Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
mamasetta
6 лет назад

Возникновение духовно-рыцарских орденов. Защитники христианских паломников

Ранние христиане боролись против козней дьявола одной только силой веры. Бенедикт Нурсийский, отец западного монашества, знал лишь «духовное борение» — монастырскую жизнь. Благодаря Крестовым походам установилась связь между служением Богу и военным делом: духовно-рыцарские ордена стали новым воинством Христовым. Судьба монахов-рыцарей была неотделима от истории Крестовых походов, и после их окончания рыцарские ордена были вынуждены искать новый смысл существования. Лучше других это удалось Тевтонскому ордену, тогда как иоанниты потеряли былое влияние, а над тамплиерами учинили кровавую расправу.

В конце XI века давление сельджуков на Византию непрерывно усиливалось, и император Алексей I Комнин в отчаянии обратился к папе Урбану II с просьбой о помощи. На соборе в Клермоне папа призвал христиан к вооруженному походу на Иерусалим ради отвоевания христианских святынь у неверных. Это воззвание, разнесенное бродячими проповедниками, нашло восторженный отклик во всех слоях общества. Оно влекло не только скорым очищением от грехов, но и стремлением избежать нужды, вызванной перенаселением, эпидемиями и голодом. Для большинства будущих участников похода Восток связывался не с надеждой на приключения, не с горами сокровищ и даже не со славой, а со святынями, которые предстояло отвоевать у мусульман и вернуть христианам.

Начало было положено в 1096 году «крестьянским Крестовым походом»: экзальтированная масса изголодавшихся бедняков двинулась на Восток, грабя по пути таких же селян и учинив погромы в еврейских общинах на Рейне. Крестьяне достигли Малой Азии, где были вырезаны почти поголовно. Осенью 1096 года выступило несравненно лучше вооруженное войско крестоносцев, завоевавшее в 1099 году Иерусалим и основавшее несколько королевств на Святой земле.

Братья-госпитальеры: забота о бедняках на Святой земле

Европейские купцы облюбовали Восточное Средиземноморье задолго до крестоносцев. В 1048 году житель Амальфи Панталеон Мауро в товариществе с другими купцами основал в Иерусалиме монастырь Святой Марии Латинской, где могли найти приют пилигримы и торговцы из Италии. Скромных средств обители стало не хватать, когда европейские рыцари и паломники хлынули в Святой город. Поэтому девять молодых рыцарей, прибывших в Святую землю во время Первого крестового похода, решили посвятить свою жизнь заботе о паломниках, бедняках и больных. Своим покровителем они избрали Иоанна Крестителя. Так началась история иоаннитов, хотя годом основания ордена считается 1099 год.

Наплыв больных был так велик, что братьям пришлось нанять помощников незнатного происхождения. В 1113 году папа взял орден под свое покровительство. Примерно с 1130 года, во время первого великого магистра Раймона де Пюи (1083-1160), иоанниты расширили круг своих задач: по примеру храмовников (тамплиеров) они стали сопровождать паломников. Так мирный монашеский орден стал военным. Его устав, разработанный Раймоном де Пюи, был в 1153 году утвержден папой Евгением III. Под покровительством пап и светских феодалов Франции и Италии иоанниты приобрели значительное влияние и богатые владения. Ввиду большого притока новых членов орден вскоре разделил свои земли на «языки». Так возникли национальные отделения: Прованс, Овернь, Арагон, Франция, Италия, Англия и Германия, позднее добавилась Кастилия.

Смирение и забота о больных: «добрые обычаи» в иерусалимском лазарете

Представление о повседневных трудах и «добрых обычаях» иоаннитов в Святом городе дает документ генерального капитула ордена от 1182 года, считающийся древнейшим из известных больничных регламентов. Помимо призывов «всегда учитывать благо больного», этот статут содержит и четкие указания по организации лечения. Так, пациентами иерусалимского госпиталя должны были заниматься не менее четырех «сведущих лекарей, способных различать свойства мочи и различные хвори, и назначить соответствующие снадобья». Каждая кровать должна быть устроена «удобно, насколько это возможно», с одеялом и чистыми полотенцами. Всем больным, кроме того, полагалась меховая накидка, обувь и шерстяная шапочка. Каждый год в Иерусалиме беднякам раздавали 1000 овчин. В состав ордена также входили брат-сапожник, с несколькими помощниками починявший старую обувь, и раздатчики пожертвований, латавшие поношенную одежду бедняков. Каждое утро 30 нищих получали пропитание на день; три раза в неделю бедняки получали похлебку, хлеб и вино. Крестоносцы, вернувшиеся в Святой город из плена, могли рассчитывать на небольшой «приветственный дар» иоаннитов в денежном выражении. Брошенных детей иоанниты брали на воспитание. К этому добавлялись и другие акты благочестия. Например, больных, которых в 1182 году в госпитале насчитывалось около 1700, не реже трех раз в неделю кормили блюдами из свинины, баранины или курятины.

Вовлеченность иоаннитов в мирские дела

Большое число больных в Святом городе лишь отчасти объяснялось борьбой с сарацинами; основная причина заключалась в плачевном положении дел в новообразованных государствах. В то время как знатные крестоносцы один за другим возвращались в Европу, множество бедняков, сопровождавших рыцарское войско в Крестовом походе, оставалось здесь без средств существования. Хотя с 1160-х годов местные власти стали предоставлять иоаннитам крупные наделы, необходимые для хозяйственной деятельности, однако без военной защиты они не имели никакой ценности. Это являлось одной из причин того, что военная служба в ордене приобретала все большее значение.

Но не единственной причиной. Многим братьям больше по душе было заслужить спасение, сражаясь на коне, чем омывая ноги больным. Среди таких был Роже де Мулен, великий магистр ордена с 1177 года, которого еще до избрания папа Александр III призывал вернуться к «святым нравам и добрым обычаям» его предшественников. Подразумевалось, что милосердие и помощь бедным скорее даруют благодать, нежели служение с оружием в руках. Обращение не возымело действия: в силу военных обязательств, экономических факторов и политических интересов орден принимал все большее участие в мирских делах, что вело к напряжению в отношениях с римско-католической церковью. В XIII веке все громче звучали упреки, что помощь, оказываемая иоаннитами больным и нуждающимся, слишком незначительна по сравнению с их финансовыми возможностями; дошло даже до обвинения в ереси. Конец процветания ордена ознаменовала столь же безуспешная, сколь и кровопролитная борьба за Триполи (1289 год) и Акру (1291 год). Хоть иоанниты и пережили потерю Святой земли, но былого влияния вернуть не смогли.

Расцвет и падение ордена Храма

Долгое время наиболее известным и могущественным духовно-рыцарским орденом были тамплиеры. Этот орден, основанный французским дворянином Гуго де Пейном через несколько лет после возникновения иоаннитов, назывался «Бедные рыцари Христова Храма Соломона» в честь обители на Храмовой горе в Иерусалиме. Рыцари-тамплиеры, отличительным признаком которых служили белые плащи с красным крестом, осуществляли в первую очередь вооруженную охрану паломников и святых мест. В 1129 году устав ордена был утвержден папой римским. Еще через 10 лет они перешли в непосредственное подчинение Святому престолу и удостоились особых привилегий. Щедрые пожертвования, налоговые льготы и успешная финансовая деятельность принесли тамплиерам огромное влияние и богатство; это и привело их к гибели. Под надуманным предлогом французский король Филипп IV запретил орден, бросил в темницу его членов, а казну изъял. Расцвет и крах тамплиеров породили множество легенд, связывающих монахов-рыцарей со Святым Граалем, франкмасонами, Ковчегом Завета и даже открытием Америки.

Возникновение Тевтонского ордена

Третьим крупным орденом эпохи Крестовых походов стал Тевтонский орден. Подобно иоаннитам, он возник из госпиталя, основанного одним немцем в Иерусалиме. Когда в 1187 году город был взят Салах-ад-Дином, уцелевшие христиане бежали в Акру, где в 1190 году во время Третьего Крестового похода купцы с севера Германии основали новое госпитальное братство. Оно-то и стало предтечей Тевтонского духовно-рыцарского ордена (1198 год). Его члены приняли устав тамплиеров, но в знак самостоятельности носили особое одеяние: белый плащ с черным крестом.

Глава ордена, великий магистр, избирался пожизненно. Его окружали пять «великих повелителей», служивших ему советниками, помимо прочих своих функций. Это были: великий комтур, заведовавший казной ордена; военный глава ордена — верховный маршал, руководивший военными операциями и следивший за амуницией и снаряжением рыцарей; верховный госпитальер, ведавший больницами ордена; верховный интендант, обеспечивавший братьев одеждой и всем необходимым для жизни в мирное время, а также главный казначей, управлявший финансами ордена. Хотя штаб-квартирой ордена до 1291 года оставалась Акра, центр его активности переместился в Восточную Европу задолго до падения последнего христианского бастиона на Святой земле.

Экспансия в Восточной Европе

Ветер сменился при великом магистре Германе фон Зальца (1209-1239), доверенном лице императора Фридриха II. С 1211 до 1225 год рыцари Тевтонского ордена боролись с язычниками в Трансильвании, в области Цара-Бырсей. Год спустя князь Конрад Мазовецкий пригласил их для покорения и христианизации язычников-пруссов, чьи земли они захватили. В завоеванных областях рыцари основывали замки и города, переселяя крестьян для возделывания земли.

После падения Акры в 1291 году резиденция великого магистра была перенесена сначала в Венецию, а после 1309 года — в крепость Мариенбург в Восточной Пруссии: здесь орден создал крупнейший монастырь Восточной Европы. Около 1380 года, при великом магистре Винрихе фон Книпроде (1352-1382), орден находился на пике своего могущества. Орденские города, в том числе Кенигсберг и Данциг, входили в Ганзейский союз. После новых завоеваний орденское государство простиралось от Священной Римской империи германской нации на западе до русских княжеств на востоке.

Закат ордена

Но его конец неумолимо приближался. В 1386 году Ядвига, дочь польского короля, вышла замуж за великого князя литовского Ягайло, который принял крещение и начал христианизацию своей страны. Тевтонские рыцари столкнулись с двумя проблемами: во-первых, обращение литовцев в христианство перехватывало у них миссионерскую инициативу, во-вторых, польско-литовская уния привела к возникновению государства, способного и намеренного положить конец экспансии ордена. Речью Посполитой правили князь Ягайло под именем короля Владислава II Ягелло и его супруга королева Ядвига.

Закат Тевтонского ордена стал необратимым после битвы при Грюнвальде в 1410 году. Орден потерял часть своих земель и был принужден к выплате значительной контрибуции. После следующей войны по второму Торуньскому миру Польше отошла Хелминьская земля, Восточное Поморье и Вармия, а великий магистр был вынужден признать себя вассалом польского короля. Орден давно стал тенью себя самого, когда в 1525 году он был секуляризован, превратившись в герцогство Пруссия. Ливония отошла Польше, Северная Эстония — Швеции.

Иоанниты и мальтийцы

По счастью, после окончания Крестовых походов иоанниты избежали участи тамплиеров. После падения Акры в 1291 году около 800 уцелевших рыцарей основали государство на греческом острове Родос. Благодаря солидному флоту остров долго оставался оплотом христианства, отражая атаки мусульман. В 1312 году иоанниты увеличили свою казну и владения за счет части наследия тамплиеров. В 1523 году, когда Родос перешел под власть турок, иоанниты перенесли резиденцию на Мальту. Реформация расколола не только Европу, но и средневековый орден: в то время как наименование иоаннитов перешло его протестантской части, католики стали называться Мальтийским орденом — по своей новой резиденции.

28
206.106 GOLOS
На Golos с May 2017
Комментарии (4)
Сортировать по:
Сначала старые