Конформистская передача и генетическая память
Эволюция наложила интересный отпечаток на ныне живущих людей. Естественный отбор уничтожал тех, кто не смог создать устойчивые сообщества путем съедения дикими зверями и сохранял тех, кто получили ген конформизма.
Возьмем две группы, проживающие на соседних территориях. В одной принято чесать лоб, в другой – затылок. Но браки заключаются только межгрупповые, чтобы сохранять хороший генофонд, противостоять генетическим заболеваниям и вырождению.
Предположим, красавица попала замуж, из группы, чешущей затылок, в группу с почесанием лба. Еще на протяжении своей жизни в короткое время она начнет чесать лоб благодаря конформизму, заложенному на генетическом уровне. А её дети уже будут чесать только лоб без каких-либо вариантов, конформистская передача уничтожит социальное пространство для этих ребятишек, в котором можно было бы чесать затылок.
Выходит, что конформистская передача нивелирует любое отклонение от традиции, нравов, сохраняя культурную идентичность группы людей на конкретном пространстве. Но фактический материал противоречит теории, происходят время от времени существенные сдвиги в традициях и нравах. Как это объяснить?
Например, отношение к детям за последние 200 лет поменялось радикальным образом три раза. В аграрную эпоху детишки были рабочим скотом и в этом плане представляли ценность для крестьянской семьи и барина. Причем девочки стояли очень дешево, меньше старой кобылы, а мальчики дорого. Они начинали работать на поле с 11 лет и в это же время у них начиналась правоспособность.
Именно поэтому семейных детишек по приказу Сталина расстреливали с 11 лет. Другое дело беспризорники. Это было новое явление для российской жизни в период советов. При царях, дети использовались как рабочий скот, поэтому всегда находились родственники, желающие приютить сирот. Если совсем было плохо их забирали монастыри с той же целью.
В результате гражданской войны и голодомора этот социальный механизм был сломан. Города заполнили беспризорники, они обворовали и так голодающих советских людей. Более того, те царские офицеры, которые отказались изменять присяге, занимались планированием операций по ограблению складов и вагонов с продовольствием при помощи беспризорников от чего ребятишки быстро перенимали организационные навыки и совершенствовали своё мастерство.
Советские люди, испорченные квартирным вопросом, горячо выступали за наведение порядка, ну то есть за утилизацию беспризорников. А утилизацией населения в это время занималось ЧК во главе с железным Феликсом. Разумеется, и беспризорников определили к нему. Поскольку сентименты и добросердечие было не чуждо людям в кожаных тужурках с наганами, то детей до пяти лет, выловленных при облавах, отправляли в детские дома для производства строителей коммунизма, или, вернее сказать, для использования в качестве рабочего скота. Именно поэтому детдома открывались при лагерях и комендатурах, в случае поселений ссыльных, а детишек старше пяти лет просто утилизировали.
Вот это отношение к детям в индустриальную эпоху изменилось радикальным образом. В начале каждой промышленной эпохи в различных странах детский труд был благодатным источником для накопления капиталов. Заставляли работать долго, платили мало, спали дети, как правило в бараках. В Англии, где впервые была применена эта практика, до сих пор через несколько поколений проявляются у потомков признаки рабского труда и плохих условий жизни. Они низкорослы, слабо развиты скелеты и мышцы, имеют большее распространение нервные срывы, часто наблюдаются половые дисфункции.
Но развитие технологий потребовало квалификации от работников, начало распространятся всеобщее образование, ограничение по возрасту и времени эксплуатации детского труда. Постепенно его использование ушло в прошлое. Это был самый страшный удар по рождаемости.
Крестьянские семьи имели стимулы рожать много детей, нужны были рабочие руки. Семья индустриального общества избавилась от бабушек и дедушек. Папа с мамой на работе, иначе не выжить на одну зарплату. Дети превратились в обузу карьерному росту родителей. К тому же люди в городах стали лучше жить, но это стоило денег. Рожать резко перестали.
Дети стали редкостью, и их цена стала очень высокой, именно поэтому основной расправой над неугодными стало сейчас обвинение в педофилии, распространении детской порнографии и проч. Например, таким образом, для прекращении деятельности по раскопкам убиенных в Сандормохе власти обвинили Юрия Дмитриева.
Высокая ценность детей в постиндустриальную эпоху породила такое социальное явление как прицепинг. Женщина выходит за состоятельного мужчину, привязывает его кошелек при помощи рождения ребенка, затем разводится с интервалом в семь лет, выходит за другого и всё повторяется. Я просто поражен какой эффективный механизм создала конформистская передача для препятствования депопуляции населения: нужно просто разводить семейные пары каждые семь лет!
Более того, экономика доверия предъявляет жесткие требования: ребенок должен вырасти терпимым к особенностям других людей, иначе успеха ему не видать. Единственным средством добиться толерантности является запуск механизма самореализации. Это привело к огромным, не имеющим аналогов в мировой истории инвестициям в человеческий капитал в развитых странах. Государство, частные благотворительные фонды, семьи вкладывают деньги резко повышая стоимость самих детей. Ребятишки же, у кого ум есть, инвестируют своё время.
Вот такая эволюция: рабочий скот - третья нога - абсолютная ценность и за короткий промежуток времени.
Вот эти радикальные изменения по отношению к детям на протяжении короткого времени говорят, что с конформистской передачей не всё в порядке и в ней есть дыры.
Джо Хенрих и Роберт Бойд из Калифорнийского университета (The Evolution of Conformist Transmission and the Emergence of Between-Group Differences) создали компьютерную статистическую модель конформистской передачи и установили поразительные зависимости. Оказалось, что генетически у людей есть склонность к конформизму и, через отсечение флуктуаций, конформистская передача делает группы устойчивыми, с сохранением культурных особенностей, традиций и морали. Но как только вмешивается изменение среды, так сразу же конформистская передача начинает работать ровно в противоположную сторону.
Если среда проживания (социальная, климатическая и т.д.) резко изменяется, то включается более древний механизм, заложенный в генетическом коде, отвечающий за адаптацию к изменениям. В этом случае начинается поток массовых флуктуаций по адаптации к новым условиям и идет выбор между наиболее эффективными способами. В результате начинается коллапс между несколькими вариантами приспособления, набравшими силу в сообществе через охват по принципу все-все-все. Один из которых выигрывает и превращается в устойчивую культурную традицию.
Так конформистская передача и генетическая память приводят любой социум к приспособлению и самосохранению.
Этот вывод о генетической памяти до недавнего времени не был подтвержден при помощи эксперимента, что вызывало сомнения в стройности теории конформистской передачи, из которой генетическая память выводится как следствие. Она обязана существовать, иначе выбор при флуктуациях делать было бы просто не из чего. Нужен способ хранения базы данных.
Еще 100 лет назад, Иван Павлов – российский физиолог полагал, что потомками наследуется опыт своих предков, который связан со стрессом и болью. Но до недавних пор, данное предположение не было подтверждено опытным путем.
В 2013 году Керри Ресслер и Брайан Диас из Медицинского центра Университета Эмори в Атланте (США) закончили научные эксперименты, подтверждающие наличие генетической памяти. Они выявили, что травмирующие данные меняют активность генов посредством химической модификации ДНК. Опыты проводились на мышах, которые передавали память о запахе из поколения в поколение.
Во время исследования было установлено, что новорожденные грызуны наследовали от своих родителей ген, отвечающий за врожденные рефлексы. В частности, потомство может бояться определенных запахов, которые не выносят их «родители».
Ученые приучили самца грызунов бояться запаха черемухи, который имеет вещество ацетофенон. Затем от скрещивания этих самцов с самками получили потомство и обнаружили, что мышата тоже боятся запаха черемухи. Притом, что обучение потомства родителями и контакты между поколениями были исключены. К тому же, реакция на «опасный» запах не утрачивалась в следующем поколении и при выведении потомства искусственным осеменением.
Оказывается, травмирующая информация меняет активность генов посредством химической модификации ДНК. Специалисты доказали, что это является биологической, а не социальной передачей информации, и происходит она путем передачи метилирования ДНК по половым клеткам.
Подобная схема характерна только для «отцовской» и «дедовской» памяти, но не для «материнской», поскольку сперматогенез происходит на протяжении всей жизни мужчин, а женщина рождается с полным набором яйцеклеток, и как-то изменить эти гены уже не представляется возможным. Однако в тех же сформированных яйцеклетках женщина хранит родовую память от своего отца, т.е. дедушки своего ребенка.
Выводы из этих двух научных открытий просто потрясающие.
Во время жизни субъект мужского пола накапливает информацию и передаёт её по наследству посредством генетического кода. Берегите мужчин! А то получите затухающую флуктуацию через вырождение потомства из-за социопатии или психопатии в будущем.
На протяжении одной жизни конформистская передача в слабо изменчивой среде сохраняет и усиливает нравы и обычаи, калька в виде генетического кода записывается и передается по наследству. В результате устойчивость культурных особенностей нарастает к каждому следующему поколению. Запись генетического кода сами знаете где усиливает конформистскую передачу.
В случае резкого изменения среды конформистская передача ломает систему и через флуктуации запускает другие нравы и обычаи. Последние берутся не на пустом месте, а в процессе сна и/или медитации, и/или творческого поиска. Генетическая память выталкивает массив хранимой информации наверх и субъект, через личные пристрастия, выбирает один или несколько способов адаптации. После этого снова включается конформистская передача и в социуме происходит "выбор через флуктуации" (Илья Романович Пригожин) наиболее адаптивной модели поведения. Если выбор будет не удачным, либо все умрут, или распадется социум, возникнет новый с другими моделями поведения.
Привожу простые примеры.
Негры в США подвергались во время рабства насилию и истязанию. Эта информация была записана в генетическом коде. Сейчас статистика насилия неграми в США значительно выше, чем среди белых. Причем это касается выборки не из криминальных анклавов, а из среднего слоя. Таким образом, через гены даже в благополучной среде воспроизводится опыт насилия и пережитого насилия предками.
Рабство в России уходит корнями в глубь истории и насчитывает столетия. Паспорта стали выдавать только в 70-х годах прошлого века. Перед этим Рюриковичи, Романовы, Советы создавали уникальный тип быдла путем естественного отбора, который записывался в генетическом коде. Так, любое неподчинение тут же вело на каторгу или в солдаты, при Советах на утилизацию. Эти люди, проявляющие свободомыслие, просто не могли дать потомство в большинстве случаев по понятной причине. Потомство с генетически записанным рабством давали те, кто безропотно подчинялся унижениям (Тургненев).
Это привело к устойчивому распространению патернализма как способа адаптации к социальной среде, подкрепляемого пропагандой при Романовых (самодержавие, православие, народность) и при Советах (принцип демократического централизма). Патернализм – это прямое объяснение почему раб должен терпеть насилие.
Перманентное насилие стало фундаментом царствования Рюриковичей, Романовых и большевиков. Оно создало среду, в которой выжить можно только через самоорганизацию в примитивные сообщества. По понятной причине такая адаптационная модель усиливалась конформистской передачей и записывалась в генетический код. В условиях низкотехнологического развития и слабых неконкурентных взаимодействий с другими сообществами эта модель может существовать сколь угодно долго.
Она очень эффективна в ресурсных экономиках, так как иерархическая система управления может справляться только с простым распределением. Созидание требует более сложного общественного устройства и горизонтальных систем управления через демократические процедуры.
Ботаники в примитивных сообществах являются либо забитыми, либо маргиналами. Конечно, они ищут соответствия и при первой возможности покидают такой социум. Флуктуации в данном случае в сторону созидания и развития человеческого капитала идут по затухающей и весь социум попадает в порочный круг.
Чем сильнее насилие в обществе, тем глубже борозды в генетической памяти, тем в больших масштабах оно воспроизводится в последующих поколениях. Это объясняет ужас гражданской войны, сталинских репрессий и чрезвычайно высокий уровень насилия в это время, который превзошел все известные исторические эпохи.
Но технологии сделали мир маленьким, тесным и высококонкурентным. Созидательная экономика, экономика доверия действуют при помощи мягкой силой без какого-либо злого умысла и захватывают всю планету. Мощь стран с новыми экономическими моделями такова, что страны с распределительной экономикой неизбежно деградируют и перестанут существовать. Единственный способ выживания – это адаптация через конформистскую передачу, постепенное нивелирование рабства в генетической памяти и записи в ней модели поведения через творческую самореализацию.
Это требует резкого увеличения инвестиций в человеческий капитал, реформы образования и в разы увеличения бюджетных расходов на образование.
Для выживания общество обречено создать благотворный круг с устойчивой положительной обратной связью направленной на затухание насилия во всех его проявлениях.