Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
smotritelmayaka
6 лет назад

IMITATION. Винсент Виллем Ван Гог

Так как я еще не закончил свой цикл публикаций про Голландию и Амстердам, то продолжу его и в этой рубрике.

Бывая в Амстердаме, я в обязательном порядке стараюсь посетить два музея – Государственный музей, где висит картина Рембрандта «Ночной дозор», вернее сама картина называется по другому – «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга» и конечно же Музей Ван Гога.

Мне очень нравится современное, просторное, светлое, многоэтажное здание Музея Ван Гога. Но не могу сказать, что точно так же нравится и само творчество этого художника. Я захожу туда полюбоваться на одну-две работы мастера, причем не самые популярные из его наследия. Это «Башмаки» и «Едоки картофеля».

Можно сказать, что они вообще не особо вписываются в его характер письма, но лично меня привлекают больше, чем знаменитые «Подсолнухи», например.

Может быть от того, что эти две картины более голландские что ли, чем большинство остальных, и именно этим они мне и нравятся. Я считаю, что талант Ван Гога был в свое время значительно переоценен голландскими арт-дилерами, и, фактически, искусственно превознесен. Но, должны же в искусстве любой страны быть свои национальные таланты! Таким талантом и сделали Ван Гога. Не буду распространяться и дальше в этом направлении, лучше посвящу этому художнику отдельную публикацию, где и расскажу о своем отношении к нему.

Но вернемся к теме публикации и самой истории, о которой я хотел бы рассказать.

С середине 1920-х годов к Юлиусу Мейер-Грефе – искусствоведу, автору биографии Ван Гога и фактически создателю легенды об этом живописце, пришел некий Отто Вакер. Человек, про которого было известно только то, что он выступает в берлинских кабаре с эротическими танцами под псевдонимом Олинто Ловель. Он принес Юлиусу несколько картин в общепризнанном стиле Ван Гога и с его подписью и сказал, что дома у него всего около 30 картин великого мастера! И что вы думаете? Мейер-Грефе, признанный специалист в творчестве прославленного им знаменитого художника был в таком восторге, что тут же признал подлинность не только принесенных Вакером картин, но и всех других, которые в дальнейшем показал ему этот мошенник. Слепое поклонение творчеству Ван Гога сыграло с ним злую шутку. А предприимчивый Отто Вакер, заручившись поддержкой авторитетного эксперта и его сторонников, тут же открыл собственную галерею и выставил в ней все «работы знаменитого голландца». И работы раскупались! Сопровождая продажу каждого полотна идиотским провенансом и экспертной оценкой Мейер-Грефе, Вакер умудрился продать практически половину подделок, которые разъехались в разные страны, до тех пор, пока полиция, по требованию нескольких арт-дилеров, не вмешалась в работу его галереи. Деньги от продаж шли сумасшедшие и невольно привлекли внимание экспертов-искусствоведов. Отто Вакер был арестован…

На суде Отто Вакер не моргая врал, что полотна он скупил по дешевке у русского аристократа, бежавшего из России от революции. За Вакера, естественно, горой стояли сам Муйер-Грефе и его ближайшие сторонники, утверждавшие, что он продает исключительно подлинники. Но полиция, получившая от кого-то дополнительные сведения, устроила обыск в ателье брата и отца мошенника, которые были художниками! Там же были обнаружены еще более десятка свежих работ «Ван Гога» с непросохшими красками.

Отто Вакер получил три года тюрьмы, а репутация Юлиуса Мейер-Грефе была окончательно разрушена…

Но вот в чем парадокс! Покупатели картин у Отто Вакера стояли на своем и все абсолютно картины мошенников подверглись дополнительным многократным экспертизам. А самое главное, что шесть из них признали подлинниками!

Нигде в российских источниках мне так и не удалось узнать и посмотреть, что это были за картины, которые продавал Вакер под видом творений Ван Гога. Но мне повезло. На просторах интернета я все-таки нашел один источник! Голландский библиотечный сайт публиковал в свое время ежегодный журнал Музея Ван Гога. И в одном из номеров за 2002 год приведен полный перечень этих картин, причем указаны их наименования, дана черно-белая маленькая картинка с изображением, а главное описан полный провенанс каждой картины, вплоть до последнего владельца! Я считаю, что это уникальные сведения для любого любителя живописи и почитателя творчества голландского художника.

Намеренно не буду приводить перевод из этого издания, чтобы не напутать что либо при переводе. Скажу только, что часть подделок до сих пор находится в частных коллекциях, а часть неизвестно где. То ли утеряна, то ли уничтожена, то ли лежит до поры в ожидании подходящего времени для очередного аукциона…

Тем же, кто захочет лично почитать про подделки я дам ссылку на эту статью* http://www.dbnl.org/tekst/_van012200201_01/_van012200201_01_0011.php

Полюбопытствуйте – очень интересно, особенно провенансы!

2
606.428 GOLOS
На Golos с November 2016
Комментарии (46)
Сортировать по:
Сначала старые