Слегка поехавший рыцарь — «Человек, который убил Дон Кихота» Терри Гиллиама
Роман испанского писателя Мигеля де Сервантеса Сааведры «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» — классика мировой литературы и вряд ли найдется человек не знакомый с Рыцарем Печального образа. Это произведение не одну сотню раз становилось основой для театральных постановок и кино, а в этом году наконец-то вышла версия талантливейшего американо-британского постановщика Терри Гиллиама.
Источник: imdb.com
Наконец-то — потому что фильм "Человек, который убил Дон Кихота«(The Man Who Killed Don Quixote) стал настоящей жертвой производственного ада.
Первый вариант сценария Гиллиам написал еще в 1990 году, и даже получил финансирование на постановку, но внезапно переключился на «Короля Рыбака» и вернулся к фильму в 1997, после успеха фантастического триллера «12 обезьян», но в этот раз работа стала из-за продюсеров, отказавшихся выделять средства на производство. В 2000-м году съемки возобновились, но не задались с самого начала — актер Жан Рошфор, игравший Дон Кихота получил серьёзную травму и покинул проект, а следом разыгравшийся не на шутку ураган нанес невосполнимый ущерб реквизиту и оборудованию. Студии и режиссёру пришлось вновь заморозить проект до лучших времен, которые настали в октябре 2016 года.
С появлением в касте фильма *Адама Драйвера и Джонатана «Его Воробейшество» Прайса съемки фильма, растянувшиеся на 27 лет, все-таки закончились. Но как оказалось — не закончились неприятности. После показа фильма в рамках Каннского фестиваля между Гиллиамом и исполнительным продюсером фильма Паулу Бранку, возникли споры по поводу проката, вылившиеся в итоге в судебное разбирательство, грозившее «Дон Кихоту» отправкой на полку, но каким-то чудом Гиллиам пережил сердечный приступ, нашел средства для удовлетворения предъявленного ему иска и фильм все-таки добрался до больших экранов.
Как фанат творчества Гиллиама пройти мимо этого кино я не мог и готов поделиться впечатлением от увиденного.
Источник: imdb.com
Тоби Граммет (Адам Драйвер) — модный амбициозный режиссёр, снимает свой очередной рекламный шедевр в Испании, и несмотря на одобрение со стороны продюсеров и японских заказчиков результатом совершенно недоволен. Вдобавок его домогается супруга главного спонсора (Ольга Куриленко), который (Стеллан Скарсгард) в свою очередь одержим контрактом с поселившимся неподалеку эксцентричным русским «водочным королем».
Воспользовавшись моментом Тоби сбегает со съемочной площадки в деревушку, где он, будучи студентом снимал свой первый фильм и оказывается, что его дипломный проект серьёзно повлиял на ее обитателей, которых он уговорил на пару дней стать его актерами.
Украсившая его фильм дочь трактирщика (Жуана Рибейру) покинула деревню в поисках лучшей жизни, исполнитель роли Санчо — умер, а пожилой сапожник Хавьер (Джонатан Прайс), которого он снял в своем фильме, как оказалось, за прошедшие годы так и не смог выйти из образа Дон Кихота.
Молодого режиссера старик теперь воспринимает не иначе как своего преданного «броненосца Санчо» и втягивает в головокружительное, полное опасностей и странностей приключение.
Источник: imdb.com
Тема рыцарства у Гиллиама — одна из главных и обращается он к ней с невероятной изобретательностью. Сумасбродная комедия «Монти Пайтон и священный Грааль», сказочный «Джабервоки» или трагичный «Король-рыбак» — раз за разом Терри находит новую точку зрения и «Дон Кихот» стал блестящим дополнением к предыдущим своим высказываниям и, пожалуй, самым трогательным и осмысленным из них.
Хотя так же легко его можно назвать буйным, ярким, головокружительным и хаотичным. Создатель «Бразилии» вновь хулиганит — монтирует сцены, отснятые в 90-х с тем, что снято в 2017-м, за пару сцен выводит сексуальность Куриленко на совершенно недосягаемую высоту, без каких-либо напрягов заставляет Драйвера драться овощами, смахивать титры с экрана или убегать от непонятно откуда взявшейся инквизиции. Ну а про танец Адама с миниатюрной красавицей Жуаной Рибейру и черно-белые вставки «оригинального фильма» вообще молчу.
Иногда это дико смешно, гораздо чаще — удивляет, и даже несмотря на то, что фильм по сути своей метафора, в которой Гиллиам то Санчо, то Дон Кихот, а великаны-мельницы — продюсеры, «заходит» очень легко. Атмосфера, неровный сюжет, кидающийся то в фантазии, то в суровый реализм — сейчас никто так не снимает и потраченные на фильм годы, как мне кажется, того стоили.
Источник: imdb.com
Конечно же, чуда без исполнителей главных ролей не произошло бы и дуэт Драйвера с Прайсом — это нечто невероятное. Молодой циничный реалист-параноик и старый, выживший из ума фантазер-отшельник выдают широчайшую гамму эмоций и им чрезвычайно легко сопереживать. Приблизительно так же как герою Драйвера искать в себе причины для отказа от взросления и обыденности, которой катастрофически не хватает чудаков, сумасбродных фантазеров и рыцарей, способных в погоне за счастьем следовать нелепой идее или летать на деревянной лошади на луну, дабы сразиться с очередным злым колдуном.
9 из 10
Это один из таких ночных кошмаров, преследующих тебя до тех пор, пока ты не реализуешь его. Я хочу выкинуть этот фильм из своей жизни, чтобы спокойно дожить остаток дней.
Терри Гиллиам