Неопределенность в социальном процессе

Каждый человек застает социальную организацию в готовом виде как нечто неизменное. Социальные коды непосредственно записываются в подсознание, очень редко отдельные одаренные уникумы умудряются увидеть и записать их. Правда, к моему сожалению, каждый социальный код представляет себя вне времени, его распаковка и последующая зашифровка также не учитывают этот важнейший фактор.

Более того, не учитывая фактор времени, человеческое сознание подкладывает совершенно ложную мысль, что всё произошедшее было предопределено. Наиболее ярко это отразилась в идее провиденционализма. Якобы вся история человечества была замыслена богом. Именно поэтому всю разумное действительно, а всё действительное – разумно.

Человеку остается только проникнуть в сокровенные божественный замысел, разгадать его и действовать в соответствии с ним. Совсем плохо делается, когда провиденционализм люди превращают в проект будущего, экстраполируя божественный замысел вперед. Тогда человек совсем лишается субъектности и теряет свободу воли, делегируя её высшему абсолюту.

Ещё хуже делается, когда на место бога помещается помазанник божий, а уж когда эту идею приватизируют бандиты, захватившие власть, тогда она оборачивается социальными экспериментами, заканчивающимися потоками крови. А ведь это всё лишь идея провиденционализма, искажающая понятие времени!

Это парадигма мировосприятия аграрного общества с сословными перегородками. Её задача - сделать несправедливое неравенство узаконенным, происходящим от бога. Здесь время представляется цикличным движением по кругу с постоянным повторением существующего.

Hegel02

Разорвал порочный круг маятникового движения по кругу Гегель. Он представил весь мир как движение идеи, самопознающей себя, в том числе и через создание социальных связей. Тезис-антитезис дают новое качество и повторяются они уже с точки зрения постоянного развития. Время перестало двигаться по кругу, появилась спираль и стало возможным развитие, в том числе и социальных отношений.

Удивительно, но последние исследования в области информационных технологий подтвердили теорию Гегеля. Некоторые ученые после изучения затрат энергии на сохранение, стирание и передачу информации, пришли к выводу, что весь существующий мир есть не что иное как результат накопления и сохранения информации. Причем этот процесс свойственен и неживой природе, результатом являются процессы самоорганизации через открытые неравновесные системы.

Но кульминацией является появление живой природы и человеческого мозга, способного накапливать и обрабатывать большие массивы информации. А сама жизнь человека – это процесс постоянного воспроизводства генетической информации, увеличение затрат на исправление ошибок в которой как раз и приводит к концу жизни в точке перелома.

Только сразу же появилась новая проблема понимания времени. Возникла теория непрерывной эволюции, особенно жестоко эта кривая идея прошлась по социальным наукам. Вот там давно была плохая жизнь сначала рабство, потом феодализм. Теперь плохой капитализм, который неизбежно должен превратиться в социализм, затем коммунизм. Вот в этом слове неизбежно снова вылез наружу провиденцианализм. Мир опять стал паутиной, повязавшей человека намертво.

prigojin

Но незадолго до февральской революции в России родился Илюша Пригожин. Когда ему было 4 годика он страстно увлекся музыкой, и она его поразила. Дело в том, что детский развивающийся мозг очень часто более глубоко различает звуковые тона, с возрастом это как правило проходит. Илюшу поразило странное явление: прозвучавшую ноту невозможно было повторить опять. Нота была та же, но звук повторить было невозможно, он рассеивался и уходил в небытие навсегда.

Вот это открытие в голове 4-х летнего Илюши перевернуло спустя некоторое время всю фундаментальную науку. Дело в том, что время необратимо, не бывает и быть не может никаких путешествий во времени. Тот мир, который был минуту назад не просто прекращается, он разрушается и рассеивается, поэтому вернуться в прошлое невозможно.

Раз не существует задуманное кем-то прошлое, значит нет предопределенного настоящего и уж будущее совсем не определенно. Тут обычно скептики бросаются в другую противоположность от провиденционализма и попадают в плен к его величеству случаю и начинают кричать о том, что человеческая жизнь – песчинка в бушующем мировом океане. Нет никаких законов. Ну вот так устроен человеческий мозг, вечные перепады из одной крайности в другую!

Диссипативные системы проходят несколько изменений в своем развитии. После очередной точки бифуркации происходит полный распад элементов системы, царит хаос и неразбериха. Само время прекращается, и система существует как бы в круговом движении. Но внутри системы начинаются различные процессы через флуктуации. Множество элементов начинают самоорганизовываться и для них уже начинает существовать понятие времени.

Эта самоорганизация представляется обычно как определение свой/чужой и сплочение своих, происходит своеобразный выбор элементов и объединение. Типичным примером является общественное мнение. Когда множество идей распространяется по головам, люди начинают создавать объединения сторонников той или иной идеи, возникает конформистская передача. Чем больше идея нашла сторонников, тем больше она еще захватит пространства. Это такой механизм победы через все-все-все.

Например, после поражения фашизма в Германии многие немцы не могли понять, как они стали сторонниками такой ужасной идеи. Также и в странах демократии люди не понимают, как они до нее докатились и воспринимают права человека как нечто обыденное само по себе существующее.

Когда флуктуации набирают силу в захвате пространства через все-все-все время набирает скорость, система становиться крайне неравновесной и стремиться к упорядочению. Теперь элементы начинают «видеть» друг друга, система движется к новой точке бифуркации. Предсказать выбор системы при этом не представляется возможным. Она может как двигаться к усложнению системы, так и к упрощению.

Весьма поучительным может быть исторический пример России. Оптимальной стратегией является развитие частной инициативы, постепенное усложнение социальной жизни, в результате неизбежно возникает институт частной собственности, а система управления всё больше становиться инклюзивной, власть распределяется по множеству институтов, политически это выражается в создании демократических механизмов.

В 1861 году началась земельная реформа в России, большевистские пропагандисты её обычно критиковали за необходимость выплачивать помещикам огромные суммы за выкупаемую землю. Более того, они считали, что нужно было отобрать землю у помещиков без выкупа и отдать крестьянской общине. Другие деятели считали, что нужно было отобрать землю у помещиков и раздать в частную собственность крестьянам, проведя раздел общинной земли. То есть куда не пойди – всё время нарушение прав частной собственности и земельный передел, проще говоря рейдерский захват, не имеющий в России окончания по времени.

f36337547b855a3165b28dd55402411a

Обе точки зрения при реализации вели к деградации правовой системы и социальных отношений. Но Александр 2 Освободитель умудрился сделать ещё хуже.

Если до реформы за крестьянами присматривал помещик и урядник, то после реформы община получила самоуправление. На первый взгляд это шаг вперед, но есть одна серьёзная проблема. Крестьяне стали более зависимы от своей общины, все вместе они отвечали перед банком за выкупные платежи. Причем, если хозяйство приходило в запустение, как правило в результате смерти хозяина, то вдову с детьми община легко выгоняла, земельный надел отбирала и перераспределяла в пользу более крепких хозяйств. Вдова с детьми была обречена на голодную смерть, многие вынуждено бежали в города.

А вот раньше помещик обязан был своих крестьян кормить, теперь эта обязанность прекратилась. Далее совсем интереснее. Земельный передел происходил в пользу зажиточных крестьян, они создавали обширные патрон-клиентские отношения в общине и легко и быстро захватывали земли, создавая крепкие хозяйства. На смену помещикам-эксплуататорам появились эксплуататоры кулаки. Ни о какой частной инициативе не было речи, злоба, зависть и ненависть разрушали социальный мир в деревне.

Эта была тяжелая ситуация, система деградировала даже по сравнению с крепостным правом. Дело в том, что увеличение числа представителей среднего класса работает в социальных отношениях как якорь, которым удерживается общество во время общественных бурь. Частный собственник, благодаря своему имуществу и труду становится независим от различных иерархических структур, партнер-клиентских отношений. Он сторонник сильного государства с правой системой и противник политической нестабильности.

Поляризация на богатых и бедных в деревне, партнер-клиентские отношения блокирующие социальные лифты для молодежи, не формировали средний слой, а усиливали конфликтно-авторитарные группы, вечный земельный передел в крестьянской общине. Вот так самоуправление, дикие фантазии российской интеллигенции создали деструктивную устойчивую систему политической нестабильности.

1397505647_304689091

Началась первая революция. Николай 2 и императрица были глубоко убеждены, что народ, в смысле крестьяне, их очень любит, а это либералы-интеллигенты учиняют бунт. Либералы-интеллигенты были уверены, что крестьянская община – это предтеча социализма. Они просто не видели тех тенденций социальной нестабильности и разложения крестьянской общины через поляризацию на богатых и бедных.

Собирается первая Государственная дума и социалисты требуют отобрать землю у дворян и раздать крестьянским общинам. Понятное дело, при отсутствии всеобщего избирательного права и наличии имущественного ценза в думу попали представители зажиточного крестьянства и в случае земельного передела посредством нарушения прав собственности именно они были бенефициарами этого закона.

В это же время Витте создает первое правительство независимое от царской власти и приглашает на министерские должности интеллигентов – либералов, но они отказываются. Думая, что сейчас свергнут царскую власть, появиться конституция и Дума сама выберет революционное правительство.

86e06093e31fec239576195ba0cf927c

Витте остался один и его Николай прогнал. Окно возможности для реформ закрылось, система социальных отношений снова прошла точку бифуркации в сторону гражданской войны. Могли кадеты войти в правительство и начать реформы для расширения среднего слоя? Разумеется! Но случай – опьянение от революционных событий и жуткие амбиции сделали своё дело, эти флуктуации победили.

Затем пришло время Столыпина, он пришел в Думу со своей реформой крестьянской общины. По его мнению, нужно было как раз создавать средний слой частных собственников, пользующихся гражданским кодексом Российской империи, а не обычаями и традициями крестьянской общины с устойчивой психологией примитивных групп. Он предложил выделять из общины на отруба желающих. Теперь выкупные платежи они должны были платить напрямую, минуя общинный котел и передел земли каждые 12 лет.

images

Это преобразование было направлено на создание среднего слоя и политической стабильности в стране, Дума отклонила предложение Столыпина, её Николай 2 разогнал, реформа началась помимо народных представителей. Социальная система прошла точку бифуркации в сторону усложнения и развития, появилась надежда на то, что всё могло продолжаться без революции. Бунтовщики кто бежал за границу, кто оказался в Сибири.

Реформа имела потрясающий успех. Целая армия землемеров свыше 40 000 человек выделяли из общинных земель крестьянские хозяйства, начался самый высокий экономический рост за всю историю России. Но опять вмешался случай. Николай 2 решил поучаствовать в мелкой победоносной войнушке и ввязался в Первую мировую войну. Зачем?

Быстро развивающаяся частная инициатива стала заменяться государственными задачами для обеспечения фронта, начала расползаться зависимая от государства экономика, Питер наполнился бывшими крестьянами с примитивной психологией. Они хотели есть, пить водку и не ехать на фронт – получите вторую революцию. Если бы в Питере не было столько войск источник бунта был бы удален от столицы и случай бы не вмешался в историю. Так была пройдена точка бифуркации в сторону политической нестабильности.

Последний удар по гражданскому обществу нанесли большевики своими декретами. Они отобрали всё имущество у людей, оно стало принадлежать революционным комитетам и швондеры стали распоряжаться землей, промышленными предприятиями, квартирами, лавками. Большевики закрыли банки и забрали на нужды революции все денежные средства граждан Российской империи.

В течении одного часа люди лишились сбережений и собственности, потеряли все источники дохода. Теперь, чтобы не умереть от голодной смерти нужно было либо бежать за границу, либо идти работать на большевиков за пайку.

По всей стране выросли иерархические структуры большевиков, все жители были интегрированы в них через конфликтно-авторитарные группы. Социальная система деградировала до примитивного уровня рабства.

Так цепь случайных флуктуаций – множества сознательного и бессознательного выбора людей привела к деградации социальной жизни. Нет никакой устойчивой закономерности в том, что победили большевики. Есть только общий закон диссипативных систем, а выбор всегда остается за людьми. И от выбора каждого человека зависит его будущее и всего общества.

pskполитиканаукаэкономика
766
376.466 GOLOS
0
В избранное
varja
На Golos с 2017 M06
766
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (5)
Сортировать по:
Сначала старые