Краткие исторические аргументы в пользу децентрализации и самоуправления
Тысячи лет назад люди жили в общинах, и общины имели обширные пустые земли между поселениями. Сообщества были маленькими, и люди ежедневно могли наблюдать друг друга и общаться друг с другом. Доверие различных уровней и прямое недоверие были созданы через взаимодействие членов сообщества, и это сформировало репутацию каждого члена общества.
Доверие - это энергия и жизненная сила любого сообщества, и никакое сообщество не может существовать без него.
Шаг 1
По мере того, как общины становились все больше, они требовали все больше земли. Область расширилась и в конечном итоге стала слишком большой, чтобы контролировать ее границы.
Правительства начали появляться примерно в это же время, хотя, как точно они появились, по-прежнему остается предметом дискуссий и исследований. В науке существует четыре теории о том, как появились правительства:
Теория кочующего и стационарного бандита - захват власти над населением и контроль над захваченным населением.
Эволюционная теория - начиная с примитивной семьи с относительно естественным распределением власти, которая переросла в нечто большее, что в конечном итоге превратилось в правительство.
Теория божественного права - Бог дал право определенным людям и династиям контролировать население. Правители в свою очередь подчиняются Богу.
Теория социальных контрактов - члены населения охотно дают власть нескольким людям работать на общее благо населения.
Независимо от теории, важно то, что по мере расширения сообществ, большая часть власти и ресурсов была делегирована и использована для попытки контроля и патрулирования границ.
Сообщества вскоре превратились в города-государства, и доверие стало круто вертикальным. Доверие, которое было дано правительствам, было необходимо для управления и развития городов-государств.
Затем соседние города-государства присоединились к странам, и правительства стали более мощными. И это имело смысл.
Шаг 2
В последнюю четверть 20-го века произошли две вещи:
-свертывания тоталитарных правительств;
-продвижение Интернета.
В 1992 году Фрэнсис Фукуяма опубликовал книгу под названием «Конец истории и последний человек», в которой он утверждал, что универсальная западная либеральная демократия может быть окончательной формой государственного управления.
В отличие от тоталитарных правительств, демократические люди привлекали граждан к принятию решений для содействия благополучия и общему благу населения.
"Самым замечательным событием последней четверти двадцатого века стало раскрытие огромных слабостей, лежащих в основе, казалось бы, сильных диктатур мира, будь то правая военно-авторитарная диктатура или левая, коммунистически-тоталитарная.
От Латинской Америки до Восточной Европы, от Советского Союза до Ближнего Востока и Азии, сильные правительства терпят неудачу в течение последних двух десятилетий.
И хотя во всех случаях они не уступали стабильным либеральным демократиям, либеральная демократия остается единственным последовательным политическим устремлением, которое охватывает разные регионы и культуры по всему миру."
Вертикальное доверие тоталитарных правительств сделало их слишком тяжелыми и акромегаличными в инфраструктуре для поддержания контроля; граждане перестали доверять тоталитарным централизованным учреждениям. А без энергии доверия, правительства левиафанов рухнули.
В то же время развивался Интернет, он связывал разрозненные сообщества мира.
Доски объявлений были почти сразу сформированы, и это были в значительной степени первые сообщества Интернета, где люди не должны были знать друг друга в реальной жизни или даже находиться в географической близости.
Они были независимыми, самоуправляемыми, а энергия доверия, которая протекала через эти общины, была почти горизонтальной. И в этом было много силы.
Шаг 3
Опять же, быстрый переход к 2000-м годам, а теперь связанный с ним цифровой мир ускорил историю человечества. Онлайновые самоуправляемые сообщества уступили место почти тоталитарным структурам, таким как Facebook.
Сначала доверие от вертикальных структур в реальном мире стало перетекать в цифровое пространство в горизонтальные сообщества с распространением досок объявлений в 90-х годах, а затем оно круто снова стало сковываться вертикальным структурами с акционированием онлайн-сервисов.
И это было относительно хорошо вначале. Это были те места, где жило много общин - таких сайтов, как Myspace, Reddit, Facebook и т. д.
Но когда социальные сети стали набирать силу, превращаясь в акромегальные левиафаны, энергия общественного доверия начала их покидать.
В то же время то, что мы сегодня наблюдаем как в реальном, так и в цифровом мире, - это кризис доверия - от реальных институтов до централизованных онлайн-сервисов. Доверие покидает вертикальные структуры и становится все более распределенным по горизонтали.
Распространение доверия можно разделить на несколько этапов. Первый был местным, когда мы жили в границах небольших местных общин, где все знали всех остальных. Второй был институциональным, своего рода посредническим доверием, которое проходило через различные контракты, суды и корпоративные бренды, освобождая коммерцию от местных обменов и создавая основу, необходимую для организации индустриального общества. И третий, все еще очень в зачаточном состоянии - это экономика обмена.
С ростом экономики обмена и продвижением интереса и популярности Blockchain мы явно прошли через вертикальный гребень волны доверия, и он падает в состояние распределения, более или менее горизонтального и общинного.
Сообщества возвращаются к самоуправлению, члены сообщества работают друг с другом, подпитывая энергией распределенного доверия. И это происходит сейчас.