[Поэтическая мастерская] Одухотворение вещей в поэзии
Какое чудо – видеть, слышать,
Как рвутся ноты поутру.
Как оставляет ночь на крыше
Густую звёздную икру.
Какое дело, что там справа,
И что там слева – ерунда…
Вон – за окном – не по уставу
Целует ветер провода!
Природа дышит милосердней,
Весенней песней мир согрет.
Стихи у сердца - боль предсердий,
Их ощущает лишь Поэт…
Ольга Заря
автор - @zaria
Здравствуйте! С вами я - @zaria и моя Поэтическая мастерская.
Сегодня мы поговорим об одухотворении вещей в поэзии.
Что такое одухотворённость?
Одухотворенность – это состояние единения человека с мирозданием.
Одухотворённый человек умеет концентрироваться на внешних явлениях или на собственных чувствах. Его талант в том, что он умеет выразить состояние своей души.
Сегодня наша задача проследить через творчество поэтов то самое единение, перевоплощение человека в неживые предметы, когда в центре событий одухотворёнными являются даже те предметы, которые отвечают на вопрос "что"?
Поэты - родом из детства. В их поэзии оживают, как в сказках Андерсена, Братьев Гримм, Одоевского, Клюева, Седова и др. - неодушевлённые предметы: чайники, иголки, игрушки, фонари. Нас не удивляет, что они способны думать, чувствовать, переживать, что им присущи человеческие эмоции: грусть, радость, страдания.
Такие стихи нельзя воспринимать поверхностно, за метафорами и олицетворениями скрывается глубокий смысл, наши проблемы и чаяния. Вот об этом и пойдёт разговор в сегодняшней поэтической мастерской. На примерах своего творчества я попытаюсь раскрыть тайны, о чём же хотели рассказать мои бытовые вещи, неодушевлённые предметы об авторе. Хотя скажу сразу - для меня всё вокруг - живое...
Как известно, все в нашем мире обладает сознанием, даже воздух и камни. Помните, знаменитые камни в Румынии, которые способны не только расти и перемещаться, но и размножаться (почковаться), Созревшая почка-камень отваливается со временем и распилив камень, можно обнаружить в нём, как на стволе дерева ядро!
Когда туристы привозили домой такие камушки-сувениры, они теряли дар речи, замечая, что камни передвигаются по квартире
А здесь камни-цветы - литопсы. Кто не знает, что есть камни, способные цвести, посмотрите видео:
Не отпустил меня, а просто выпустил...
Сигналишь ярко – вместо маяка мне.
В моей груди – оранжевые литопсы
Цветут, как оживающие камни.
Они прорвались из рубахи каменной
И выдыхают нежность то и дело.
Чтоб только на выносливость экзамены
Я вместе с ними выдержать сумела.
Вещи, о которых рассказывает поэт - это источник его впечатлений, переживаний раздумий, разочарований. Всё, что вкладывается в уста бытовых вещей соотносится с личным опытом автора, с пережитым им, с его памятью.
Поэтому в моих стихах тоже всё живое.
Рыдала скрипка
Рыдала скрипка, ах, какая жалость...
Да что же это приключилось с ней?
Она оркестру вторить не пыталась,
Стонала звонче, пела всё сильней.
С таким надрывом, с нотами разгула
Тоскливый голос разрывал простор.
И партитура молча ускользнула,
Такая песня — всем наперекор!
Пугала скрипка горечью своею,
Уже при ней никто не смел вздохнуть;
То с жалким скрипом изгибала шею,
То так надрывно напрягала грудь.
Смычок и тот боялся прикоснуться –
Такой порыв души, такой размах...
И целый мир, поджав свой хвостик куцый,
Лишь жалким эхом отзывался: Ах...
Пытался ветер угрожать ей свистом,
Сдувая ноты с хрупкого плеча...
А те, как пчёлки — стайкой золотистой
Летели прямо к сердцу Скрипача...
О чём здесь я? Наверное, об одиночестве в толпе, о поступках вопреки "оркестру", когда никому не пытаешься вторить. Когда от твоего голоса души - все прячутся, не смея противоречить: "и партитура молча ускользнула", "смычок и тот боялся прикоснуться". Смычком может быть, как вы понимаете, самый близкий человек...Именно он понимает, что сердце Скрипки принадлежит Скрипачу, поэтому и нотки, как пчёлки стайкой золотистой слетаются к его сердцу.
В этом стихотворении о моих жалких попытках “изгибать шею в стихах” и стонать с поэтическим надрывом.
Чаще всего поэты пишут не тогда, когда на душе ноль градусов по цельсию. Моя стрелка раскачивается во мне от самой высокой точки “плюс” до самой низкой точки “минус”. И от этих колебаний как раз и рождаются стихи, в которых оживают и боль, и радость встречи, и тоска по счастью.
И вот тогда появляется мой поэтический “Фонарь”, который расскажет читателям о том, как трудно ему будет наутро отключить свой поэтический свет и оказаться снова в этом холодном мире:
Фонарь
Фонарь, подмигнув, осветил проспекты,
по графику снова работа в ночь.
А сверху над ним фонари - планеты
включились, пытаясь ему помочь.
Безбрежное звёздное царство где-то.
Порхает, земной освещая горб,
с длиннющим хвостом - стрекоза - комета.
А он, напрягая, недвижный столб,
вздохнёт и подумает, что наказан.
Какой-то искусственный в мыслях свет.
Взлететь бы… да только к земле привязан.
И ночь поэтична, а жизни нет.
Отсель и досель у него пространство.
До судорог нужно всю ночь стоять.
Он смотрит на небо и шепчет: здравствуй,
сегодня стихи напишу опять…
О лунных морях, я не видел круче,
о том, что ночами луной согрет.
Но лампочку утром его отключат,
и эти стихи не увидят свет…
Конечно, каждый поэт владеет различными приёмами, одним из которых является метафора. Для меня - это королева всех приёмов. Ну, а олицетворение - её верный паж. Недаром, сравнивая любовь - с игрой в одни ворота (метафора), сердце автора превращается в футбольный мяч :
В одни ворота
Пора забыть своё дурное «соло»
Меняя голос - мягкий, маслянистый.
Я изучаю правила футбола,
Ведь мы с тобой, наверно, футболисты.
По сердцу бить – у нас хватает силы.
Не уклониться и не извертеться…
Ведь я не мяч на поле отпустила,
А золотое преданное сердце.
Оно – живое, мой комочек солнца,
Летит навстречу и летит вдогонку.
Потом болит, когда о штангу бьётся,
Латая раны с горечью ребёнка.
Хватает ветер для большого вдоха,
Пока ногой слегка ударит кто-то…
И снова гол, и на душе так плохо,
Что вся игра у нас - в одни ворота…
Думаю, что поэт одушевляет и одухотворяет предметы, чтобы их устами рассказать о своих проблемах и переживаниях. Вещи и всё, что нас окружает, всё, что отвечает на вопрос “что?”, являясь неодушевлёнными предметами - в поэзии - это источник наших впечатлений, переживаний, раздумий. Каждый созданный образ соотносится с личным, пережитым, памятным, чаще сокровенным, о котором нам не хочется кричать вслух…
Но у поэта тишина бывает не только безмолвно-царственной, но и громкой тоже.
Это, когда наши мысли кричат, когда наш внутренний человек хочет выговориться. Это тишина любви и мудрости. Эта тишина полна неги и красоты, оголённой силы величия.
В это время мы общаемся с космосом.
Чаще всего я сама перевоплощаюсь в тот предмет, о котором рассказываю. Верней, он сам рассказывает , но через мою душу. Бывает так, что я вступаю в диалог с явлениями природы, спорю с ними, но наш разговор на том уровне одухотворённости, который задаёт автор.
Вот почему, мы выросшие на сказках, в своих стихах верим в то, что неживая, на чей-то взгляд, природа - живая на самом деле.
Вот такой я вижу ночь:
Ночь
Меркнет свет, и тускнеет в глазах отчего-то,
Это небо чуть-чуть разомлев,
Усыпляет истомой и тёплой дремотой
Всё живое на этой земле.
То ли пчёлы гудят? То ли музыка где-то?
То ли ночь, веселясь и шаля,
Рассыпается магией снов пустоцвета,
Чешет веки пером ковыля.
А луна фонарём ослепительно светит,
И достаточно света вполне,
Чтобы Ночь, объезжая небесные степи,
Красовалась на чёрном коне.
Лишь к утру присмиреет ночная царица,
И луну прибаюкав слегка,
Станет груди цедить, чтоб на землю пролиться
Белоснежной струёй молока.
Мой поэтический друг сказал однажды, что, когда он пишет о чашке, которая разбилась - это он становится этой чашкой и это ему больно. Обо мне он сказал, что я напоминаю ему голый кактус. Есть такой сорт кактусов, я о нём прочитала и перевоплотилась в этот кактус:
Кактус без иголок
Мой кактус в небо пробует всмотреться
И целый мир в себя вдыхает рьяно.
Но не понять ему зелёным сердцем,
Что этот мир из дыма и тумана.
Его эмоций - вспыльчивая песня,
Его сомнений - ревностная стужа
Никак не могут остудить, хоть тресни,
Слепую веру, что кому-то нужен.
Ему понятен запах привидений,
Он гол, как правда, и совсем не колок.
Ему приснился ночью след олений,
Где он на свет родился без иголок.
Земное - тянет корень реповидный,
И как бороться с дьявольским отродьем?
В душе он ангел, это очевидно,
Кто оголён, тот сердцем благороден…
Кто в мир земной приходит одиноким,
Тот привыкает мира не бояться.
И ни к чему наращивать иголки,
Чтоб умереть от боли эпиляций.
Глаза луны на сонных звёздных лицах
Играют светом бликов перезрелых.
Сегодня звёздам будет сказка сниться.
А голый кактус - в ядовитых стрелах.
Информация:
Кактус Пейотль растет очень близко к земле и имеет иное название - лолофора. Наверху такого кактуса расцветают цветки.
Кактус (без иголок)- Пейотль считается растением, которое открывает приведения.
Культ этого растения - особенная и непростая церемония, которую отрабатывали в самых мелких деталях на протяжении не одного тысячелетия. Такой церемониал происходит только однажды в год, и накануне которому предшествует особый долгий пост. Кактус связан с тотемным животным-оленем, которого также именуют "младшим братом бога-оленя". Считается, что верхом на этом животном, возможно, добраться до самых крайних сфер космоса.
Иногда поэты общаются между собой в стихах. Такое общение мне представилось в виде проталинки, словно в ней целуются небо с землёй:
Проталинка
Земля под небом. Горизонт – невинность.
Полоска льда не привлекает взгляд.
Вздохнуло солнце ,что-то приоткрылось,
И с двух сторон – глаза в глаза глядят.
В свою воронку выдыхая нежность,
Умело, страсть свою разгорячив.
Они летят куда-то - в неизбежность,
Соединяя тёплые лучи.
Сцепляя души, чтоб не оторваться,
Они поют в проталинке тайком.
А им на сердце - солнечные зайцы,
Рисуют стрелы - млечным молоком.
Для меня стихи - это застывшая музыка. Все они разных размеров, с разными мелодиями Т.е поэт - это поэтический композитор. Именно он отправляет ноты своей души в свои стихи. Ещё стихи - это та же картина. Следовательно, поэт - это художник. Об этом моё следующее стихотворение, в котором я рисую - и всё вокруг оживает:
Нарисую себе - рассвет,
Сразу буквы набухнут - почками,
Прорастут на бумаге - строчками,
Станет клумбою - мой куплет.
Будет солнечным - каждый звук,
С лёгкой рифмой на время сдружится,
Многоточие - станет лужицей,
Если дождик нагрянет вдруг.
Свежим ветром вздохнёт пробел -
Видно, чувства его - горячие,
Между строчек игриво спрячется,
Он от радости оробел!
Нарисую себе - зарю,
Растворюсь под лучами - пряными,
Буду рядом светить отчаянно,
И в багряных кострах - сгорю...
Приходите ко мне в рассвет,
Без проблем, суеты, усталости,
Не спугните его, по-жа-луй-ста -
У меня ведь другого нет...
Сегодня мы с вами говорили об одухотворении вещей в поэзии. Ясно одно, что только одухотворённый автор может наделить свои образы одухотворённостью - высокими мыслями и чувствами. Ведь сам приём одухотворения - это персонификация, одушевление, облагораживание, очеловечение неодушевлённых вещей, предметов, явлений природы...
И это здорово, если в нас - поэтах существует это человеческое - любовь ко всему миру.
"Что такое поэт? Человек, который пишет стихами? Нет, конечно. Он называется поэтом не потому, что он пишет стихами; но он пишет стихи, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что он — сын гармонии - Поэт".
"Сотри случайные черты — И ты увидишь: мир прекрасен..." (Александр Блок)
Думаю, что достаточно по этой теме.
Спасибо всем, кто был сегодня рядом со мной
Берегите себя и друг друга! Любите этот живой прекрасный мир!
Ваша - Ольга Заря
(картинки из фонда интернета, фото из домашнего аржива)