ДАЦАН в Санкт-Петербурге
Слово «дацан» переводится как «монастырская школа».
Это один из самых дорогих буддийских храмов, построенных в Европе. Он был основан по ходатайству самого тибетского Далай-ламы в 1909 году.
Будди́йский храм в Санкт-Петербу́рге (официально: Санкт-Петербу́ргский будди́йский храм «Даца́н Гунзэчойнэ́й» (тиб. ཀུན་བརྩེ་ཆོས་གནས་གྲྭ་ཚང), в переводе с тибетского Гунзэчойнэй — источник святого учения Всесострадающего [Владыки-отшельника]) — до недавнего времени самый северный в мире буддийский храм. Относится к Буддийской традиционной сангхе России, школа гелугпа. Википедия
Храм построен из колотого гранита. Облицовка, яркие краски, позолота – все это стоило дорого. Кроме того, в храме установлены витражи, изготовленные самим Рерихом, изобразившим на них восемь благих буддийских символов.
Строительство продолжалось с 1909 по 1915 год, хотя богослужения начались уже в 1913 году в честь 300-летия Романовых.
Для научного руководства строительством был создан комитет учёных-востоковедов. Архитектурный проект храма в соответствии с канонами тибетской архитектуры был разработан студентом, будущим инженером Н. М. Березовским и архитектором Г.В. Барановским (автором проекта известного гастронома «Елисеевский»).
Статуя Будды для храма была подарена королём Сиама Рамой Пятым.
Буддизм получил распространился в России сравнительно недавно. Первые упоминания о буддистах датированы XVII столетием. В середине XIX столетия в городе проживал всего 1 буддист, к концу века их стало 75, а накануне Первой мировой войны число выросло до 184. Это были в основном забайкальские буряты и волжско-донские калмыки.
Действующим дацан был только до конца 1916 года. Все монахи, служившие в нём, покинули Петроград, так как у дацана не было средств к существованию. Во время Гражданской войны храм был разграблен. В 1924 году, с разрешения Советской власти, дацан снова начал принимать верующих. В 1937 году НКВД арестовал немногочисленных монахов и всех живших при храме. Причиной ареста послужила борьба с японской разведывательной и диверсионной сетью, активно действовавшей в России со времен Русско-Японской войны. Япония позиционировала себя как покровителя буддийских народов и чтобы привлечь на свою сторону советских буддистов, особенно монголов и бурятов, якобы предлагала образовать государство под руководством буддистов. В итоге буддисты Северной столицы опять подверглись гонениям, часть была сослана в сибирские лагеря для политзаключённых или же расстреляна. На стене соседнего здания есть мемориальные доски с именами репрессированных буддистов. Дацан был закрыт и предан физкультурникам.
Во время Великой Отечественной войны в храме была устроена военная радиостанция, которая до 1960-х годов использовалась в качестве «глушилки вражеских голосов». Летом 1960 года здание было передано Академии Наук, а затем перешло к лаборатории Зоологического института АН СССР.
В 1968 году здание храма было объявлено памятником архитектуры. В 1990 году храм был передан под управление буддистов СССР. В 1991 году храм получил своё нынешнее название — Дацан Гунзэчойнэй, что является его тибетским именем, данным ему при освящении. Три года спустя в главном алтаре храма был установлен новый бурхан Большого Будды, изготовленный монгольскими мастерами в традиционном стиле - из папье-маше с покрытием фигуры сусальным золотом. Высокую нефритовую спинку трона Будды украшают изображения различных мифологических существ. Высота туловища Будды составляет два с половиной метра, а вместе с троном — около пяти.
В дацан приезжают тибетские и западные учителя, читают лекции по буддийской философии, дают специальные учения и посвящения мирянам, которые служат практикой для накопления благих заслуг и способом самопознания. Монахи регулярно совершают молебны за благополучие живых и за лучшее перерождение усопших. Кроме того, в общине ведут приём астрологи и врачи традиционной тибетской медицины.
В наше время дацан открыт для всех желающих каждый день с 10:00 до 19:00 (кроме среды). Принимает в храме только дежурный лама. Посещение хуралов (молебнов) и лекций возможно для всех желающих.
Когда я ходила по территории дацана, видела довольно много людей разных национальностей, русских в том числе. Они обнимали деревья и шептали им свои пожелания, ходили вдоль рядов с барабанами и раскручивали их. Некоторые сидели на лавочках и смотрели вверх на золотые украшения над колоннадой. Наверно медитировали. Внутрь храма я входить не стала, т.к. это святое место для верующих, а не для праздного гуляния.