Ромул великий

Я страшно не люблю жанр рецензий. Нет, если писать их как надо, как взрослый киновед или литературовед, то все понятно — оно того стоит. Но путных рецензий как яблок в березовой роще. Чаще всего это убогое «я посмотрел и у меня набухли соски». Я их писать не умею, но иногда очень хочется. У меня только одно оправдание. Я постараюсь не про то, как мне понравилось (это событие представляет ценность исключительно в моем внутреннем пространстве), а почему бы это могло быть интересно вам. В смысле, «я такое нашел, там столько вкусного! Полетели!»

Так что, если что, не судите строго. Но очень хочется поделиться. Потому что оно того стоит. Если по моим следам пройдет матерый киноведище или филологище и прокомментирует не меня (как тут иногда бывает), а предмет обсуждения, я буду только рад.

За предыдущий год эту маленькую пьесу я перечитал 3 или 4 раза, и она неизменно меня волнует. «Ромул великий» Фридриха Дюрренматта. Совершенно камерная вещь, не больше 40 страниц (для тех, кто боится многабукв). Если оставить в стороне Шекспира, а его как-то боязно трогать немытыми руками, то это еще один драматург, про которого я могу сказать, что очень его люблю (да, это интимная подробность).

Думаю, что вы все знаете эту пьесу по одной известной цитате. Только, наверное, не догадываетесь, что это и есть «Ромул великий». Я про то, что когда государство начинает убивать детей, оно называет себя Родиной.

Очень современный текст. И в том смысле, что про нас, и в том, что такое могли написать только в XX веке (хотя я, конечно, в других веках не жил). Причем, никаких загрузов — все очень ясно, лаконично, прозрачно — так и должна быть написана хорошая пьеса. Немножко абсурдно, но это именно такая абсурдность, такая оптика, которая позволяет четче увидеть настоящее, приближает мир, а не отдаляет его. Чувство юмора, которое делает тебя старше, мудрее, и, что особенно ценно (как мне кажется) честнее.

Мне вообще нравится смешное такого рода. То, над чем не смеются в голос, но от чего внутри становится хорошо. А хорошее настроение помогает сохранять равновесие даже в самых тяжелых обстоятельствах. Что-то такое невозмутимое было в комедиях Оскара Уайльда. Только ему на самом деле было все равно что и о чем писать, как я его себе представляю. Скучающий, развлекающий себя аристократ, которому, как и Генри в Дориане Грее, совершенно все равно, какую точку зрения отстаивать. Дюрренматт же, несмотря на кажущуюся несерьезность, очень серьезно относится к теме. По крайней мере, речь идет о вещах крайне важных.

Возвращаясь к достоинствам книжки. Очень много чисто текстовой красоты. Мне почему-то кажется, что ее должны любить актеры. Она простая в хорошем смысле слова. Ее можно декламировать и хочется читать вслух (это уже заслуга переводчика). Причем, важно помнить, что все, что говорит Ромул, говорится спокойно, совершенно бытовым непафосным тоном. Об этом автор отдельно пишет в заметках актерам, которые будут ее представлять.

А еще там очень необычный финал. Знаете, Дюрренматту, и правда, было что сказать. Я читаю его пьесу три раза в год, пятый год подряд, это о чем-то да говорит (помимо склероза). Он немного напоминает мне Шварца с его «Обыкновенным чудом» и «Драконом», но в Швейцарии проще со Сталиным и НКВД. Их более чем полное отсутствие способствует душевному спокойствию и творческому процессу.

Немножко цитат. Там можно вообще все подряд цитировать, конечно, но, с другой стороны, делать это непросто, потому что часто идут внутренние отсылки, на то, что говорили другие герои, и если не читать весь текст целиком, то понять, что же тут такого смешного — сложнее.

Вообще, последний пример вовсе не смешной, но кажется мне очень важным. Я бы проходил эту пьесу в курсе политологии. И вообще, она гораздо более актуальна, чем околополитические споры. Хотя бы тем, что позволяет отвлечься от реалий и имен и сконцентрироваться на сути. Как минимум на вопросе «кто для кого: государство для человека или человек для государства?». Византийская традиция, к которой мы имеем несчастье принадлежать, решительно реализует вторую позицию. Государства постсоветского пространства (даже Украина, которая всеми силами пытается стать западной) как правило с удивлением гремучей змеи смотрят на граждан, которые приходят и заявляют что-то о своих правах. Если они вообще приходят. Большинству это не приходит в голову, как раз потому, что они тоже смотрят на мир глазами примерных Палеологов.

Остается только жалеть, что западная манера предъявлять государству за помятый воротничок у нас не прижилась.

А книжка годная. Очень рекомендую.
Фото pixabay. Лицензия CC0.

goldvoicepskдюрренматттеатрискусство
25%
1
136
148.547 GOLOS
0
В избранное
Григорий
Телеграм @grrnikonov
136
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (17)
Сортировать по:
Сначала старые