Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
ms-boss
6 лет назад

От домостроя до экономики домохозяйств

Слово "домострой" интуитивно рождает негативные коннотации и вызывает у нас ассоциацию с властным и жестоким хозяином дома, который держит всех в ежовых рукавицах, за малейшим непослушанием сразу следует физическое наказание, несчастная жена в слезах, терпит побои и не знает куда деваться от мужа-изверга. Вообще неизвестно откуда взялось такое мрачное представление о домострое.

В действительности содержание домостроя даже близко не напоминает то распространённое отрицательное мнение о нём, которое бытует в народе. Слово "домострой" раскрывает смысл правильного и рачительного ведения личного хозяйства и связано с дельными советами по поддержанию порядка в доме одного из сочинителей этого сборника наставлений о том, как правильно и рачительно вести домашнее хозяйство.

Книга "Домострой" написана протоиереем Сильвестром, духовным наставником молодого царя Иоана Грозного, предположительно в 1547 году.

Домострой — книга о социальных обязанностях человека

Она представляет собой наставление отца сыну такими словами: "...вразумляю единственного сына моего (имя) и его жену (имя) и детей их, и домочадцев следовать христианским заповедям, жить с чистой совестью... жену наставляя и домочадцев своих не принуждением, не битьём, не тяжёлою работой, а словно детей, что всегда в покое, одеты и сыты, и в тёплом дому, и всегда в порядке".

Как лицо духовного сана, Сильвестр много разделов своей книги уделяет наставлениям как надо почитать церквных иерархов и царя. В частности, в разделе 6 он пишет: "Бойся царя и служи ему верно, всегда о нём Бога моли, как врачевателя от болезней и страданий".

Детально описано как молиться с женой дома, в церкви, как украшать дом образами, посещать каждого в монастырях, больницах и темницах, благородно с домочадцами угощать приходящих в дом. Видимо, наставления касались ведения хозяйства богатых людей, поскольку до десятка разделов книги посвящены наказам ключнику о том, как организовать пир, какие блюда готовить и подавать, следить за поварами и пекарями, чтобы те всё делали исправно и честно, не обворовывали хозяина. Да и сам хозяин также должен проверять ключника и напрямую порядок на кухне, пекарне, амбарах, погребах, сараях, сушильнях и других постройках.

Не обошёл Сильвестр стороной и вопрос воспитания детей в поучении и страхе божьем, занятий жены рукоделием, воспитания и замужества дочерей, почитания детьми отца и матери.

Две трети книги составляют наказы, раскрыть содержание которых невозможно. Остановлюсь лишь кратко на названиях наиболее интересных для нашего времени:
наказ мужу и жене, детям и слугам о том, как надо жить;
как держать слуг и учить их;
как муж учит добру, а если не учит, то Бог накажет его;
о праведной и неправедной жизни;
как жить человеку по средствам своим;
кто живёт нерасчётливо;
что случится, если слуги без присмотра;
как мужу воспитывать свою жену;
как кроить и шить одежду и куда девать остатки и тому подобное.

Даются также наказы относительно ведения хозяйства в надлежащем порядке:
как брать и отдавать долг;
как должна следить жена за порядком в доме и за ключником;
как жене с мужем советоваться должна и как в гости ходить и беседовать;
как слуг наставлять, посылая их на люди с чем- то и велеть не болтать лишнего;
наказ жене о пьянстве и хмельном питье и гостям, чтобы вести себя прилично;
как жене носить разную одежду и хранить её;комнаты
как хранить в полном порядке посуду и вести домашнее хозяйство, комнаты содержать в чистоте, слуг наставлять, а жену поучать, как их проверять и страхом спасать.

Понятно, что хозяин должен был заботиться о хорошем питании семьи, поэтому Сильвестр вполне обстоятельно наставляет жену, ключника и слуг как припасы и иной товар закупать, в какое время и как его хранить:
как себе купить товар заморский из разных стран;
КАК хранить разный припас впрок;
как огородом и садом заниматься;
какие запасы напитков держать для себя и гостей, как пиво варить, мёд сытить и вино курить;
как ключнику за поварами и хлебопёками следить, сохранять зерно и всякие запасы в житницах и закромах и всё вымерять и записывать, присматривать за работой в сушильне и также за рыбой сушёной и вяленой, пластовым мясом и языками и всё по счёту и записывать, как хранить в погребах всякие припасы: мясо, рыбу, капусту, огурцы, сливы, лимоны, икру, рыжики и грузди;
как всё сохранить в погребах, ледниках, сараях, клетях, подклетях и амбарах;
как держать на сеновалах сено и лошадей в конюшнях, а на дворе запас дров и леса и беречь всякую скотину;
как готовить на кухнях, в пекарнях, рабочих избах и как в сготовленном разобраться;
как хозяину смотреть за погребами, ледниками, сушильнями, амбарами и конюшнями;
как хозяину жаловать слуг, устраивать двор или лавку, или амбары и деревеньку;
как подворное тягло платить или с лавки позем, или с деревни подать, а должникам возвращать долги и всякий оброк;
правило о различных медах, ягодном морсе, квасе медовом и пиве простом;
правило о всех овощах как их обрабатывать и готовить;
записи на весь год, что к столу подавать с пасхального воскресенья в мясоед.

Заканчивается книга "Домострой" подробнейшим описанием свадебного чина.

Итак, в каком разделе можно прочитать о жестоком обращении хозяина с домочадцами?
Возможно миф о муже-тиране возник в среде недовольных существующим в то время порядками купчих и богатых барышень, которые томились и скучали в одиночестве замкнутого пространства. Но это не вина мужа, а предписания вездесущей святой церкви.

Домострой интереснейший исторический памятник, описывающих подробности быта в средине
XVI столетия и дающий представление о повседневной жизни в эпоху позднего феодализма на территории Московского государства. Мы должны быть благодарны Сильвестру за его блестящий литературный труд, благодаря которому каждый желающий может окунуться в житейскую среду столь отдалённой эпохи и сопоставить нынешние условия ведения домашнего хозяйства с условиями эпохи феодализма и сделать самостоятельные выводы.

В наше время также существует домострой возведённый в ранг одного из подразделений экономической теории под названием "экономика домохозяйств".

Эта наука важна как самая массовая институциональная единица общественной жизни (раньше называлась ячейкой общества). В этой сфере проблемой является формирование доходов семьи и рациональное распределение расходов. Проблема усугубляется тем, что быт каждого человека иррационален и зависит от психологического портрета личности и привычек человека, но, в то же время, в сфере быта проявляются общие закономерности ведения личного домашнего хозяйства, которое требует подобно любому предприятию определённого уровня организации, планирования, воспроизводства, мотивации и контроля со стороны того члена семьи, которому делегированы права управления хозяйством.

Условия жизни поменялись сравнительно с феодализмом, но законы и правила ведения домашнего хозяйства, как объективная экономическая категория, действует независимо от воли отдельной личности. Человек, как существо общественное, зависит от влияния других людей и сам влияет на других и в этом взаимовлиянии проявляются закономерности жизни, в том числе и в быту.

Знание закономерностей развития домохозяйств должно учитываться на уровне государственного аппарата с тем, чтобы гармонизировать личные интересы людей с общественными. Нельзя приносить в жертву личные интересы ради общественных, а наоборот, общественные подчинить личным, что явится дополнительным стимулом к развитию производства и общественного богатства.

1
571.726 GOLOS
На Golos с March 2018
Комментарии (8)
Сортировать по:
Сначала старые