Воскресные истории. Пифагор: мысль и числа
Он был философом и математиком, астрологом и великим мудрецом, для некоторых — почти богом. Несмотря на множество достижений этого человека, о жизни Пифагора, указавшего классической Греции путь от религиозного к рациональному мышлению, известно удивительно мало.
Согласно документам, Пифагор родился в богатой купеческой семье около 570 году до нашей эры на греческом острове Самос. В молодости он учился математике и философии у одного из знаменитейших педагогов того времени, Гермондама. Тот 30 лет преподавал в Афинах и привил Пифагору восхищение поэзией Гомера, а также познакомил его с основами философии и математики, изложенными в трудах древних мыслителей.
Завершив учебу, его воспитанник отправился в Египет, где примерно 15 лет прожил среди жрецов. Именно тогда он отказался от своего греческого имени Мнесарх и стал называть себя Пифагором, что в переводе с древнеегипетского означает “Узревший солнцеподобного бога”. Так родился богочеловек.
Бурная школьная жизнь
Пифагор вернулся на родной Самос и основал школу, которую назвал “Полукруг”. Однако учеников было мало, и он отправился в Кротон (сейчас Кротоне) на юге Италии, где и обосновался. Там он начал излагать свои моральные, религиозные и политические идеи слушателям школы, получившей название пифагорейской.
На этот раз его ждал успех. Со временем учение Пифагора стало весьма влиятельным на всем юге Италии, достигнув даже Рима. Когда ему исполнилось 70 лет, между Кротоном и соседним Сибаритом вспыхнула война, и последний был стерт с лица земли. К сожалению, это привело к закрытию школы: многие ученики Пифагора были как раз из знатных сибаритских семей, и он бежал вместе с ними в Метапонт, где, по имеющимся данным, умер около 480 года до нашей эры. Причины смерти неизвестны: кроме преклонного возраста и нездоровья в их числе называют 40-дневный пост и даже убийство.
Хотя пифагорейская школа распалась, учение ее не погибло. Религиозно-философские идеи Пифагора распространялись его последователями и пользовались в греческом мире заметным влиянием еще пару веков. Потом интерес к ним угас, чтобы вновь оживиться в I веке нашей эры.
Порядок и дисциплина
Пифагорейская школа в Кротоне была скорее религиозным братством, требовавшим аскетического образа жизни и полного погружения в философию, естественные науки и изучение политики. Ученики беспрекословно подчинялись воле учителя. Действовали строгие правила, предусматривалось соблюдение их, а также тайны обучения. Абитуриенту назначался трехгодичный испытательный срок, после чего он еще пять лет не имел права лицезреть скрытого за занавесом учителя и беседовать с ним. Часть жизни каждый обязан был отдавать служению обществу, остальное — школе. Возможно, такая железная дисциплина вытекала из толкования Пифагором учения орфиков — она считалась жизненно необходимой для достижения совершенства и ценилась выше, чем личная свобода и инициатива. Фактически существовал пифагорейский союз из нескольких школ, примерно 600 слушателей которых направляли силы и средства на создание влиятельной философско-научной общины. Ее членами становились в основном аристократы и представители зажиточных слоев. Они узнавали друг друга по особой одежде и знакам, в частности пятиугольнику — символу учения. Каждый присягал хранить свою деятельность в тайне от непосвященных.
У союза не было четкой политической программы, но пифагорейцы добивались внесения некоторых изменений в общественную жизнь Кротона. Планировались, например, реформа образования и предоставление гражданских прав женщинам. Важнейшей целью, однако, было превращение власти из демократической в теократическую, то есть основанную на религиозных началах. Пифагор составлял законы для городов юга тогдашней Италии и подбирал членов правительства из достойнейших предпринимателей аристократии. По его мысли, идеальное государство покоится на трех китах — нравственности, религии и науке.
Пифагорейское мышление
Несмотря на суровые правила пифагорейской школы, ее учение было большим шагом вперед своего времени. Родилось само понятие философии. Пифагора считают также одним из первых мыслителей, стремившихся к истинному знанию, освобождающему смертных от слепого повиновения воле богов. Его высоко ценили Платон и Аристотель.
Все труды Пифагора и его учеников по астрономии, физике и математике основаны на убежденности, что природу вещей можно постичь путем подсчета и измерения. Все отношения в мире выражаются математически. Этот принцип — описание законов природы абстрактными формулами, не зависящими от конкретной ситуации, был для той эпохи революционным. Применяя его, пифагорейцы внесли весомый вклад в разные области знаний. Можно даже сказать, что они заложили основы современного рационализма.
Занимаясь точными науками Пифагор развивал идеи о сверхъестественной роли чисел в мировом порядке. Эти две стороны его деятельности кажутся нестыкующимися, однако он умудрялся объединять в своем учении чистую математику и мистическую нумерологию. Таким образом, он сумел удержаться на стыке магического и рационального.
До следующего воскресенья =)
Предыдущие истории можно посмотреть по ссылке