Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vox.mens
6 лет назад

[Поэтическая мастерская] Гендерные особенности языка поэзии

Жить стоит уметь так, чтобы под музыку нашей души плясали даже жизненные бури.

Джулиана Вильсон (ж)


Знаете, в чём чаще всего наша ошибка? Мы быстро сдаёмся. Быстро отказываемся от цели, оправдывая это банальным «что ж поделаешь, не судьба». А ведь порой для того, чтобы получить желаемое, надо попробовать ещё один раз. Постучаться, вернуться, попытаться во второй раз... И даже, если снова не получится, не терять время на самоистязания. Нельзя останавливаться не только на достигнутом, но и на недостигнутом тоже. Чтобы добраться до цели, нужно прежде всего идти.

Эльчин Сафарли (м)


автор - @zaria

Здравствуйте! С вами я - @zaria и моя Поэтическая мастерская.

Сегодня мы с вами поговорим о том, существует ли женская и мужская поэзия?
Многие категорично утверждают, что не важно, кем написаны стихи, важен результат — творческий плод.

Давайте поговорим, поспорим о женском и мужском в поэзии. Справедливо ли утверждение, что разделение на «мужскую» и «женскую» поэзию само по себе неправильно, а гендерная идентичность в поэзии практически не играет роли. Рассмотрим с вами образцы поэзии мужчин и женщин. Есть мнение, что «Вселенная мужчины — целый мир, Вселенная для женщины — мужчина!» Так ли это?

Обычно под гендерными различиями понимают различия между мужчинами и женщинами.

Мужчина и женщина... Инь и янь... Говорят, что они прибыли на землю с разных планет. Мужчины с Марса, а женщины с Венеры. Кто они? Противоположности, пребывающие в вечной борьбе или две половинки, пришедшие в этот мир, чтобы дополнить друг друга?

У мужчин и женщин есть и тайные мечты, и любовные переживания, и свой поиск самих себя, и свои надежды, и разочарования, и свои открытия, и свои потери. Из всего этого складывается философия и судьба каждого из нас. Это всё, что волнует, заставляет страдать, мечтать, делать выводы и, основываясь на них, творить свои стихи.

Переживания мужчин и женщин ложатся в основу поэзии. Казалось бы, находясь далеко друг от друга, не обсуждая темы своих будущих творений, мы пишем обо всём, часто перекликаясь своими строками и мыслями. В чём же заключается та самая разница между мужской и женской логикой, между мужским и женским восприятием действительности?

В итоге, мы сможем решить, то ли мы две половинки одного целого или воинствующие противоположности.

В своём посте я цитирую различные мнения, которые отыскала на поэтических форумах, в том числе на информационно-развлекательном портале "Союз писателей". Хотелось бы, чтобы прослушав различные мнения, вы высказали своё собственное, как сделаю это я в завершении своего поста.

Хотелось бы в самом начале написать о том, что Марина Цветаева не делила поэзию на мужскую и женскую. Она и себя называла не иначе, как поэтом, оскорбляясь на поэтессу.

"С образом лирического героя в поэзии женщин-авторов связана вера в прекрасную, гармоническую, рожденную для счастья человеческую личность. Причём счастье состоит не в индивидуалистическом погружении в сокровенные тайны духа, не в забвении реального мира, а в приобщении к этому миру, ко всей полноте существования, которую он может дать человеческой личности: в счастье любви, борьбе и единстве с природой".

Заметим, что тема любви многолика и противоречива не только в «женской», но и в «мужской» поэзии.

Сначала рассмотрим более подробно, как представлена любовь в поэтической картине мира женщин-авторов. С вашего разрешения я буду цитировать свои стихи (женские) и стихи своего друга-поэта (мужские)

"Идея женщины решать свою судьбу связана с идеей поиска любви. Поэзия женщин-авторов свидетельствует о восприятии нами мира как несовершенного, неопределенного, разобщенного, часто чуждого человеку бытия. Поэты-женщины пытаются найти истинное счастье, свою Любовь. В жизни мало света, они обращаются к своему внутреннему свету, к тишине, умиротворенности. Все страхи, комплексы, необратимые внутренние потрясения в их душах возникают на фоне бурных событий, хаоса быстротекущего времени. Любовь, должно быть, является тем спасительным чувством, которое принесет умиротворение и прочную связь с духовной основой. Вера в любовь сильна. Человеку необходима родная душа. Встречи и разлуки, нежность, чувство вины, разочарование, ревность, ожесточение, истома, поющая в сердце радость, несбывшиеся ожидания, самоотверженность, грусть - в каких только гранях и изломах мы не видим любовь в женской поэзии. Обострены и напряжены все чувства. И открывается необычность обычного. Человек начинает воспринимать мир с удвоенной силой, действительно достигая вершин в постижении смысла жизни.".

Женщины-авторы показывают любовь до безумия, самопожертвования, беспамятства, женщины исповедываются, раскрывая всю свою женскую сущность.

У женщин-поэтов

Ольга Заря

...Кто-то дружит с печалью.
Воет ночь на луну.
Тонкой солнечной шалью
Я тебя оберну.
Как грустить неохота,
Хорошо... просто ах!
Вытри капельки пота
На уставших висках.
Хочешь, руки потискай,
Мякоть губ теребя…
И ныряй прямо в мысли –
Этот рай - для тебя…


Свет – если нам светло и непроглядной ночью,
Жаль, иногда весло к центру грести не хочет.
Видишь, уже гора движется к Магомеду,
Мудрость – она мудра, смело идёт по следу.
Молча, идёт в обход, в горы – рискнёт - едва ли.
Песня моя не лжёт – строки канатом стали.
Значит, сомненья прочь – пусть их - хоть сто, хоть двести...
Должен канат помочь - в горы подняться вместе!
Страшно от высоты, только рискну опЯть я,
Мир - это там, где ты, там, где твои объятья!


"В изображении светлого чувства широко используются женщинами такие средства художественной выразительности, как сравнения и метафоры, которые придают речи исключительную выразительность.
В любовных стихах женщин-авторов много эпитетов, которые рождаются из целостного, нераздельного, слитного восприятия всего, что окружает человека, когда глаз видит мир неотрывно от того, что слышит о нем ухо; когда чувства материализуются, опредмечиваются, а предметы одухотворяются: «В страсти раскаленной добела»(О. Дьякова)"

Ольга Заря

...Обнимаешь, целуя спину,
Мы сегодня опять близки...
В тихой песне моей пчелиной
Есть и твой аромат тоски.
И ещё аромат пачули -
Тот, что манит голодных пчёл.
Наносила я мёда в улей,
Чтобы ты его - предпочёл.
Хочешь мёда? Бери, не бойся,
В нём цветочного лета вкус.
В тусклом зеркале пляшет осень,
Удержи меня...я боюсь...


Колдуй строкой! И жги её, и рви...
Твори обряд в своём оккультном храме.
Уже давно алхимия любви
Затмила разум, управляя нами.

Но убеждаюсь я в который раз:
Иная роль у нашего искусства.
Мы не слова шлифуем под алмаз,
Мы от запрета очищаем чувства...


"В «женской» поэзии также встречается такой поэтический прием, как параллелизм: использование образов голубя, улитки, дельфина, скрипки и пр. - которые служат средством усиления поэтической выразительности. Данные художественные образы являются формой отражения действительности, обобщенной картиной человеческой жизни, созданной при помощи творческой фантазии".

В предыдущих постах я уже знакомила вас с такими стихотворениями, где я была и улиткой, и миногой, и рыбкой гуппи, и скрипкой. Но ещё в моей поэзии оживают не только бытовые предметы, строки и слова, но и знаки препинания. Вот, одно из стихотворений о любви, где героиня ощущает себя "лишней запятой":

Лишняя запятая

Прости, что я всегда противоречу, то говорю, что небосвод не наш,
то вдруг ладонь кладу тебе на плечи, самой себе, адресовав "демарш"…
То устаю от наших перекуров, то сплю, как будто набираясь сил.
Прощаю всех - не потому что дура, ведь ты за всех прощенья попросил…
Зажги свечу. Я эту писанину сожгу к чертям. Бумажки - ерунда.
Откуда рифмы в голове куриной? Она давно уже не молода...
Да, возражаю против рифмы точной. Да, изъясняюсь на словах простых.
Ещё я часто ставлю многоточие… И очень много лишних запятых…
Я жду, что в жизни будут перемены. Ещё в стихах рисую между строк
на белом поле – замок белостенный, чтоб ты немного отлежаться мог.
Хочу тепла… и всё же протестую...Стою одна - в далёком- далеке,
склонив свою головку золотую, как запятая - лишняя в строке…


Во многих стихотворениях у женщин-поэтов используется вымысел для создания собирательного образа микромира, в котором править, по их мнению, должны Любовь и Добро:

Ольга Заря

Вот оно - счастье

Вот оно счастье, а, может, всего лишь оплошность... в том, что пытались скорее приблизить лица. Выпить, немного вина, пополам расколовшись... Что же напрасно ему столько лет под землёй храниться.
Мы унесём феромоны из мест необычно сладких, тех, что таЯт и призыв, и открытый вызов. Аперитив поджидает под каждой горячей складкой, где верещатник солёной росой до утра забрызган.
Где извергается кожей по маленьким нежным крохам - рай, над которым витает и лайм, и пьянящий мускус. В мир притягательной музыки тихих охов - льётся покорность с желанным теплом вприкуску.
Пусть от сохи – борозда зарастёт нескоро. Пусть облетает невинность цветами мая.
Может, сыграем в тональности "Ля минора"...
Может, воскреснем в аду на обломках рая...

        ***

У мужчин-поэтов
Любовь у них часто сравнивается с огнем свечи, с костром, который является символом чего-нибудь живого: он способен сжигать, оберегать, освещать путь человека. Как известно, огонь - это священный символ домашнего очага. Любовь сравнивается с рассветом, с "теплотрассой", с интригой. Верность - с голубями и солнцем.
Как и в женской поэзии, в мужской тоже Любовь является одной из высших ценностей земного существования, это стержень и опора в жизни, на ней и у мужчин тоже держится мир. Но вот у моего друга-мужчины в поэзии есть образ "аквариума", в котором женщины - это красивые рыбки, одна из которых - золотая. Как поясняет мой друг, что у мужчин и у женщин разные задачи в этом мире. Мужчины приходят, как охотники. Их задача - оставить как можно больше потомства - "по своему образу и подобию"." Т.е они по сути - полигамны, а женщины - моногамны. Задача женщин - завоевать сердце одного мужчины и удержать его около себя. Мужчины, имея иные "сверхзадачи", всю жизнь продолжают искать свою единственную женщину.
Вот как они видят полигамию:
Полигамия — это свободная и чистая любовь, где нет рамок, правил, концепций или ограничений.
Полигамия — это, в первую очередь - понимание важнейших внутренних психологических и духовных аспектов, а также немного больший уровень гармонии, позволяющий: не ревновать и не бояться потерять своего партнера. Не быть собственником и понимать, что всё в этом мире приходящее и уходящее. Быть больше "в данном моменте" и не осуждать своего партнера ни за что и нигде.))

Отсюда, мы видим, что женщины чаще посвящают стихи свои одному герою, который проходит через всю их жизнь, через всю их любовную лирику, а у мужчин любовный список женщин достаточно велик, вспомним хотя бы Пушкина, Есенина...и других.
Скольким женщинам посвящены их поэтические строки?

Давайте посмотрим мужские стихи, есть ли в них резкое отличие от женских?

Чуть-Чуть Другой

Милая - верь: мы едва ли не вкупе,
Бьюсь головой - как рассвет о стекло...
Всё, что случится когда-то - наступит,
То, что в минувшем осталось - прошло!
Сухлая грусть исцарапала нёбо,
Словно жену - я раздвину тетрадь...
Можешь - терпи, не сумеешь - попробуй
Прямо на солнце - глаза поднимать!
Свешу - ресниц рыболовную сетку,
Вспомню - текучий туман за рекой,
И постучится тоска, как соседка -
Мягкий халат не сжимая рукой...
Падай, закат: мы расстреляны - оба,
Если подохну: опять, поутру -
Будет лысуха - башкой белолобой
С брюшка снимать лягушачью икру!
Будет расчёсывать воду - как перья,
Прятаться - в ряски зелёную слизь...
Милая - плачь: я назначил потерей -
То, что ниспослано сверху - как жизнь...
Рвота стихов - подпирает под горло,
Варятся в сердце слова - как пшено...
Если любовь, будто ластиком стёрла -
Именно это тебе суждено!
Милая, душу подай - словно руку...
Всё, что твоё - навсегда забери,
Там, где моя уходящая мука -
После себя не закрыла двери...


Ещё не встретились... ещё
Глаза - в глазах не побывали,
Ещё на правое плечо -
Рассвет не лёг, как одеяло!
Немало в сердце странных сил,
Там, за аортой: успокойся -
Я - слишком многое простил
Из непрощаемого вовсе...
В душе постылой - ни души,
Но там - откуда нет возврата,
Ты, как Евангелье пиши -
Всё то, что я - сжигал когда-то!
Зови меня - пока одни,
И, как дворняге, - ночью синей,
Боль на ладони протяни -
С крупинкой яда в середине...
Почти исполнилось... почти
Вошла любовь - как морфий в мышцу...
Ах, чувства: к Богу на пути -
Как ангел плачет - не услышьте!
Уже не встретимся... уже
Последний вдох - не сделать дважды,
Межа не движется к меже...
И умирает пруд - от жажды...


Ольшаник - сумраком освячен,
Как жизнь - пригублено вино...
В тебе сошлось так много всячин -
Но уворовано одно!
Примерь тоску - как тушь на веки,
Ударь в больное - не со зла...
Ты вся была нечеловеком -
Но - слишком богом не была!


В моей руке - твоя рука,
Запястье с привкусом ванили...
Как будто нам, исподтишка -
Друг другу - память подменили!
Из-под ресниц - крестился взгляд,
И вон туда, где боль всего-лишь -
Ты - как дочурку в детский сад,
Обиду за-руку приводишь!
Загни мне волосы - как рожь,
Они под ветром - гнутся вроде...
Давай - попробуй! Не вернёшь -
Лишь только то - что не уходит!
Я пью расплату - как дурак,
И жизнь читая - будто повесть,
Проступит в сердце - солончак
По лебеде чересполосиц...
Я знаю: истина - есть Бог,
И, наливаясь кровью красной -
В башке - мычал единорог,
Чтоб одному не оставаться!
Я понял: правда - западня,
Что лишь слова - чернее пашни,
И ты ко мне - но от меня
Идёшь по памяти вчерашней...


Как видите, в мужских стихах, как и в женских одинаково выражается боль и тоска, раздумья и поиск решений. Значит, любовь может и мужчинам приносить разочарование, разбивать сердце и ранить душу. В поэзии мужчин по-своему, но так же ярко видна картина того, что безответность чувств делает их беспомощными.

Многие утверждают категорично, что "всё просто - до банальности: женская поэзия - чувства и эмоции, мужская - ум и логика, она идет от знания. Другие им вторят, что всё же есть различия, у мужчин чаще встречаются безличные конструкции в основном. "Я" в мужской поэзии - это "я знаю". " А в женской - "я чувствую" - более прямолинейное выражение чувств... Мужчина скрывает свои чувства в жизни, в поэзии - проявляя их, избегает говорить при этом "я".

Видимо, поэтому мне мой друг часто говорит, что я в поэзии, как голая пляшу по сцене. Иногда в лёгком хитоне, т.е чувства мои обнажены до предела. Поэтому на мою поэзию все слетаются, как мотыльки на огонь! Улыбаюсь...))

Давайте послушаем ещё одно мнение о мужской и женской поэзии:

"Главное, чтобы понятия мужская и женская поэзия произносились не уничижительно и осудительно, а выражая степень восхищения".

"Женская поэзия - кинестетична или аудиальна, это выражение себя, своего внутреннего мира через многообразие чувств и ощущений, впечатлений, эмоций, выразительность интонаций, мелодики.... мужская поэзия - визуальна, богата художественными образами, насыщенна красками и динамикой, импульсивна, носит активный, волевой, деятельностный характер. Мужская поэзия прекрасно передаёт мысли и зрительные впечатления, выстраивается видимая "картинка", но мелодике внимание уделяется реже, чем в женской поэзии, где как раз интонация, звукопись очень важна. Бывают, конечно, и исключения: Бальмонт, например, чья поэзия тяготеет к "женскому", мягкому варианту".

В интернете нашла статью Марты Антоничевой как раз на предмет "женской и мужской поэзии".
Вот, что она пишет:

"...Говоря о женском и мужском в поэзии, в каком-то смысле различие все же можно обнаружить. На мой взгляд, ключевой категорией женской поэзии является любовь в ее различных проявлениях. Это центр женкой философии, ее содержимое, главный ценностный стержень. Для мужской же поэзии значимо прежде всего осознание переживающего субъективного «я» в окружающем мире, взаимосвязь- взаимоотталкивание с действительностью, одиночество, поиск себя. Невозможно, конечно, говорить об этом в каких-то жестких рамках, но различие, все же очевидно. Пример подобной очевидности – поэзия моих современников, тех, кому пока еще только двадцать пять."

А вот, мнение Ирины Кузнецовой на форуме, оно подтверждает, что мы всё же половинки и, переплетаясь своими поэтическими мыслями, чувствами, строками - дополняем друг друга:

"Мы разные. Всегда и во всём, и в этом заключается вся прелесть женской и мужской поэзии. Всё взаимопроникновенно и взаимодополняемо. Это как в ткачестве - основа и утОк. Переплетение этих нитей даёт целостную материю и создаёт те неповторимые узоры. Но ведь никто не станет отрицать, что и нить сама по себе - прекрасна"!

"Думаю что разделение на мужскую или женскую поэзию, надумано. Единственно что может быть верным - то, что можно проследить иногда игру тех или иных гормонов в строчках или предпочтение определенным темам. А вообще - творчество это проявление на земном плане иных, нематериальных субстратов бытия. Где не может быть женского или мужского начала".
(Сергей Амфора)

"Поэзия не подразделяется на мужскую и женскую. Она либо хорошая, либо вся остальная"
(А. Олеар)

Думаю, что на сегодня достаточно. Хотелось бы подытожить. Это мнение моего друга, которое я поддерживаю:

Поэзия - это вид искусства, как и музыка. Мы же не говорим женская музыка и мужская.
Мы оцениваем музыку по её волшебному воздействию на наши души и наше настроение.
Образцом является классическая музыка, в которой есть всё, что нужно нам в минуты раздумий.
Поэзия тоже должна притягивать читателей своим неповторимым вкусом, ароматом и цветом, если можно так выразиться. Притягивать абсолютно всех - и мужчин, и женщин. Если это, конечно, настоящая поэзия. Показатель настоящей поэзии - это количество читателей, которые возвращаются к вашим стихам, читают вас постоянно, даже переписывают ваши стихи. Хорошая поэзия не станет сильно выпячивать свои гендерные отличия, она будет в меру откровенна и в меру философична, но безмерно прекрасна. Такая поэзия будет интересна и мужчинам, и женщинам.
А следовательно, мужская и женская поэзия - это два крыла одной истинной - Поэзии Любви. Не зря же мужчины и женщины - половинки единого целого, постоянно ищущие друг друга и дополняющие друг друга единой талантливой поэзией.

Вывод: Поэзия подразделяется только на поэзию талантливую и остальную!

Берегите себя и своих близких!

Спасибо всем, кто сегодня был со мной рядом!

До новых встреч!

Ваша Ольга Заря.

(картинки из фонда интернета)


Торговая платформа Pokupo.ru


дизайнеры @konti и @orezaku

0
188.568 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (13)
Сортировать по:
Сначала старые