[Поэтическая мастерская] Дистанция между поэтом и лирическим героем.

В ролевой лирике поэту удается «чужое вдруг почувствовать своим».
А.А.Фет

автор - @zaria

Здравствуйте! С вами я - @zaria и моя Поэтическая мастерская.

Хочется снова поднять вопрос о месте автора и лирического героя в его стихотворениях.

Часто читатель отождествляет автора с лирическим героем. На примере своего творчества я попытаюсь сегодня разоблачить существующее ошибочное мнение тех, кто является противником самого понятия "лирический герой".

На стихах ру, где я уже обитаю более 7 лет, многие сильные авторы считают, что только трусы прячутся за лирического героя, чтобы их не заподозрили в любви, в обидах, разочарованиях. Так, одна из поэтов пишет, что у неё нет "лирического хероя". Другая пишет, что во всех её "царапках" - только она сама и никто другой, что ей скрывать нечего...

Ясное дело, что сомнения у читателей вызывают те произведения, где автор пишет от первого лица - "Я". А, если пишет чувственно, умело расставляя слова и подбирая удачные метафоры, то такие стихи не могут оставить равнодушными никого. Вот здесь и появляется желание у читателя утешить автора, поддержать, подбодрить и прочее.

Давайте, по доброй традиции - рассмотрим понятие "лирический герой". Послушаем мнение маститых поэтов современности по этому вопросу.

К слову, лирический герой, лирический субъект, лирическое "Я" в лирическом произведении и понятие о лирическом субъекте, не тождественном автору текста как таковому, впервые возникло и было обосновано в трудах Юрия Тынянова.

Лири́ческий геро́й - одна из форм проявления авторского сознания в лирическом произведении; образ поэта в лирике, выражающий его мысли и чувства, но не сводимый к его житейской личности.

Лирический герой - субъект речи и переживания, в то же время являющийся главным объектом изображения в произведении, его идейно-тематическим и композиционным центром. Лирический герой обладает определённым мировоззрением индивидуальным внутренним миром. Помимо эмоционально-психологического единства, он может наделяться биографией и даже чертами внешнего облика автора.

Лирический геройнаделяется устойчивыми чертами личности, неповторимостью облика, индивидуальной судьбой. Это условный образ человека, который говорит о себе "Я" в лирическом стихотворении, имея возможность таким образом выразить авторскую точку зрения в лирическом произведении при помощи своего лирического героя.

"Лирический герой не тождествен образу автора – создателя произведения. Духовный опыт автора, система его миропонимания и мирочувствования отражаются в лирическом произведении не прямо, а опосредованно, через внутренний мир, переживания, душевные состояния, манеру речевого самовыражения лирического героя. Одним из методов воплощения образа лирического героя считается циклизация (т.е. наличие более или менее выраженного поэтического сюжета, в котором раскрывается внутренний мир лирического героя*)"

Таким образом, Лирический герой, отзеркаливающий образ самого поэта в лирике - это всего лишь способ раскрытия авторского "Я". Тем не менее, это не значит, что мы столкнёмся с копией автора, скорей — это художественный «двойник» поэта, вырастающий из текста лирических композиций.

Именно так я с улыбкой называю себя в своих комментариях, когда мне сочувствуют или завидуют моему счастью:
"Хорошо, я передам это всё своей лирической героине! Именно она является то ли моей двойняшкой, то ли близняшкой, в зависимости от того, какую дистанцию я нарисую между нами".

Давайте сегодня заглянем в мою творческую лабораторию. Я попытаюсь вам доказать, что в моих стихотворениях всё же живёт и чудит моя двойняшка - лирическая героиня - плод моей фантазии.

Если рассматривать моё творчество, то во-первых,

  • Моя героиня чуть моложе, чуть красивей и чуть креативней меня - автора своих стихотворений. Если можно так выразиться, она даже "не два в одном", а пять в одной. В один и тот же день на свет рождаются стихи совершенно с противоположным настроением и чувствами, что подчёркивает тот факт, что биография и события сегодняшнего дня здесь не играют никакой роли. Иначе было бы, что вижу - о том и пою...А здесь - немного глубже, это раздумья многих лет, вложенные в уста моей героини.

Вот стихи, написанные в один день - в одно время, я их называю "скоростишками", разные мысли о жизни приходят одновременно, я их и записываю все вместе:

Умеем боль свою накручивать,
С холодных губ сорвав печать,
Летим на свет и ищем лучшее,
Чтоб приручаясь - приручать


Нет, я ни с кем не соревнуюсь.
Приподнимая планку нашу,
Пишу и знаю – это дурость…
Из топора не варят кашу.


Строкой за шею обнимала,
Ты улыбался: руки сильные…
Но только в сторону вокзала
Лишь пузыри взлетали – мыльные…


Стихи бунтуют взаперти.
Открыть? С какого перепугу?
Я подключила их к сети.
Пусть шишаки набьют друг другу.


Да, я пишу немного быстро…
Да, я пишу не пОтом – кровью…
Плохая из меня артистка…
А впрочем...береги здоровье…


Хочу открыть тебе один секрет,
Уже под сердцем тайны не тая...
Не знаю точно: мой ты или нет,
Но я давно, по-моему - твоя...

Во-вторых - Лирический герой - не всегда человеческий образ.
Вот, посмотрите, кем я только не представляю свою лирическую героиню:

гадким утёнком

На небе, как на простыне,
Ложатся тучек складки,
Под скорлупой живёт во мне
Утёнок, только гадкий…

Он, выходя на птичий двор,
Блуждает сиротливо,
И птицам всем наперекор-
Общается с крапИвой.

Он обнимает ивы прядь,
И светлячкам он светит,
Ему бы ветер обогнать,
Взлететь бы к звёздам этим…

Ему бы лапы всем пожать:
И кошкам, и собакам,
Помочь с земли взлететь стрижам,
Найти добро во всяком…

Качают птицы головой,
Не хочется им верить,
Что гадкий - это тоже свой!
Пусть и другой, но ЛЕБЕДЬ!

волчицей

Я сегодня волчица – Шера.
Это имя стихами вышито.
На изогнутой гордой шее
Вы ошейника не отыщете.

Мне от бёдер до самой холки
О душевном комфорте грезится.
В животе загуляли пчёлки,
Не развратницы, но затейницы.

Бьюсь мечтами о шкуру бубна,
Телом, двигая лихорадочно,
Осторожно, легко, бесшумно
Продвигаюсь тропой загадочной.

Все движения в такт природы.
Стали лапы такими мягкими.
Я таких не видала сроду -
Упираются в солнце пятками.

В ритме неба дожди по крыше
Виражами чаруют древними.
Я мелодию жизни слышу
Всеми клетками, всеми нервами.

Видно, род мой на небе вписан
Кровью огненной – королевскою.
В дикий вой превратились мысли,
Напитались тоскою зверскою.

Закружило меня незримо
Ароматами кисло-сладкими.
Мне бы в ноздри втянуть экстрима,
С перестрелкой, погоней, схватками.

В тонких жилах — природный порох.
Я не верю, что неудачница.
Если запах свободы дорог,
Если в душу рассудок прячется.

Если жизнь моя – это вспышка,
Вперемешку - святого, грешного.
Свой окрас – поэтичный слишком
Для охоты наносит женщина.

Это Шера во мне - волчица.
Ей в норе прозябать не хочется.
Видно голод помог взбодриться.
Потому что она — охотница...

настольной лампой

Мой милок - красавчик редкий
Освещает зимний сад.
Вот и я в его розетку
Тычусь вилкой наугад!


миногой

Столы накрыты. Три прощальных выстрела.
Лежат деликатесы из миноги.
Она считала, что была единственной,
А оказалось, что одна из многих…


кошкой

Уходить не стоит в самоволку.
Успокойся. Подожди немножко.
Держит кот по-прежнему за холку
Дикую доверчивую кошку...


музыкальной струной

Не виден дуб. Душой, наверно, юн.
Чертополох разросся, словно дерево.

Кому-то в жизни нужно - много струн,
Чтоб зазвучала музыка уверенно.

Уже мелодий, будто через край.
Одна струна безжалостно растянута.

А ты тяни, тяни её...играй...
Не верь тому, что можешь быть обманута.


аквариумной рыбкой

Здесь подсветка - тусклая немного,
Затеряться нам не мудрено.
В каждом камне прячется тревога,
А камней на дне - полным-полно.
Будем ждать, чего, не зная сами,
Прозябая в царстве золотом.
Биться в стёкла долгими часами,
Пузыри, заглатывая ртом.
Даже корм становится отравой,
Если долго правдой кормят нас.
Не хочу в аквариуме плавать,
Где меняют воду каждый раз...


А здесь нет местоимения "Я", но всё же в образе дворовой собаки я попыталась передать состояние души брошенных или даже символически убитых людей, так сказать "жертв" своей любви. То, что чувствовала собака, привязанная хозяином зимой к дереву в лесу, в тот момент символически переживала сама автор, ощутившая себя чуть ли не Асадовской рыжей дворнягой, у которой сердце чистейшей породы...

http://www.stihi.ru/2014/02/17/7063

Т.е носителем авторского сознания все чаще является не человек, а часть природы, наши земные братья с лапами и хвостами, а то и та часть природы, у которой нет лап и хвостов, так, в моих стихах оживали провода под током, лампы и деревья, цветы и дома.
Одно из моих любимых стихотворений "Влюблённые дома" - обо мне, моя история, но там не я - Ольга Заря, а там - лирические герои - два дома, о чьей любви не догадываются люди.

Думаю, что мы ощутили сегодня разницу между автором и лирическим героем.

Сам автор устанавливает нужную дистанцию между собой и своим ЛГ. Читатель не должен нарушать её. Поэзия - это вид искусства, как и кинематограф. Мы же ощущаем разницу между актёром и героем фильма?
Иногда актёры играют далеко не самих себя, примерами могут служить и Юрий Никулин, и Георгий Вицин, и Инна Чурикова итд.
Даже фотография - это не наша копия. На ней мы можем выйти лучше, чем в жизни или наоборот, особенно, если это фото на паспорт. На портрете мы больше похожи на себя, т.к. его дольше рисуют, есть возможность раскрываться больше - и это отражается на портрете в уголках губ и глаз. И всё же - это произведение искусства.

Иногда читатель легко отличает автора от героя, понимая, как сказал А.А.Фет : В ролевой лирике поэту удается «чужое вдруг почувствовать своим».

От первого лица писал и Пушкин "Мой дядя самых честных правил", но мы говорим "лирический герой Пушкина". От первого лица писал А.Твардовский «Я убит подо Ржевом», но ролевая дистанция определена автором, который представляет нам монолог-обращение к живым погибшего на войне солдата.

А вот у Маяковского дистанция между ним и лирическим героем гораздо меньше в его ранней лирике.

Героем раннего Маяковского стало лирическое «Я» автора.
В соответствии с этим его произведения несут в себе эгоистическую ноту – «Я», «Себе любимому посвящает эти строки автор» и первый сборник стихов с пафосным названием «Я!»

Мы говорим о лирическом субъекте и в поэзии Сумарокова, хотя все его разножанровые тексты, объединённые в единое целое общим героем, имеют автобиографические черты.

Отношения между поэтом и лирическим героем сопоставимы с отношениями между автором – создателем произведения и литературным героем. Однако, несмотря на то, что лирический герой – персонаж, можно сказать, что в его образе имеет место и исповедальность, и самонаблюдения, даже иногда факты биографии преобладают над вымыслом.
И всё же - это лирический герой.

Вывод: Поэт сам избирает модель так называемой «ролевой дистанции», повествуя от первого лица, отсюда и специфическая ролевая лирика, которую читатель воспринимает как тождественную или нетождественную автору.

Я искала своё стихотворение "Я другая", в котором писала читателям, что я в жизни совсем другая, чтобы не путали меня с образом моей вечно юной и неукротимой лирической героиней, но поисковик выдал мне моё старое одноимённое стихотворение "Я другая" - оно о другом...и всё же...

Попробуйте определить дистанцию между автором и лирической героиней.

Тождественна ли героиня автору? Это вам решать. Главное для себя понять, что различие между лирическим героем и автором мы ощущаем в разной степени дистанцированности автора (поэта) от образа (лирического "Я") в стихотворении.

Девчонки, вам трудно, знаю... я тоже прошла сквозь это, поверила, что ДРУГАЯ, спустилась с чужой планеты.

Взорвала свою ракету, вернула былую удаль! Я видела искры где-то, но грел меня дома – уголь.

Сожгла я округу словом, в нём было с лихвой тротила, а дом был моим - покровом, и с углем - тепло мне было.

Сегодня мне стало легче, разогнаны в небе тучи, горят у иконы свечи, чтоб завтра – мне стало - лучше.


Пою одна в своём преддверье мая,
Забросив солнце в ноги февралю.
Я в двух спектаклях сразу не играю,
Своим обедом сытых - не кормлю.
Уже туман давно изорван в клочья,
Ещё бы отдышаться от весны.
Меня искать не нужно между прочих,
Им тоже шансы, видимо, нужны…
Они с утра выходят на подачу.
Упругий мяч готовится на взлёт.

А я шучу, а я опять чудачу.
Ведь нам, красивым – плакать не идёт…

Спасибо всем, кто заглянул ко мне в Мастерскую.

Верьте авторам стихотворений на слово, но не отождествляйте их с лирическими героями.
Если вы прочитаете: "Антошка, пойдём копать картошку" - не хватайтесь сразу за лопату, посмотрите за окно...Возможно, уже зима... и копать нечего...Шутка!
В каждой шутке есть доля шутки!

До новых встреч в нашей Поэтической мастерской!

Берегите себя и друг друга.

Ваша Ольга Заря, @zaria


Торговая платформа Pokupo.ru


дизайнер @orezaku

goldvoicevox-populivoxmensvm-poetryпоэзия
315
181.490 GOLOS
0
В избранное
vox.mens
Литературное сообщество
315
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (13)
Сортировать по:
Сначала старые