Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vox.mens
5 лет назад

[Поэтическая мастерская] О прозе и о поэзии. Поэтическое восприятие жизни

  • В самом механизме текстообразования есть нечто, что препятствует автоматическому превращению стихотворной речи в поэзию, точно так же, как обычному говорению стать прозой.
    И.П.Смирнов
  • «Термин «поэзия», бытующий у нас в языке и в науке, потерял в настоящее время конкретные объем и содержание и имеет оценочную окраску».
    Ю.Н. Тынянов
  • Не всякий, кто может писать стихи, — поэт.
    Бенджамин Джонсон

автор - @zaria

Здравствуйте! С вами я - Ольга Заря и моя Поэтическая мастерская.

Сегодня мы продолжим разговор о прозе и о поэзии, начатый на предыдущем занятии Поэтической мастерской.

Честно говоря, тема сегодняшней мастерской только на первый взгляд простая. Но, когда я стала знакомиться с мнениями ведущих учёных - филологов, поняла, что даже у них до сих пор нет чётко обозначенных границ между прозой и поэзией.

Чем больше трудов я изучала, тем больше запутывалась... Попытаемся распутываться вместе...

Я буду цитировать различные мнения и комментировать их вслух.

“Основы поэтического языка те же, что и языка прозы: та же конструкция, те же риторические фигуры синекдохи, метонимии и т. п.; те же слова, образы, метафоры, эпитеты".

Только ценностью и смысловым ударением единично выбранного слова. Поэзия в истоках теснее связана с представлениями о сакральной значимости слов / Слова. В прозе ценность словесной единицы рассеяна и распылена, содержательная нагрузка ложится на более крупные составляющие текста, меньшее значение отводится форме. Ритмическая организация второстепенна - проза может быть отчасти ритмична, поэзия - лишена рифм или графики, но это отличие остается, хотя грань может размываться.

А на одном форуме так и написали: "Если вы считаете, что проза отличается от поэзии ритмом и рифмами, я вас забаню навсегда"!)

Там были такие ответы на вопрос: чем отличается проза от поэзии:

Поэзия - выражает эмоции, проза - смыслы

Концентрацией смысла на уровне предложения, а не слова

Графической организацией строк

Ничем, кроме количества потраченной бумаги.


Хотя я уверенна, что многие именно так и считают, что для поэзии главными показателями являются именно ритм и рифма, хотя существуют и другие поэтические формы — без них: белые стихи, стихи в прозе, верлибры и пр.

Таким образом, поэзию от прозы мы не можем отличать и не отличаем только лишь рифмами и ритмами

Помните, Незнайку и его стишки:

Я поэт. Зовусь Незнайка.
От меня вам - балалайка.

Здесь есть и ритм , и рифма, но поэзии здесь нет...

Моему другу-поэту сказали однажды, что его стихи - это такая конструкция, если одно слово убрать - рассыпается сразу всё стихотворение, если заменить другим словом - совершенно меняется смысловая сущность.

На мой взгляд, это именно то, что должно отделить прозу от поэзии. Вот почему мой друг работает подолгу над каждым своим творением, не выставляет свои стихи до тех пор, пока не отгравирует каждое слово до блеска.

У меня когда-то вышла книга "Азбука духовности", в которой я в рифму пересказала духовные правила, начитавшись работ монахов-старцев.
Но всегда и всем я говорю - это не поэзия. Это просто стихотворное толкование истин. Другими словами, рифмованные прозаические сюжеты. Таким же образом я однажды рифмовала и притчи. Однако, с самого детства, когда я пыталась помогать в стихосложениии своему родному брату, говорила ему: "Поэзия - это то, что прозой не перескажешь". Он до сих пор мне напоминает об этом.

Давайте попробуем пересказать мои скоростишки (они короткие, меньше места занимают! То, что первое попалось на глаза - иронические стишки)

За плечами -горький смех, вредные привычки.
Нам ли в этом опыте дальше состязаться?
У тебя за пазухой - прежние отмычки.
У меня за пазухой - прежнее богатство.


Приоткрывая в сердце ставни,
Рассвет предчувствуя уже,
Я вырезаю боль на камне,
Чтоб камня не было в душе...


Иак, поэзия - это (греч. poiesis, от poiein — делать), — поэтическое искусство в целом, в узком смысле (ритмически) связанная речь: стиховая поэзия в противоположность прозе.

Что говорят о поэзии древние?

Демокрит писал о том, что для стихов характерно особое божественное вдохновение.

А Аристотель считал, что «в поэзии больше философского, серьёзного, чем в истории: ибо она показывает общее, тогда как история только единичное».

Итак, почему людям нужны стихи, если в обычной речи современный человек, как правило, говорит иначе? Со стиха или с прозы начался «праязык» человека?

По мнению большинства литературоведов, проза возникла значительно позже, чем стихи.

Вплоть до эпохи Возрождения стихотворная форма в Европе была практически единственным инструментом превращения слова в искусство и почиталась одним из основных условий красоты. «Стиль, лишенный ритма, имеет незаконченный вид», – писал Аристотель.

Известный польский литературовед и писатель Ян Парандовский заметил в «Алхимии слова»: «...история каждой литературы начинается не с прозы, а с поэзии. Ибо то, что первым возвысилось над обиходной речью, было стихом, и часто он уже достигал совершенства задолго до того, как были сложены первые несмелые фразы художественной прозы».

Признанный специалист-стиховед М. Шапир замечал: «любые развитые формы словесной художественной культуры сначала обнаруживают себя в стихе, а лишь затем – в прозе.

Противоположность «стих—проза», которая ныне кажется столь очевидной, для древнерусского человека не существовала.

Положение осложняется тем, что не совсем понятно, как нам отличить поэзию от прозы? Именно этим мы и занимаемся с вами сегодня.

Хотя замечу сразу: в широком смысле «поэзией» в России 18–19 вв. называли все литературно-художественное творчество, как в стихах, так и в прозе.

Бытует мнение, что поэзия отличается от прозы большей эмоциональностью, лиричностью. Во главе прозы - смыслы, а во главе поэзии - чувства. Это не безосновательно, но тем не менее не может служить отличительным признаком. В художественной прозе тоже довольно часто встречаются лирические фрагменты, кроме того, существует жанр так называемой лирической прозы.

Людмила Поликовская

В чем же все-таки заключается основное отличие поэзии от прозы? По словам литературоведа С.Н.Зенкина, «общий принцип стихотворной речи – повышенная активизация всех уровней текста, которая покупается ценой искусственных ограничений и делает текст особенно информативно емким». Так, если рифмы нет, то используется ритм, если же и он отсутствует (как в верлибре), используется членение на строки, которое может дополняться отсутствием пунктуации. Все это – для того, чтобы «активизировать нашу деятельность интерпретации текста», так как задача поэзии – заставить читателя заново постигать реальность, открывая бытийные смыслы через слово. Тем она и отлична от прозы с ее изначальной описательностью и информативностью. В поэзии форма так же смыслонесуща, как содержание. В хорошей поэзии они дополняют, поддерживают друг друга. Поэтому существуют формы графической акцентировки стиха (например, барочные «подобия», когда, скажем, стихотворение о вазе печаталось в форме вазы, встречающиеся в поэзии Полоцкого, Аполлинера, Жака Превера, или набор различных фрагментов текста разным по качеству и величине шрифтом в поэме Малларме Бросок костей никогда не отменит случая и т.д.). Проза определяется как художественная речь (в отличие от бытовой), так как в ней, по словам того же Зенкина, «в снятом виде присутствует поэтический ритм, проза воспринимается на фоне поэзии; проза – это то, что не захотело быть стихами, в отличие от «сырой» прозы бытовой речи, в принципе не ведающей о стихах».

Крупнейший российский стиховед М. Л. Гаспаров предложил определение, которое сегодня зацитировано:

«Стих — это текст, ощущаемый как речь повышенной важности, рассчитанная на запоминание и повторение. Стихотворный текст достигает этой цели тем, что делит речь на определенные, легко охватываемые сознанием части. Кроме общеязыкового членения на предложения, части предложений, группы предложений и пр., здесь присутствует еще и другое деление — на соотносимые и соизмеримые отрезки, каждый из которых тоже называется “стихом”».

Однако, само по себе указание на повышенную важность и запоминаемость проблемы не снимает. В этом смысле прав А. Г. Машевский, когда, комментируя гаспаровское определение, замечает:

«Однако и проза бывает весьма важной. И ее запоминают и повторяют, например, анекдот».

О формальном различии между стихом и прозой в письменном словесном творчестве пишет Веселовский А.Н.в своей "Исторической поэтике": "Стихи и проза несхожи по особенностям своего графического оформления".

Но, очевидно, что Формальные признаки сами по себе тоже недостаточны. Тот же А. Г. Машевский остроумно пишет:

*В стихи можно превратить любую прозу, оформив её соответственно"

Проводим эксперимент. Берём любой текст на нашей платформе Голос" (думаю, что автор не обидится на меня) и оформляем его графически, как стихотворение:

@mirta

Ноготь на мизинце
Недавно узнала, что мужчины отращивают ноготь на мизинце не для того, чтобы в носу ковыряться. И отращивать этот ноготь стали не вчера и даже не век назад, а гораздо раньше. У Пушкина, оказывается, тоже был длинный ноготь на мизинце, который намекал на его принадлежность к масонской ложе, но это только одно из предназначений. Есть версии гораздо интереснее.
Например, во Франции существовал некогда пунктик в этикете, который гласил о том, что надо поскрести в дверь ногтем, прежде чем постучать
.

Недавно узнала,
Что мужчины отращивают ноготь на мизинце,
Не для того, чтобы в носу ковыряться.
И отращивать этот ноготь
Стали не вчера и даже не век назад,
А гораздо раньше.
У Пушкина, оказывается,
Тоже был длинный ноготь на мизинце,
Который намекал на его принадлежность
К масонской ложе,
Но это только одно из предназначений.
Есть версии гораздо интереснее.
Например, во Франции существовал некогда пунктик в этикете,
Который гласил о том,
Что надо поскрести в дверь ногтем,
Прежде, чем постучать.

Как мы видим, простое графическое оформление в столбик из прозы поэзию не делает.

Почему? Да потому, что связи «по вертикали» устанавливаются в этом тексте случайно. Они не усиливают логическое завершение фразы или усиливают надуманно.

Разбивка на строки прозаического текста затрудняет восприятие информации. Но именно по этой разбивке многие пытались отличить прозу от поэзии.

Кстати, у стихотворений есть тональность и, безусловно, многие из них можно даже положить на музыку. В таком случае стихотворение уже становится песней.

В психологии есть такое понятие – эффект ожидания. Именно в ритмической стихотворной речи мы неосмысленно ожидаем повторения ритма в следующей строке, ждём рифму к слову.

Таким образом, важно понимать, что поэзия отличается от прозы не каким-то одним признаком (ритмическим или графическим), но представляет собой особую систему организации речи, где все элементы (слова, звуки, грамматика, синтаксис и др.) подчинены каким-то своим законам упорядоченности.

Проведём эксперимент с моим стихотворением, запишем его в формате А-4 (сразу скажу, что я часто пишу в этом формате, но не все стихи можно в нём оформить)

Давайте попробуем вот это:

Привитым к небу ты уже не верь.
Земные мы. Из праха. Не стрижи.
И лишь душа в предчувствии потерь
Ещё парит над пропастью во лжи.
..


Привитым к небу ты уже не верь. Земные мы. Из праха. Не стрижи. И лишь душа в предчувствии потерь ещё парит над пропастью во лжи...


Оттого, что стихи (стих - это единица ритмически организованной речи, строка стихотворения) записаны в строку, делая паузы в нужных местах, слыша определённый ритм, мы на слух чётко различаем рифмы, которые сигналят, где нужно остановить голос, как бы вобрать в себя "порцию смысла". Поэзия, записанная даже в одну строку, не становится прозой.

Существовало и такое мнение:

В русской словесности поэзией часто именовалась «хорошая» художественная литература. Именно так часто употреблял этот термин Белинский. Прозой же именовались нехудожественные тексты: исторические, философские, ораторские и т.д., а также плохо написанные художественные произведения. Молодой Пушкин писал брату: «Плетневу приличнее проза, нежели стихи, – он не имеет никакого чувства, никакой живости – слог его бледен, как мертвец». Стало быть, «бледный слог» мешает писать стихи, но не мешает – прозу. Зрелый же Пушкин сказал: «Года к суровой прозе клонят…». «Суровая» здесь означает «серьезная», противостоящая «легкой» поэзии.

И всё же...Стихотворная речь происходит от песни, в которой слово неразрывно связано с мелодией. Законы ритма прозы менее выявлены, чем законы ритма стихотворного.

Слово внутри стиха воспринимается иначе, чем слово в прозаическом тексте.

Давайте, я попытаюсь лирично рассказать о виртуальной любви, пересказав одно стихотворение, сохранив смысловую сущность, но не делая ритмических пауз и убрав рифмы.

Это будет выглядеть приблизительно так:

Я предчувствую нашу любовь, в моих мышцах дрожь, когда я общаюсь с тобой. Я приближаю радость встречи, ведь на расстоянии грусти мы вряд ли сможем дойти к цели...Я понимаю, что всё не так просто. Мы оба не одиноки в этом мире и одиноки одновременно, т.к не можем касаться рук и губ друг друга. Пиши мне свои стихи, я буду читать их и понимать тебя на расстоянии. Только не надо жалости, она унизительна. Мне больно, когда я не могу понять тебя. Тогда я всю любовь, которая нам отмерена на двоих, нет, которая отмерена на целый мир - принимаю на себя одного...


На протяжении слова

(Всё Остальное)

Вот она - схватка предчувствий,
Мышц разогретая дрожь...
На расстояние грусти -
Ты до меня не дойдёшь!

Дай мне - упрямства простого,
Ласковой страсти - в тетрадь.
На протяжении слова -
Буду тебя понимать!

Знаю: обман - это жалость.
Только тебе - всё-равно,
Если душа выдыхалась -
Словно в стакане - вино!

Мне - наказанья не надо,
Если в ресничьем снегу -
Тихую исповедь взгляда
Я - разобрать не могу.

Если сегодня, под вечер,
Здесь, в сухостое репья -
Я - всю любовь человечью
Сходу - беру на себя!


Я думаю, что вы ощутили всё же разницу между поэзией и лирической прозой.

Рифма расширяет связи, в которые вступает каждое слово, и тем повышает смысловую емкость стиха. «Рифм сигнальные звоночки», – писала А.Ахматова. рифма устанавливает связь между словами, звучащими подобно, и заставляет нас подозревать близость и родство предметов, обозначаемых этими словами. Таким образом переоткрывается мир, заново постигается суть явлений. Поэтому важно, что чем рифмовать. Кроме того, конец строки, рифма – это смысловой акцент. Так, Маяковский ставил «нужное слово» в конец строки и искал к нему рифму «во что бы то ни стало».

Ю. Орлицкий в своей работе "Стихи и проза в русской литературе" пишет:

Есть внешнее, формальное различие между поэзией и прозой, и есть между ними различие внутреннее, по существу. Особенно явно эта противоположность проявляется, когда стих и проза сочленяются в одном тексте. Это нечто есть противоположность риторических функций, закрепленных за стихами и прозой.

Вообще в современной науке отчетливо видны две тенденции в решении вопроса о разграничении стиха и прозы. Одни специалисты считают, что важнейшим критерием является характер звучания текста. Это фонетический подход

Слово в стихе функционирует совсем не так, как в прозе, оно теснее связано с другими словами и с логикой всей конструкции.

Чем отличается стих от прозы?

Проза — обычная речь или письмо, отличные от стихов или стихотворства. Традиционные образцы прозы — повествование, описание, комментарий и диалог. Но поразительное развитие современной теории поэтических смыслов привело к разграничению чисто познавательной направленности прозы и поэзии. Исключительность поэтической речи, таким образом, заключается в радикальном отказе от практических и концептуальных идеалов прозы и, возможно, от всей ее социальной ориентированности.

И всё же я попытаюсь разграничить некоторые понятия, отделить "мух от котлет".

Вот, что я нашла для себя очень важное:

Разбираясь, в чем разница между лирикой и поэзией, следует обязательно отметить, что лирику можно обнаружить и в поэтических, и в драматургических произведениях, и в прозе. Лирическими бывают музыка или настроение человека. Однако поэзию не всегда можно назвать лирической. Например, лирикой не является повествовательная поэма или стихотворный рекламный текст.

Не знаю, как вы, а я разложила для себя всё по полочкам:

Т.е Лирика - это не обязательно поэзия, а то, что делает поэзию и прозу чувственными, поющимися, мелодичными.

(от греч. lyricos поющийся под звуки лиры)

Отсюда - лирическая проза и лирическая поэзия. (Чувственная мелодичная проза и поэзия)

"Русский язык" Тургенева я бы отнесла к лирической прозе, а не к стихам в прозе.

Стих - это строка стихотворного текста, организованная по определённому ритмическому образцу.

Т.е., другими словами, стих - это фрагмент рифмованного стихотворения, чего не скажешь о "Русском языке".

Я отыскала подтверждение тому, что слишком часто в литературе употребляется слово "Стихи", из-за чего у учащихся, как и у нас, в том числе, путаница в голове. Почему у Тургенева стихи, а они в прозе? Почему у Пришвина и у Паустовского не стихи в прозе? Хотя и там есть и лиричность, и мелодика строк?

И. С. Тургенев. «Русский язык». Стихотворение в прозе.

Стихотворение в прозе (фр. Poème en prose, petit poème en prose) — литературная форма, в которой прозаический (не осложнённый, как в стихе, дополнительной ритмической организацией) принцип развёртывания речи сочетается с относительной краткостью и лирическим пафосом, свойственными поэзии. Повествовательное начало в этой форме зачастую ослаблено, а внимание к языковой, выразительной стороне текста, в том числе к образности и собственно прозаическому ритму — повышено. При дальнейшем повышении ритмической упорядоченности текста, выходящей за пределы речевой нормы, возникают такие смежные со стихотворением в прозе формы, как ритмическая проза (в русской традиции ассоциирующаяся, прежде всего, с именем Андрея Белого); по другую сторону стихотворения в прозе лежат сверхкраткие прозаические жанры (в частности, афоризм). Не следует путать стихотворение в прозе со свободным стихом (верлибром), ритмическая структура которого однозначно задана стихоразделами.

Уж лучше бы было отделить прозу от поэзии, разбив прозу на рифмованную прозу (сюжетные произведения в рифму), на ритмическую прозу (сюда бы можно было отнести верлибр, на лирическую прозу - о ней я говорила выше).

Отдельно бы вынесла "Стихи" - это всё, что в рифму (в том числе и рифмованные анекдоты!)
И отдельно - Поэзию.

Стихи - это ещё не поэзия - это всё рифмованное (когда-то я писала дочери в рифму текст для защиты диплома, в школе писала в рифму сочинения, легко пересказываю любой текст в рифму, при этом не называя рифмованное плетение словес - поэзией)

  • О вы, кого манит успеха путь тернистый,
    В ком честолюбие зажгло огонь нечистый,
    Вы не достигнете поэзии высот:
    Не станет никогда поэтом стихоплет.
    Никола Буало

Отсюда любое стихотворное целое, превышающее средний размер лирического стихотворения, воспринимается как знак сдвига в сторону прозы, связанный с ожиданием повествовательного элемента.

Поэзия - это не стихоплётство, это, на мой взгляд, как сумма успешности созданного творения. Поэзия - это, когда на высоте форма и содержание.
Помните, я сравнивала Поэзию с хрустальным фужером (форма) и вкусным настоявшимся вином в нём (содержание)
В этой сумме (формы и содержания) присутствует незримо и сумма самого тебя, слагаемые которой - сила и высота мыслей и чувств, содержание твоей духовной вселенной.

Посмотрим, что думают о поэзии наши классики.

  • Из европейской поэзии исчез крик. Осталось жонглирование словами, художества акробатов и эстетов. Эквилибристика опустошенных.
    Эмиль Мишель Чоран

  • Настоящая поэзия начинается за пределами поэзии. То же самое с философией, да и со всем на свете.
    Эмиль Мишель Чоран

  • Поэтическое воображение по сути своей не формирует, а деформирует образы.
    Ролан Барт

  • Поэтами рождаются, ораторами становятся.
    Цицерон Марк Туллий
  • Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.
    Гораций (Квинт Гораций Флакк)

  • Художникам, как и поэтам, издавна право дано дерзать на все что угодно.
    Гораций (Квинт Гораций Флакк)

  • Поэзия — говорящая живопись.

  • Поэзия — музыка души.
    Вольтер

  • Знание предмета для поэта то же, что прочность материала для архитектора.
    Сэмюэл Джонсон
  • Анализ — не дело поэта. Его призвание — воспроизводить, а не расчленять.
    Томас Бабингтон Маколей
  • Поэзия – это проза среди искусств.
    Новалис

  • Проза занимает место в литературе только благодаря содержащейся в ней поэзии.
    Акутагава Рюноскэ

  • Проза есть продолжение поэзии другими средствами.
    Иосиф Бродский

  • Первым поэтом был тот, кто сравнил женщину с цветком, а первым прозаиком – тот, кто сравнил женщину с другой женщиной.
    Константин Мелихан
  • Стихи делают не из мыслей, мой дорогой. Стихи делают из слов.
    Стефан Малларме – Эдгару Дега
  • Проза – это слова в наилучшем порядке, а поэзия – наилучшие слова в наилучшем порядке.
    Сэмюэл Кольридж
  • Поэзия это не «лучшие слова в лучшем порядке», это – высшая форма существования языка.
    Иосиф Бродский

Думаю, что на сегодня хватит. Чтобы окончательно не запутаться самой и не запутать вас, скажу в финале образным языком:

Я представила себе поезд - под названием "Искусство". В нём вагончики: "Искусство слова", "Музыка", "Живопись", "Архитектура", "Скульптура" итд (все виды искусства, отражающие этот мир.)
В вагончике "Искусство слова" есть общие места, плацкартные и купейные.
Стихи (рифмованные мысли), говорение - занимают общие места, Проза - плацкартные, Поэзия - купейные.
Они все сосуществуют между собой. Простите, моё предпочтение - Поэзии. До сих пор считаю, что поэтом нужно родиться, что это Дар свыше. А сам поэтический язык - язык божественный. (Не путать стихотворчество с Поэзией!)

  • Мы ведь знаем мнение величайших ученых, что разные отрасли знания требуют изучения и наставления, поэтическую же способность создает сама природа, и поэт творит из своего духа и в то же время как бы вдохновляется Свыше.
    (Цицерон Марк Туллий)

Постскри́птум

Сказала по телефону о поезде "Искусство" своему поэтическому другу. Он ответил, что, если брать метафорический поезд, то он назвал бы его "Поэзия", а вагончиками бы стали её составляющие компоненты: музыкальность, изящность мысли, живописность, содержательность, атмосферность итд. Этот поезд, преодолев путь от вокзала "Вдохновение" до вокзала "Ожидания", и не растеряв всех достоинств по пути, попадает в лучшем виде на вокзал "Ожидания".
Недаром, часто в своих рецензиях мой друг пишет авторам такие слова: "Это Поэзия!"

Спасибо, кто был сегодня со мной.

Вот таким оказался с виду простым, а на самом деле - сложным - мой вопрос : чем отличается поэзия от прозы?

Пишите, мечтайте, будьте здоровы духовно и физически.

Берегите себя и друг друга.

Ваша Ольга Заря


Торговая платформа Pokupo.ru


дизайнеры @konti и @orezaku

1
143.149 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (6)
Сортировать по:
Сначала старые