[Поэтическая мастерская] Интрига в поэзии

автор - @zaria

Здравствуйте , дорогие друзья!

Снова с вами я, Ольга Заря и моя Поэтическая мастерская!
Сегодня мы поговорим о поэтической интриге. Нужна ли она в поэзии? Я постараюсь подкрепить наши полученные знания - практическими навыками.

Хотелось бы начать нашу беседу со стихотворения Людмилы Володиной, которое я нашла в"Избе-читальне":

Сердце, зацепившая интрига -
самой главной на повестке дня:
словно недочитанная книга,
взгляд гипнотизирует меня.

Рушит возводимые препоны
страстными сполОхами огня,
молча игнорирует законы,
к явному безумию гоня.

Сил к сопротивлению нет боле,
напрочь забывая этикет,
я готова сдать себя в неволю,
жду команды, а её всё нет…

Первое, что бросилось в глаза - это "Сердце, зацепившая интрига"...Ах, как нам всегда хочется, чтобы поэтическое произведение цепляло наши сердца.

Давайте заглянем в словарь, чтобы лучше понять, что же такое интрига?

Интри́га*(фр. intrigue, от лат. intrico — «запутываю») — *способ организации действия литературного **произведения, выраженный в том, что действующее лицо (лица) стремится осуществить план, противоречащий интересам другого лица (лиц). События произведения организуются вокруг этого противостояния.

*Интрига в литературе может носить как любовный, так и приключенческий и любой иной характер. Интрига является частью композиции и подчиняется стилю произведения.

Развитие интриги определяет движение сюжета.

А что же такое интриговать?

ИНТРИГОВА́ТЬ - возбуждать интерес, любопытство чем-нибудь загадочным, неясным.

Вот как раз - возбуждать интерес у читателя и мечтает каждый поэт.

Существуют ли какие-либо рекомендации по созданию интриги в стихотворном произведении?

"Интригой могут стать неожиданные поступки героев, появление новых, нежданных, персонажей, необычайные события или ситуации, пространственно-временные смещения, короче, все, что способно круто изменить судьбы и поведения героев. Недаром синоним слова «интрига» - это «происки», «козни», «подвох».

Когда-то по этому поводу со мной делился поэт Игорь Литвиненко. Он сказал, что в своих стихотворениях не пытается сразу раскрывать все карты. Его задача не разжёвывать читателю свои мысли, а построить сюжет так, чтобы подводя к перекрёстку - каждый пошёл своим собственным путём, каждый смог ощутить себя на месте лирического героя.

А вот, что советуют другие поэты для создания интриги в своих стихо-творениях:

1.Сюжет с любовной интригой - это "полоса препятствий", которую пытается преодолеть лирический герой

2.Интерес вызывает изображаемый конфликт, которой является значимым - в рамках судьбы героя.

3.Желательно, чтобы литературный конфликт не ограничивался одной плоскостью.

Что мы понимаем под плоскостью? Герой борется со своими "драконами", а его победы становятся - "добрым молодцам" - уроком. В стихотворении - несколько героев - с различными мотивациями. Герой - жертва сговора или жертва обстоятельств. Или же интрига "героя своего времени".

4.Не буксовать, т.е. не топтаться, не разъяснять одно и то же в разных катренах стихотворения. Не забывать правило: "Лучше меньше- да лучше!"

5.Чаще переводить действия на новый - более высокий уровень.

6.Помнить, что уровень произведения оценивается по качественным показателям, а не по количественным.

8.Держать внимание читателя от начала и до конца нарастанием событий и недоговариванием всего, отправляя читателя к междустрочью. Важно не что хотел автор рассказать, а что смог читатель прочитать. Это как каждый слышит по-своему музыку, читает по-своему картину.

Пишущие знают, что у каждого автора есть мечта - проницательный читатель. Такой читатель на вес золота. Он не будет задавать автору вопросов: о ком написано, а что у вас с этим героем в реальной жизни?

Вспоминаю слова Эмиля Верхарна:

"Поэзию следует искать не в сочетании слов, но в атмосфере, которую создают эти сочетания".

Проницательный читатель услышит музыку души поэта, считает его грусть или тайную надежду.
Перефразирую недавно услышанные слова по памяти: "Бесценны те люди, которые умеют видеть в Вас три вещи: печаль, скрывающуюся за улыбкой, любовь, скрывающуюся за гневом, и причину Вашего молчания..." Бесценны те читатели, которые умеют не просто смотреть, но и видеть, не просто слушать, а слышать.

Мне иногда говорят читатели, что не всё им ясно в моих стихотворениях. Что они читаются иногда двояко. Начинаются вроде бы как "за упокой", а завершаются "за здравие". Трудно при этом разгадать, какое настроение у автора на самом деле. Но при всём этом на Стихах ру у меня за несколько лет -198524 читателей. Из них - 18225 отозвавшихся на мои стихи. И это не потому, что зачастую многие поэты живут по закону "Ты мне- я тебе". Я в эти игры не играю. Пишу комментарии только тем, кому считаю нужным - то ли подсказать что-то, то ли выразить своё "ах". Поэтому моих комментариев на стихах ру - на 6 тысяч меньше, что подтверждает тот факт, что я далека от позы "69". Одним словом, несмотря на сложность хитросплетений моих мыслей - меня читают, берут в избранные авторы. Мне кажется это потому, что в своём творчестве я зачастую использую приём - интриги - пытаюсь возбуждать интерес, любопытство чем-нибудь загадочным, неясным.

Виталий Мещеряков, Игорь Литвиненко, Сергей Ошейко, Яков Баст и многие другие мои поэтические друзья часто так и говорят, что всегда с огромным интересом ждут концовки моего стихотворения, т.к никогда не знаешь, чем оно закончится. А Яков Баст так и называет мои финальные строки "фирменными". Я их часто выношу отдельно - двустишием.

Иногда моя интрига в самом названии. Вот как в этом стихотворении:

Не читайте стихи

*Я стихи не пишу, я на них говорю со всеми,
Микрофоны свои прикрутила к началу строк.
Не читайте стихи, если вас подгоняет время,
Если в мысли мои - вы готовы спустить курок.
Боязливость мою осуждает , наверно, кто-то.
Колебание волн напрягает меня в пути.
Неуверенность - смерть, если нужно пройти болото,
Нерешительность - смерть, если нужно любовь пройти.
Не читайте стихи, если ищете правды больше,
Просто раковин много, и жемчуг лежит на дне.
Не читайте стихи - непосильная это ноша,
Всюду выключен свет, потому что так надо мне.
Просто память моя совершает в стихах обряды,
Поминая что было, и то, что кипит волной.
Понимания мне и советов чужих не надо.
Мой кораблик в пути, и надежда ещё со мной.
Жизнелюбие есть, я его занимать не буду.
Есть у неба зародыш, и имя его - восход.

Не читайте стихи, рассыпая лучи повсюду.
Вслед за ними случайно и солнце моё взойдёт

Иногда интрига в самом начале стихотворения...Она начинается с вопроса: "Я умерла"?
Интрига и в том, что обвиняя лирического героя на протяжении всего сюжета - вдруг в финальных строках я его оправдываю: "Так надо... и, наверно, так честней"...

*Ещё жива...
но почему две даты
И лепестки прозрачные в горсти?
Я умерла? Но в чём я виновата?
Скрестились вёсны надо мной когда-то.
Я умерла, чтоб всех вокруг спасти?
А ты помог. Ты сам принёс мне яда.
И я пила из чешского стекла.
Затем из рук, с твоей души и взгляда.
Не по злобе ты мне шептал: Так надо...
А я вина хорошего ждала...
Слетались птицы и на фоне белом
Я не могла их рассмотреть никак...
Ты о любви писал по небу мелом,
А я так зачарованно глядела...
Ведь я чудачка...да и ты чудак...
Свой магнетизм делили мы на десять,
Затем на двадцать - всё равно пустяк...
Уже губами целовала крестик,
Чтоб слову "Надо" - всё же перевесить...
Но только губ не оторвать никак...
Ты сделал первым шаг до поворота.
Теперь он чёрный - этот день из дней.
Очки снимаю и ищу кого-то...

Но небо для дождей, а не полётов...
Так надо... и , наверно, так честней
*...

А в этом стихотворении интрига в конце. Рассказываю о том, что всё нельзя, всё неправильно и завершаю двустишием: "И понимая, что нельзя быть вместе,ты всё-таки уходишь от разлуки"...

*Любовь порой – одни сплошные муки,
Когда закат над ней нависнет поздний,
Вбивает кто-то прямо в душу гвозди,
А ты стоишь, скрестив печально руки...
И губы, вздрогнув, силятся не плакать,
Когда венки плетёшь из жёлтых листьев,
Когда рассвет приходит в душу чистый,
А в небе тучи навевают слякоть.
Обходишь лужи – зависти, тревоги,
Стремишься непогоду не заметить,
Плечами разрезаешь свежий ветер,
Но не идут на чей-то остров ноги...
Вот и стоишь, скрестив печально руки,
Вот и поёшь с утра пораньше песни,

И понимая, что нельзя быть вместе,
Ты всё-таки уходишь от разлуки
*...

Где-то так...Думаю, что на сегодня достаточно. В следующий раз мы продолжим тему привлечения интереса читателей к вашей поэзии доступными способами, методами, приёмами.
Спасибо, что заглянули в мою мастерскую.
Не забывайте, что я высказываю просто своё мнение, которое совсем не обязательно считать единственно верным. Да и стихи свои я не считаю совершенными, взяла первые попавшиеся для подтверждения своих мыслей.

До новых встреч!

Ваша Ольга Заря


Торговая платформа Pokupo.ru


дизайнер @orezaku

goldvoicevox-populivoxmensvm-poetryпоэзия
459
219.268 GOLOS
0
В избранное
vox.mens
Литературное сообщество
459
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (5)
Сортировать по:
Сначала старые