Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
mamasetta
6 лет назад

Друиды, деревья и священные рощи. Кельтские культы

Друидам, исполнявшим у кельтов функции жрецов и судей, магов и врачевателей, принадлежала ключевая роль в обществе. Если о религии германцев из-за скудости источников известно немного, то о кельтских культах римские источники и археологические находки дают обширные сведения. Но, несмотря на богатый материал, тайное знание друидов, передававшееся исключительно устным путем, кануло в небытие вместе с самими кельтами. Остались лишь свидетельства о древних ритуалах и миф о волшебниках.

Каста кельтских друидов обладала признаками тайного союза. Несмотря на это она считается одной из наиболее полно описанных религиозных групп в истории Центральной и Северной Европы. Римские ученые и полководцы фиксировали явления кельтской культуры и излагали свои наблюдения в текстах, фрагменты которых дошли до нас. В частности, обширный материал собрал Юлий Цезарь в ходе продолжительной войны с галлами, одной из кельтских народностей.

Друиды в римских источниках

Под впечатлением этого труда ученый Диодор Сицилийский записал все сведения, которые он сумел собрать о кельтских жрецах. Диодор называет друидов философами и богословами, владевшими языком богов. Он доказывает свою осведомленность, различая друидов и прорицателей. За человеческие жертвоприношения у кельтов были ответственны толкователи будущего, тогда как друиды следили за ритуалом и определяли, пришлось ли жертвоприношение по душе богам.

Если верить Диодору, в обязанности друидов также входило обучение юношей. Согласно римским источникам, начинающим друидам требовалось немалое терпение. Их обучение продолжалось 20 лет: кельтские мудрецы считали святотатством предавать бумаге свои знания, и все надлежало заучивать наизусть. Это касалось не только культовой практики и врачевания, но и преданий.

Причину Цезарь указывает в своих «Записках о галльской войне»: знание, переданное из уст в уста, являлось атрибутом лишь посвященных, и передача его посторонним сурово каралась. Письмена, посредством которых могло бы распространяться знание, для друидов были табу.

Весьма полное описание друидов составил Плиний Старший в 79 году нашей эры. Вот его слова: «Для друидов нет ничего более священного, чем омела и то дерево, на котором она произрастает, иными словами, дуб. Святилища свои они устраивают не иначе, как в дубовых рощах, а во время магических ритуалов имеют обыкновение держать в руке ветку этого дерева. От имени дуба образуют они и имена своих жрецов». Нам ничего не известно о том, какие свойства друиды приписывали дубам. Но археологические находки позволяют сделать определенные выводы о ритуалах кельтских жрецов — друидов.

Культ безголовых воинов

На севере Франции находится местечко Рибемон-сюр-Анкр. Кельтские племена, обитавшие здесь свыше 2000 лет назад, отправляли устрашающий культ. У края сооружения, огороженного частоколом, археологи обнаружили обширное хранилище, содержащее 10 тысяч человеческих костей и несколько сотен единиц оружия. Кости лежали анатомически правильно, оружие не было повреждено, однако ни одного черепа рядом не оказалось. Тщательность, с которой были уложены костные останки, наводила на мысли о святилище. Комплекс располагался на высоком берегу небольшой речушки. Близость к болотистым местам — характерный признак кельтских культовых сооружений.

Ров и частокол защищали комплекс, словно крепость. Войти в него можно было через единственные ворота из дуба, на столбах которых, судя по всему, висели человеческие черепа. Размеры сооружения составляли 150x180 м. Внутри находились места для жертвоприношений и предположительно сакральные постройки. На деревянных стенах и, видимо, на частоколе висели фрагменты тел, кости рук и ног, кое-где верхняя часть туловища целиком, и все это с оружием. Скорее всего, мертвые были кельтскими воинами.

Стража обезглавленных

Центром мрачного культового сооружения являлась обширная зала без стен. Под крышей был устроен настил, откуда можно было обозревать окружающую местность. 60 безголовых воинов несли здесь стражу. Плечом к плечу стояли мертвые часовые в полном обмундировании: с мечом за поясом, со щитом на полу и с копьем «на караул». Назначение кельтского святилища в Рибемон-сюр-Анкре не разгадано. Сопоставление с римскими письменными источниками позволяет предположить, что представители друидов практиковали здесь сложный ритуал с останками почти тысячи мужчин. Они вынимали некоторые кости и складывали их, прежде чем сжечь остальные. Другие тела (например, часовых) жрецы оставляли в полном боевом облачении, только без голов.

Вполне возможно, что друиды вовсе не были кровожадными палачами. Теория ритуального убийства военнопленных вызвала возражения в среде самих ученых. Так, Сабина Рикхоф из Лейпцигского университета считает Рибемон-сюр-Анкр и подобные комплексы просто военным кладбищем. В качестве подтверждения она перечисляет места, где рядом с уложенными особым образом останками соседствуют обычные захоронения. Если теория Рикхоф верна, то комплексы типа Тропеона в Северной Франции, конечно, нагоняли страх на современников кельтов, явившихся, например, из Италии или Греции, но для самих галлов они были столь же обыкновенным делом, как для нас городские кладбища.

Гэндальф и Миракуликс — карикатурные персонажи кельтской культуры

Какие части друидического мифа имели отношение к религии, а какие — к магии или волшебству, определить нелегко. Для друидов поздней Гальштатской культуры засвидетельствовано использование защитных амулетов. Но существовали и свинцовые таблички с проклятиями, зарываемые у двери врага, — такие вещицы относились к вредоносной магии. Большое количество подобных табличек сохранилось на юге Европы. Предположительно, оттуда этот обряд проник и в кельтскую культуру.

Когда речь заходит о касте друидов, часто обращаются к ирландской и валлийской литературе. В ней сохранились следы кельтской литературной традиции, ведь кельтам Британских островов удавалось оберегать свою традицию до I тысячелетия нашей эры (до начала христианизации). В этих текстах содержатся описания проклятий, магических предписаний и ритуальных запретов. Но какие из этих практик действительно использовались друидами за сотни лет до возникновения самих текстов, а какие присочинили христианские авторы, остается только гадать.

Если в Британии кельтская культура сохранялась долгое время, то в Центральной Европе она исчезла достаточно рано. Спустя несколько десятилетий после завоевания Цезарем Галлии (I веке до нашей эры) континентальная кельтская культура растворилась в римской и постепенно сошла на нет. Рудименты друидических обрядов сохранялись до 54 года нашей эры, когда римский император Клавдий окончательно запретил эту касту, тем самым лишив кельтов последнего шанса объединиться.

От друидов сохранились одни предания. С XIX века кельтская тема пользуется особым интересом, хотя и не научным. Эзотерические течения провозглашают «новый друидизм», в популярных книгах типа «Властелина колец» или комиксах об Астериксе друидов представляют длиннобородыми волшебниками. Притягательностью этих образов объясняется неуклонный рост «новых кельтов». Но от исторических друидов, их ритуалов и культов остался лишь миф.

29
311.515 GOLOS
На Golos с May 2017
Комментарии (3)
Сортировать по:
Сначала старые