Немного о цикле "Верхотурские воеводы". Зачем и для кого.Часть 2.
В РГАДА (Российский государственный архив древних актов в Москве) есть фонды «Верхотурская воеводская канцелярия» и «Верхотурская приказная изба».
Фонды очень обширные, но работа в архивах требует огромных времезатрат а-ля Микеланджелло в Соборе Святого Петра. И горбатость тоже зарабатывается "на раз".
Кроме того, документы XVII века надо уметь бегло читать, что может далеко не каждый. Это дело будущего. Но для того, чтобы направить специалиста работать с фондами (ну, очень большими), требуется понимать, что нужно найти в первую очередь, что во вторую и т. д. В общем, быть «в теме». Иначе не хватит ни времени, ни денег.
Мы с сотрудниками Верхотурского государственного историко-архитектурного музея-заповедника пошли по пути «просеивания» опубликованных источников, собирали «досье» на каждого воеводу — где-то более полное, где-то менее.
Наметилась некая преемственность, стали понятны основные задачи в деятельности воевод, даже появились какие-то черты их личностей.
Очень мало пока сведений о личной жизни воевод. Ведь они приезжали на Верхотурье с «чадами и домочадцами». Есть лишь отдельные упоминания о смерти или болезни воеводских родственников. Еще один вопрос требует уточнения. До 20-х годов XVII века при первых верхотурских воеводах были так называемые письменные головы, которых иногда тоже называли воеводами.
Чтобы не запутаться, я в первую очередь веду речь о собственно воеводах. Исключение — Иван Воейков, один из основателей города и те письменные головы, что управляли городом и уездом в течение длительного времени в связи со смертью воеводы.
С полученными данными по воеводам сотрудники музея выступали на научно-практических конференциях и публиковались в различных сборниках. Когда материала набралось достаточно, мы начали его публиковать.
Верхотурский уезд был большим, и история многих населенных пунктов Свердловской области связана с деятельностью верхотурских воевод. Цикл этот интересен и тем территориям, с которыми Верхотурье было непосредственно связано в XVII веке.
Например у нас в сообществе Истфак есть замечательный автор Азаровский @azarovskiy , который занимается исследованием Истории Сибири. Периодически наши посты пересекаются. В нужных точках. Ведь именно Верхотурье - "Ворота в Сибирь".
Кроме того, за время своей жизни герои этого цикла успевали посидеть на воеводстве не только в Верхотурье, но и в Чердыни, Соликамске, Тобольске, Туринске... Это и их история...
Чтобы сохранить «дух времени», в цикле использован язык грамот XVII века, а также картины художников, посвященные данному времени.
Конечно, произведения художников не документальны, в них не всегда точны исторические детали, но они передают общую картину. О проблематике восприятия художественных произведений в качестве ИИ (исторических источников) не раз писал в своих статьях один из основателей Истфака Ильдар @gildar .
А. Н. Островский говорил, что «история передает, что было, драматический поэт показывает, как было. Он переносит зрителя на самое место действия и делает его участником события» .
Это относится и к художникам. Что касается деталей, то достаточно вспомнить, как ругали в свое время специалисты картину В. И. Сурикова «Покорение Ермаком Сибири». Как так, вся русская армия вооружена фитильными ружьями, а казаки Ермака кремневыми.
Исследования Р. Г. Скрынникова, а также уральских историков и археологов доказали, что казаки были вооружены по последнему слову военной техники XVII века — трофейным и покупным европейским оружием. Вот вам и ошибка художника.
Продолжение следует
Статьи данного цикла можно прочесть в теге "Верхотурье"
Сайт музея http://vgiamz.ru/
Изображение с лицензией ссо