Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
rblogger
7 лет назад

Уроки истории за партой в Губернском театре

20 октября на Малой сцене Губернского театра состоялась премьера спектакля «Восемь». К столетней годовщине революции театр вспоминает реальных персонажей российской истории, волей случая оказавшихся в маленьком уральском городке Алапаевске — сюда в 1918 году были доставлены арестованные представители семьи Романовых и вскоре казнены. Спектакль поставлен по новой пьесе молодого драматурга Владимира Зуева, которого заинтересовала судьба великой княгини Елизаветы Фёдоровны и её палача — комиссара юстиции Ефима Соловьёва. В камерном пространстве Малой сцены актёры и зрители оказываются буквально на соседних партах, драма разворачивается на расстоянии вытянутой руки.

Анна Горушкина, режиссёр спектакля «Восемь»: Мы плотно работали над спектаклем с мая, с перерывом на отпуск. У нас была одна только мысль: возможно ли переосмыслить то, что произошло сто лет назад, и не допустить подобного. В спектакле есть и историческая достоверность, но для меня важнее были люди, потому что историю можно прочитать в книгах, узнать в википедии. Важнее увидеть людей — их переживания, их восприятие ситуации. Но и без исторической справки невозможно работать, мы много читали и сейчас актёры знают о Елизавете Фёдоровне больше, чем кто-либо.

Если эта революционная пьеса вызовет эмоции, критику — это будет правильная реакция. Мы показываем обе стороны — есть выбор князей, есть выбор большевиков. У каждого персонажа своя точка зрения и нельзя точно сказать, кто из них прав, а кто виноват. Мы опирались на человеческие взаимоотношения и это вечная тема, актуальная не только в столетнюю годовщину революции. Каждый из нас в какой-то момент встаёт перед выбором и от выбора каждого человека будет зависеть движение истории. Но факт: чем больше убийств — тем страшнее, убийство не приведёт к развитию, а только к деградации. У меня до сих пор страх.

Сергей Безруков, художественный руководитель Губернского театра: В этом году мы отмечаем юбилей Октябрьской революции, не празднуем — отмечаем, вспоминаем те самые уроки революции, которые не все выучили. Мы должны заново пройти эти уроки, поэтому сценограф и режиссёр придумали эти парты. Недавно я побывал на Фестивале молодёжи и студентов в Сочи и там на вопрос «Кого большевики свергли в 1917 году?» лишь 10% опрошенных сказали про Временное правительство Керенского, а остальные говорили — царя. Историю своей страны мало кто знает.

Трагедию Гражданской войны, столкновение судеб человеческих (а для Губернского театра всегда важен сюжет, в котором говорим о душе, о человеке), столкновение белых и красных мы разбираем с разных точек зрения. Это очень сложная задача — передать атмосферу 1918 года в пьесе. Мы собирали круглый стол историков и театроведов, пытаясь разобраться, насколько для нас, современных людей, значимы революционные события. Я учился в советской школе и есть советский отпечаток отношения к героям Великой Октябрьской социалистической революции, равно как и к героям Гражданской войны, а в последующие годы это представление ломалось.

Володя Зуев написал очень хорошую пьесу, которая нам понравилась. Это современный взгляд молодого человека на события, произошедшие в Алапаевске. Здесь все попадают в ту самую школу, где были заключены представители царской фамилии перед казнью. И зрители, и актёры попадают в эту школу. В этой истории сложные судьбы, есть жертва и убийца. У каждого из персонажей своя правда, но убийство в финале никоим образом не может быть оправдано, никакими самыми светлыми идеями невозможно оправдать зверство убийства.

Наталья Шклярук, актриса: Для меня Елизавета Фёдоровна духовный, честный, добрый человек: убить человека можно, веру убить — нельзя. В шахте до последнего она пела херувимскую песню, дабы поддержать тех, кто рядом с ней.

Степан Куликов, актёр: Мы никого не обвиняем, кроме убийства в финале. Персонажа Ефима Соловьёва я оправдал так, что он воевал за царя, видел много крови на войне, пережил многое и хочет, чтобы его дети и внуки свои жизни прожили счастливо. Он маленький человек на посту комиссара юстиции. Веру запретили, но все крестики носили, прятали, а Ефим принципиально веру в Бога в себе убил. А все люди к Елизавете стремились, хотели увидеть её.

Ефим понимал ответственность, что его потом убьют за это, и по всем документам он был убит белыми. Он человек со стержнем, не ломался, не сбежал из Алапаевска и дождался своего конца. Белые вывезли в Екатеринбург, допрашивали и больше о нём никакой информации нет.

Евгений Чесноков

0
273.913 GOLOS
На Golos с May 2017
Комментарии (2)
Сортировать по:
Сначала старые