даже по самым скромным подсчетам в России не менее 52–59 % людей, считающих себя православными. Стоит отметить, что принципу светскости государства противоречит не только установление государственной религии, но и какая бы то ни была правовая поддержка государством атеизма.

Статья 19-я провозглашает равенство прав «человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка...» и, в том числе, от «отношения к религии». Этой же статьей

Подобные положения присутствовали и во всех советских конституциях, но для реальной юридической практики советской эпохи была характерна тотальная дискриминация верующих.

Статья 28-я Конституции гласит:

Право не исповедовать религии и свободно распространять соответствующие взгляды не может считаться тождественным праву вести пропаганду воинствующего атеизма в стиле советской эпохи, ибо такая пропаганда запрещена 2-й частью 29-й статьи:

В данной статье речь идет лишь о пропаганде личного превосходства носителей одного вероисповедания в сравнении с носителями другого исповедания, а также настаивание на правовых привилегиях граждан в зависимости от вероисповедания.

Более точно статус Русской православной церкви определяется в соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях» .

Принятие этого закона сопровождалось острой дискуссией в печати. Его окончательная редакция встретила поддержку со стороны Священноначалия Русской православной церкви, православного духовенства и церковного народа. Этот документ положительно оценили и представители других традиционных в России конфессий.

В этом законе впервые признается особая роль Русской православной церкви, а также некоторых других вероисповеданий в истории России.

Продолжение следует

Источники :

  1. Коробова Е. Г. Правовой статус Русской Православной Церкви в первые годы советской власти. // Общество и право. — 2008.
  2. Тарасевич И. А. К вопросу о развитии конституционно-правового статуса
    Русской православной церкви в Российской Федерации. // Пробелы в рос-
    сийском законодательстве. — 2009.
  3. Федеральный Закон от 26.09.1997 № 125–ФЗ «О свободе совести и о религи-
    озных объединениях».
  4. Общественные и религиозные организации (объединения). // Ст. 117. Граж-
    данский кодекс Российской Федерации.
историяchaos-legionpskобразованиерелигия
410
314.352 GOLOS
0
В избранное
Лара Крафт
Жизнь-это большое приключение
410
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (4)
Сортировать по:
Сначала старые