[Поэтическая мастерская] Оксюморон или сладостное мучение поэта

автор - @zaria

Здравствуйте! С вами я - @zaria и моя Поэтическая мастерская.

Сегодня я продолжу знакомить вас со своим творчеством и небольшими секретами поэтического мастерства.
Вчера мой друг-поэт спросил меня, не боюсь ли я приоткрывать завесу к тайнам своего творчества, раскрывая все свои секреты? Не потеряет ли моя поэзия самобытность? На что я ответила, что у каждого поэта есть свой внутренний мир, своя поэтическая глубина, своё видение мира, поэтому похожих стихов не будет. У меня нет такого девиза по жизни: "Бороться и искать, найти и перепрятать".

Мы знаем, что у каждого пишущего свой почерк, своя манера подачи материала. В моих стихах много неожиданного, много противопоставлений, есть антитезы и оксюмороны. Сегодня хотелось бы остановиться на них. Что это такое и с чем их едят?
Противопоставления - это ясно. В моих стихотворениях много антонимов. Помню, я учила своих учащихся всегда обращаться к этимологии слов, чтобы проверять непроверяемые гласные. В этимологии слов можно было найти эти гласные под ударением, например:

Апельсин - "апель" - яблоко, а "син" - китайское. Зная этимологию слова, дети уже не делали ошибки в этом слове, не писали "опельсин" - т.к в слове "апель" - ударение стоит на букве "а". Таким же образом мы проверяли и все другие слова, напр. бАлкон - "бАлкус"- balko - балка, бИнокль - "бИни" и "окулюс" (два глаза) итд. Вот и слова - антонимы - это "анти" и "онима" - что обозначает - противоположные имена.

Я люблю строить свои стихи на противопоставлениях, на противоположных чувствах и воюющих между собой смыслах

Вот для примера - строки одного из них:

Я живу никак

Горячо – туда, замерзаю – здесь,
Что-то плавится и клокочет.
Не металл — руда, но откуда блеск?
Это солнце восходит ночью.

Если сердце – вверх, значит, тело – вниз.
Запастись кислородом надо.
Этот плач– сквозь смех, эта блажь-каприз,
Эта боль не боль, а отрада….

То нельзя вперёд - то уже пора.
То на дне лежу, то на гребне.
То тоска берёт, то пою с утра
Всё красивее и волшебней.

Эх, душа моя – проводник тепла,
Вся распахнута и раздета…
Ты тепло храня – в темноте взошла,
Поглощая остатки лета.


Или вот здесь в моём стихотворении "Немного вор":

Твёрдое слово - сырком развалилось плавленным.
Чёрное небо раскрылось, как волчья пасть...
Ты не пытайся любовь из себя выдавливать,
чтобы привстать - я готова чуть-чуть упасть.
Сколько страниц на досуге тобой прочитано,
вырвано, склеено многое с давних пор.
Тех, кто украден, не нужно жалеть, воспитывать...
Если украденный - тоже немного вор...


Уже стихи пишу не от безделья,
А оттого, что ими я больна.
За мною ангел ходит со свирелью,
А сбоку глазки строит – сатана.

Вокруг земля давно осиротела.
Где мягко падать, там края остры.
Но только душам наплевать на тело…
И наплевать на правила игры…


А я молчу
Пусть кто-то громче плачет,
Порю по шву – пусть кто-то крепче шьёт,
Не говори, что стала я незрячей,
Не попадай ко мне в водоворот.
Пусть только мне теченье бьётся в ноги,
Как парус - блузка рвётся на ветру,
Я обойду забытые пороги -
И молча слёзы плачущим утру...


Как вы смогли убедиться, вся моя поэзия построена на сопоставлениях и противопоставлениях.

Способом характеристики литературного героя является приём антитезы (противопоставления) двух совершенно непохожих действующих лиц произведения.

Давайте вспомним, что же такое антитеза?

АНТИТЕЗА [греч. antithesis] -
Противоположение, противоположность. Сопоставление двух противоположных мыслей или образов для большей силы и яркости выражения.

Помните, у Пушкина "Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой...
Так вот, чтобы было ясно, поясню:

Антитеза — это использование контрастных понятий. Если сходятся «лёд и пламень», то речь идёт об антитезе, а если речь идет о «ледяном пламени» или «пламенном льде», то мы имеем дело с оксюмороном.

Сегодня мы с вами должны разобраться с этим замечательным "оксюмороном". Для начала заглянем в этимологию слова:

Оксю́морон

  • происходит от др.-греч. οξύμωρον «острая (остроумная) глупость», из ὀξύς «острый» (восходит к праиндоевр. *ok'- «острый») + μωρόν, ср. р. от μωρός «глупый».

Теперь нам ясно, что в переводе с греческого «оксюморон» означает «остроумная глупость», что само по себе является оксюмороном. Хотя Википедия настаивает на ударении на букву «ю», в разговорной речи большинство ставит ударение на последнюю «о».

Стилистический оборот, в котором сочетаются семантически контрастные слова, создающие неожиданное смысловое единство, напр.: старый новый год, "нищий богач", «обыкновенное чудо», «назад в будущее», «невыносимая лёгкость бытия»,«и прежних радостей печаль».

Оксюморон не только в литературе, но и в обыденной речи воспринимается как изысканное образное средство и потому хочется вспомнить оксюмороны из нашей жизни.

"В не очень далеком социалистическом прошлом мы вполне обычным считали выражение «общественная собственность», но, по сути, данная фраза составлена из противоречащих друг другу понятий (общественное — значит неделимое, а собственность — значит отделение, обособление). Еще оттуда же пример — «почетная обязанность» (по отношению к службе в армии) или чуть позже (в лихие девяностые) была в обиходе фраза «невыплаченная зарплата», хотя слово «плата» уже означает совершенное действие. И таких примеров масса."

Оксюмороны часто используется авторами в заглавиях произведений:
«Живой труп» Л. Н. Толстого, «Горячий снег» Ю. В. Бондарева, Гоголь "Мёртвые души", Вишневский "Оптимистическая трагедия".

Обратимся к нашим классикам: (это я отыскала в интернете):

У Некрасова мы встречаем оксюморон - «убогая роскошь», у Ахматовой «нарядно-обнаженная».

Некоторые литературоведы указывают на близость оксюморона к парадоксу.

"Для оксюморона характерна подчеркнутая противоречивость сливаемых в одно значений: этим он отличается как от катахрезы, где отсутствует противопоставление соединяемых противоречивых слов, так и от антитезы, где нет слияния воедино противопоставленных понятий."

Здесь появилось ещё одно понятие - катахреза.

Катахреза — это речевой оборот, в котором совместно употребляются несочетаемые по смыслу слова. Катахреза целенаправленно используется как средство выразительности. Некоторые катахрезы со временем становятся общеупотребительными выражениями.

Пример катахрезы в моём стихотворении:

Я сама – «чертовка» и «икона»,
Ты шутник с улыбкой несерьёзной.
Не от смеха – от тоски зелёной
Мы на пару – и дрожим, и мёрзнем.


Отличие катахрезы от оксюморона в том, что в оксюморон объединяет противоположные по смыслу слова (безмолвный шум), а катахреза — несочетаемые (зелёный шум).

Я отыскала перечень оксюморонов, хочу ими с вами поделиться:

бОльшая половина, страшно красивый, грустная радость, красноречивое молчание, жидкие гвозди, сухая вода, печальный смех, сладкая горечь, жар холода, сладкие слезы, загробная жизнь, виртуальная реальность, оглушительная тишина, звенящая тишина,мощное бессилие, тусклый блеск, долгое мгновение,широко закрытые глаза, правдивая ложь, громкое молчание, бесноватый ангел, искренний лжец, наглая скромность, добровольное насилие, пить за здоровье, единодушные разногласия, доброжелательный враг, бесконечный предел, воспитанный хам, маленький гигант, ловкий растяпа, женатый холостяк,пламенный лед, безмолвный крик, падение вверх, весело грустить, леденящий пыл, кричащая тишина,сложная простота, заклятый друг, волнистая гладь, неуклюжая грация, мощное бессилие, публичная тайна,ласковый мерзавец, упрямое согласие, счастливый пессимист, мягкая жёсткость, аморфный активист,мутная ясность, горькое счастье, невыносимая прелесть, неудержимый тихоня, низкий небоскреб,откровенная политика и др.

Одним словом - всё «сочетания несочетаемого» - это не что иное, как оксюморон. Кстати, вы обратили внимание, что в названии поста тоже есть оксюморон?

"Оксюморон или сладостное мучение поэта."

Остаётся закрепить изученное сегодня примерами из моего творчества, из того, что получилось благодаря моим сладостным мучениям!

Приглашаю в свой читальный зал:

В замочную скважину

Океанские волны – совсем бесстыжие,
Гладят намертво жертву - голодных вод.
Ухожу от двери, потому что вижу я,
Что волна за собой и меня снесёт.


Знаешь, милый,
я очень счастлива,
Слышишь,
мысли мои звенят,
Я косынкой на небе
красною
Завяжу для тебя
закат.


Всё для меня : кнуты и пряники,
И горький мёд, и репа всласть.
И эти фонари-охранники,
Чтоб , поскользнувшись, не упасть.

Я не люблю настойчивость давления,
Весы души успели раскачать...
В цене давно спокойствие, терпение,
Оно мне дарит радость вдохновения,
И щиплет сердце дар благоговения,
Умение пронзительно молчать...


А в этом стихотворении я обращаюсь к своему лирическому герою, обнажая свою противоречивость, т.к и сама, видимо, живу по такому же принципу:

Когда кричать захочешьпромолчи,
не отправляя чувства в преисподнюю.
Пускай не рубят мысли-палачи
твоих фантазий ёлку новогоднюю.

Когда молчать захочешьрасспроси
осенний день и тень свою угрюмую:
Зачем землёй, вращаясь по оси,
и дни, и ночи о тебе я думаю.

Или вот эта моя противоречивость:

Не понимаю, кто из нас лукавее,
Когда за сердце держимся рукой.
Я вам писала все стихи за здравие,
А вы читали их за упокой...


Думаю, что на сегодня достаточно. Если есть вопросы - спрашивайте. Смогу - отвечу. Не смогу - попросим "помощь зала".

Те, кто хотят научиться хорошо писать стихи, читайте хороших поэтов - это развивает вкус и улучшает мастерство.

Но не забывайте, что не следует подражать никому, нужно искать свой собственный стиль, свой почерк, свои темы.

До новых встреч в нашей Поэтической мастерской!

Берегите себя и друг друга.

Ваша Ольга Заря, @zaria


Торговая платформа Pokupo.ru


дизайнер @orezaku

goldvoicevox-populivoxmensvm-poetryпоэзия
25%
2
321
209.594 GOLOS
0
В избранное
vox.mens
Литературное сообщество
321
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (10)
Сортировать по:
Сначала старые