Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
ms-boss
6 лет назад

Почему погибают цивилизации?

По мере того, как возрастает степень деградации (одичания, озверения) общества, всё чаще можно услышать призывы о необходимости возвращения к цивилизованным нормам общественной жизни. При этом возникает вопрос о том, что же представляет собой понятие цивилизации?

Многие пытаются дать ответ на этот сакраментальный вопрос, имея в виду что-то высокое, благородное, светлое и гармонично развитое в устройстве общества, но остающееся за пределами постижения разумом его свойств. Непостижимая сущность цивилизации объясняется тем, что для подавляющего большинства людей такие высокие материи находятся вне пределов их материальных и духовных интересов и поэтому относятся к разряду таких вопросов, как например, есть ли жизнь на других планетах?

И только в смутные времена начинает ощущаться некий душевный дискомфорт от снижения уровня цивилизации, идентифицируя его, в первую очередь, с лишением определённых общественных благ и личной свободы. Однако, интуитивные ощущения цивилизации, как привычной модели существования в природной и социальной среде какой-либо общности людей, не раскрывает всей сложности понятия цивилизации.

Историки, философы, социологи, экономисты, юристы, психологи, демографы, климатологи и другие специалисты по-разному отвечают на вопрос о причинах возникновения и разрушения цивилизаций. При этом для объяснения этого феномена они используют в своих исследований ограниченную специфическими методами той или иной науки логику познания сложнейшего явления, связанного с развитием общественной формы жизнедеятельности людей.

Узкие отраслевые подходы к изучению проблемы исторического процесса развития человечества недостаточны для понимания закономерностей, с одной стороны, формирования той или иной цивилизации и ее развития, а с другой - постепенного нарастания и проявления деструктивных процессов, нарушающих эволюцию цивилизации.

Как любая система, цивилизация развивается циклически и в своём развитии проходит ряд этапов - предпосылок возникновения, зарождение, формирование, подъём, расцвет, старение и гибель, поэтому общество должно знать на каком этапе развития оно находится и какие меры можно предпринять для выживания социума.

Используя методы исследования закономерностей развития цивилизации, присущие отдельным наукам, невозможно разработать какую-то одну из версий и объявить её наиболее достоверной, так как картина всегда будет односторонней и не полной.
Для всестороннего изучения процесса возникновения и гибели цивилизации нужна синтетическая наука, включающая методы целого комплекса наук для исследования этой проблемы. Методы каждой из наук, входящих в комплекс синтетической науки, которую можно назвать цивилизологией, играют определённую роль в поиске истины, раскрывающей сущность и логику движущих сил цивилизационного процесса.

Сформулировать ответ на вопрос о том, почему погибают цивилизации можно дать лишь после того, как будут изучены предпосылки возникновения людей современного типа. Этому периоду предшествовали два периода эволюции человечества - дикость и варварство.

Период дикости включает три стадии:

  • низшую (когда человек выделился из среды приматов, однако находился в полной зависимости от природных условий);
  • среднюю (когда человек выработал навыки совместной охоты, научился изготовлять орудия труда, овладел огнём, стал употреблять варёную пищу, научился жить в племени);
  • позднюю (изобретение каменных орудий и орудий из костей животных, изобрёл лук и стрелы, научился строить жилища из дерева и лодки, начал осваивать новые территории, возникли религиозные верования).

В период дикости трудовые навыки и зачатки речи способствовали способности мыслить, что повлияло на формирование человеческого мозга и дальнейшее овладение силами природы.

Период дикости перешёл в период варварства, который также делится на три стадии:

  • низшую (формирование языка, строительство жилищ, упорядочение взаимоотношений между родами и племенами, совершенствование орудий труда, специализация труда по половому признаку, занятие охотой и рыболовством);
  • среднюю (оседлый образ жизни, приручение животных и выращивание культур земледелия, начало ремесла и специализации труда, наблюдения за природными явлениями, начала металлургии, строительство поселений, развитие речи и передачи знаний);
  • позднюю (рост численности родов и племён, столкновения с кочевыми племенами, возникновение городов, товарного обмена, рост знаний о природе, начало дифференциации имущественного положения в первобытном обществе, объединение племён для отражения набегов врагов на их территорию, строительство кирпичных строений. развитие ремесла, обмена товарами, накопление астрономических знаний знаний, развитие земледелия и скотоводства.

Эпоха варварства создала предпосылки для создания протогосударств на определённой территории с родственными племенами, которые вели оседлый образ жизни. Росло количество населения, возникли города и деревни вокруг городов, начала развиваться аграрная экономика, ремесленное производство, торговля, что потребовало управления на основе обычаев и неписанных правил поведения в обществе и регламентирования обязанностей жителей при строительстве общественных зданий и в случае отражения набегов врагов.

Регламентация порядков в государстве и общественная жизнь в нём давали значительные материальные и духовные преимущества проживающему в государстве населению, обеспечивая спокойствие защиту от врагов и развитие личности в соответствии с навыками и умением создавать продукт не только для собственных нужд, но и выполняя обязанности или продавая излишки продукции другим членам общества.

Так возникла на нашей планете самая древняя, но на удивление развитая цивилизация Шумер, объединившая сначала несколько городов в Междуречье, постепенно присоединяя ещё более двадцати городов под единым управлением царя.

Начиная с IV по II век до нашей эры шумерская цивилизация, как сложившаяся модель экономики на основе достижений человечества, служила долго по причине справедливого, по тем временам, отношения между разными группами населения, пока завоеватели не установили другие порядки. Конечно, завоеватели преследовали совсем иные цели и цивилизационный процесс с каждым новым завоеванием Шумера принимал иные формы, пока у коренного населения не изменилися прежний образ жизни. Цивилизация приобретала черты, не свойственные для тех мест и того времени, когда господствовали другие нравы, обычаи, ритм жизни. За три тысячелетия Шумер возник, развился, достиг своего расцвета и под влиянием множества природных и общественных факторов сошёл со сцены, но его достижения стали началом развития других цивилизаций.

Понятие цивилизации важно для объяснения причин, влияющих на развитие или разрушение устоявшихся взаимоотношений в обществе групп населения, различающихся по интересам, но, в принципе, преследующих общую цель развития государства. Именно выбор общей цели может сплотить все группы населения и способствовать развитию цивилизации. Если такой цели нет, то начинается разрушение цивилизации, которое приводит к её перерождению.

Причиной разрушения могут быть различные эпидемии, повышение уровня жестокости, насилия и веры в справедливость отношений между людьми, подавление инакомыслия, порабощение невежественными завоевателями, которые могут сами ассимилироваться с завоёванными народами, недоедание и некачественное питание, ухудшение климатических условий и тому подобное.

Цивилизация может погубить сама себя через войны и жестокость, как это случилось с майя, или получить новый импульс для развития, как китайская цивилизация в настоящее время. 

Фото: 1, 2, 3 

9
282.508 GOLOS
На Golos с March 2018
Комментарии (6)
Сортировать по:
Сначала старые