Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
ms-boss
6 лет назад

Почему в средние века не было революций?

Бурные годы, предшествовавшие падению Западной Римской империи, вскоре сменились тысячелетием покоя феодального общества, начиная с последней четверти V столетия (времени падения Западной Римской империи и заканчивая XIV веком (началом эпохи Возрождения).

Как могло случиться, что за такой длительный период истории человечество не испытывало существенных потрясений и революций? Что явилось сдерживающими от соблазна факторами? Как вышло, что почти не предпринимались попытки повести народ на борьбу за правое дело и свергнуть негодную власть?

Всему виной природа феодализма, хотя этот общественный строй многие считают наихудшей из всех экономических формаций в истории цивилизации. Феодализм имел две стороны. Одно обличие отражает тёмную, беспросветную сторону экономической, социальной и культурной жизни, составляющей отношения людей в феодальном обществе, а другое - размеренную крестьянскую жизнь в единении с природой, что создавало иллюзию свободы от суеты городов, этих муравейников людей, вечно суетящихся и спешащих куда-то.

Ещё в смутное время, совпавшее с экономическом кризисом III века, Западная Римская империя настолько ослабла, что в последующие два столетия постепенно утрачивала свои территории. Сначала заселялась семьями наёмных солдат из варварских племён, которые были призваны защищать римлян от набегов многочисленных полудиких орд кочевников, которые появились в Европе во времена Великого переселения народов.
Наёмники настолько укрепились в империи, что стали требовать для себя половину земель, но им в этом отказывали, пока германский военачальник Одоакр не вынудил императора Ромула Августа под страхом смерти отречься в 476 году от власти и согласиться отдать часть земли германским варварам.
Падение Западной Римской империи считается концом рабовладельческого и началом феодального строя.

Всё дело с формированием феодального общества состояло в том, что варвары и вандалы в V веке, в своём большинстве, были менее развиты и цивилизованы во всех отношениях.
Кочевые племена, хлынувшие на территорию процветавшей Римской империи, объективно не могли оценить ни архитектуру городов, ни законы государства и его обычаи, ни достижений науки и культуры, ни произведений искусства, поэтому всё было предано огню, разграблению и уничтожению.

Варвары ценили только землю и жизнь в деревне, поэтому на долгие века достижения цивилизации, общественное производство, наука, ремёсла, торговля, внешние связи с другими странами надолго остались только в анналах истории. Города опустели и даже в XIII веке многие города и даже теперешние столицы многих государств насчитывали всего 30-50 тысяч человек и только некоторые города-государства нынешней Италии могли похвастаться наличием 100-200 тысяч жителей, При этом закономерно, что эпоха Возрождения обязана Италии, где было сохранено от уничтожения варварами немногое из того, что осталось от наследия былой великой цивилизации.

Драматургия феодализма полностью связана с отношениями по поводу владения землёй, как наивысшей ценностью для жизни каждого индивидуума. К этому добавляется ещё триумф христианизации всех народов благодаря Восточной Римской империи, оказывающей большое влияние на формирующиеся государства Западной Европы. Короли и знать западных государств с завистью смотрели на богатство и блеск Константинополя и им хотелось подражать вельможам восточной империи.

Если в начальный период феодализма даже короли жили в деревнях, то в более позднее время
они со свитой перебирались на жительство в город, в котором строили роскошные дворцы, храмы и общественные здания. Особенно старались подчеркнуть свою набожность и усердствовали в строительстве величественных храмов, для чего нужны были огромные суммы денег, а для этого послужила торговля. Не случайно с XII века получила бурное развитие упорядоченная торговля во многих западных государствах, оформившись в Ганзейскую унию.

Однако подавляющее большинство населения в начальный период становления феодализма жило в собственных или арендованных усадьбах в своё удовольствие тихой и размеренной природой жизнью во имя господа и не утруждаясь мыслью насколько справедлив этот мир.

Деревенский уклад жизни, в принципе, напоминает жизнь современной деревни, если не брать во внимание достижения цивилизации и дискомфорт от несправедливого распределения жизненных благ между стратами общества. Жизнь крестьянина зависела от феодала, которому принадлежала земля. Он по своему усмотрению наделял жителей землёй и платил за это феодалу земельную ренту в виде части урожая, как правило, натуральной продукцией.

Такой патриархальный порядок устраивал обе стороны в течение V-VIII веков, но начиная с IX века барщина, с её натуральной оплатой и частичной работой на полях сеньора, начала повсеместно заменяться оброком в виде налога за пользование землёй.
Феодалы официально превратились в собственников земли, а крестьяне стали считаться крепостными, лишёнными права собственности и перехода к другому феодалу, по-сути, лишались личной свободы и были даже призывы землевладельцев возродить рабство.
Такое событие во взаимоотношениях феодалов и крестьян могло послужить поводом к революции, поскольку аграрный переворот в форме собственности на землю поставил крестьян в положение близкое к рабству, но революция не состоялась по таким причинам:
малочисленности населения, дисперсности его расселения, отсутствия коммуникаций и полной безграмотности и забитости нуждой;
преданности и полному послушанию своему благодетелю и хозяину, от которого зависела жизнь семьи крестьянина;
вездесущему духовенству и монашеству, вбивающим в мозги простых, наивных и необразованным людей мысль о бренности существования на этом свете и царстве божьем после смерти.

Кто в подобных исторически сложившихся условиях мог отважиться на противостояние с власть придержащими? О каком выступлении крестьян можно говорить?

Единоличная власть полностью концентрировалась в руках монархов и их придворных. Все слои общества обязаны исполнять волю монарха.
Вот так абсолютизм власти, охраняющей незыблемые правила общественной жизни, казавшиеся вечными, привёл к застою и кризису гуманизма.
Тёмные века окутали Европу и цивилизационный процесс человечества остановился, но жизнь, всё таки, продолжала меняться, хотя и черепашьими темпами.
В оздоровлении феодализма толчком послужили несколько обстоятельств:
обретение независимости богатыми феодалами, получивших полную свободу действий при ослаблении королевской власти в изнурительных войнах;
создание малых государств богатыми магнатами в пределах собственных владений;
введение оброчной системы налогов на землю, что вызвало аграрный переворот;
развитие торговли между странами Европы и Леванта и создание Ганзейского союза;
крестовые походы, расширившие представления о разнообразии природы и жизни людей;
организация массового светского образования в университетах;
пробуждение интереса к наследию цивилизации вследствие массового образования людей;
пытливости людей и пробуждение интереса к науке, культуре, познанию мира.

Интерес к жизни общества в эпоху феодализма позволяет лучше понять как те или иные события, пусть даже страшные, с точки зрения отдельной личности, могут иметь благоприятное влияние на прогресс человечества, если их анализировать в исторической перспективе. Действительно, жизнь была безрадостной для многих поколений наших предков, однако сложился такой клубок событий, который позволил исключить возможность больших потрясений и революций. Во всемирной истории столь длительный период относительно спокойной жизни в развитии человечества скорее исключение, чем правило.

0
662.606 GOLOS
На Golos с March 2018
Комментарии (12)
Сортировать по:
Сначала старые