Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vox.mens
5 лет назад

[Поэтическая мастерская] Поэзия на контрастах

«Нет узкого мирка, есть только узкий взгляд на вещи...»
Марина Цветаева

автор - @zaria

Здравствуйте! С вами я - @zaria и моя Поэтическая мастерская.

Сегодня мы с вами поговорим о контрастах в поэзии. Сразу же напомню вам, что контраст - это резкая противоположность.

Правда и ложь...Сладкое и горькое… Белое и черное… Рождение и смерть… Встреча и разлука...Радость и отчаяние...

Жизнь состоит из контрастов, и чем они резче, тем острее мы ощущаем полноту жизни…

Мир контрастов

Ирина Прищепова

Земной наш мир контрастен и полярен.
Кто безызвестен в нём. Кто популярен.
Кто весь в печали. Кто беспечен, весел.
Кто пешеход. А кто на "Мерседесе".
Кто слишком толст. Кто, как тростинка, тонок.
Кто очень тих. Кто голосист и звонок.
Кто жив-здоров. Кто безысходно болен.
Кто как металл. А кто совсем безволен.
Кто ест икру и спит в постельке дома.
А кто-то рад, коль есть для сна солома.
Кто господин. А кто всю жизнь в плебеях.
Один силён. Другой птенца слабее.
Один высок. Другой, как травка, низок.
Один далёк. Другой к нам очень близок.
Один умен. Другой наивен, глуп.
Один так щедр. Другой прижимист, скуп.
И пусть мы все судьбы различной, масти.
Но все пришли мы в этот мир для счастья.
Ведь никого не выделяет солнце
И равно светит в каждое оконце.
Дан воздух всем. Для всех вода течёт.
Так почему у нас не по делам почёт?
Когда же станет мир теплей, светлее?
Щедрей, мудрей и добротой сильнее?..

В поэзии мы тоже видим иногда в стихах о зиме - цветущие каштаны, любуемся солнцем, которое восходит ночью, плачем от радости вместе с лирическими героями. Таков мир поэтических контрастов, всё немного иначе, чем в жизни.

Многие поэты строят свою поэзию на контрастах, но самым ярким примером лично для меня стала Марина Цветаева. Это её слова: «Нет узкого мирка, есть только узкий взгляд на вещи...»

Когда-то я читала, что Марина Цветаева не только писала свои стихи на контрастах, но и в своей жизни тоже строила всё на контрастах. Даже нет...не строила, а именно жила контрастами.

Вот, я нашла статью о контрастах в поэзии Марины Цветаевой.
приведу вам её небольшой фрагмент.

("Контрасты Марины Цветаевой" И. В. Кудрова)

"В письме от 25 января 1937 года, оспаривая некоторые суждения Иваска, Цветаева сформулировала тот «принцип контрастов», без которого, как она считала, ее творчество может быть воспринято искаженно. «Меня вести можно только на контрастах, — писала Цветаева, — т. е. на всеприсутствии: наличии всего. Либо — брать часть. Но не говорить, что эта часть — всё. Я — много поэтов, а как это во мне спелось — это уже моя тайна».
Один из первых контрастов, бросающихся в глаза каждому, кто берет в руки том цветаевской лирики, — это контраст ее ранних стихов и тех, что были созданы в зрелые годы
.

Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь.
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь
.

(«Идешь, на меня похожий...»)
Она сумела пройти внутри эпохи своим путем, не примкнув ни к какой группировке — ни к политической, ни к литературной, не поддавшись ни одной из прельщающих идеологий.
Но неожиданность — и очередной контраст! — состоит в том, что при всех открещиваниях творчество Цветаевой обнаруживает редкостную отзывчивость на эпоху!
А как интересно было бы проследить контраст «мужского» и «женского» начал в этой поэзии! Хотя бы на примере любовной лирики, то «завоевательной» («Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес...»), то тишайшей и смиренной («Я — страница твоему перу...»)
.

Цветаева признавалась, что маленькой девочкой она плакала, провожая навсегда уходящий старый год, не в силах от огорчения радоваться новому...
И это при врожденном фрондерстве характера! При неизменном своем бунтарстве по отношению к «принятому» и устоявшемуся! При том, что в творчестве она неуклонно шла по пути взрывного обновления традиций русского стиха, стилистики и жанров русской прозы...

Сегодня в нашей мастерской я попытаюсь на примерах своего творчества и творчества своего поэтического друга - Игоря Литвиненко (ник - Чуть-Чуть-Другой) - рассказать о том, какую роль играют контрасты в нашей поэзии.

Надо сказать, что читая статью о Цветаевой, я ощутила что-то общее (кроме таланта) - со своими мироощущениями, со своей реакцией на всё в этом мире.

Когда мне дарят цветы, я плачу... Когда я теряю деньги, начинаю нервно смеяться...

Думаю, что именно моя суть - это жизнь на контрастах.

Когда я не рассчитываю на чью-то взаимность в любви, прикладываю много усилий, чтобы бороться за свои чувства. Когда же ощущаю чрезмерное внимание к своей персоне - пытаюсь любыми судьбами избегать общения.

Отсюда и в моём творчестве (в большей его половине!) - контраст на контрасте!

Мне часто говорят: соберись, выбери для себя "да" или "нет", решись на шаг вперёд или на шаг назад. На что я отвечаю:

Мысли вкривь и вкось.
Суета – не спорт.
То ли ноги врозь,
то ли грудь вперёд.
Не понять мячу,
Чей удар лихой.
То ли я молчу.
То ли ты глухой.

На чужом коне
не объехать свет.
То ли душно мне,
то ли света нет.
То ли праздник мой,
то ли просто – бзик.
То ли ветра вой,
то ли птичий крик.

Выключатель – щёлк.
не пойму никак:
то ли ты ушёл,
то ли свистнул рак.
То ли в печке – дым,
то ли в сердце сбой.
Говорю с другим,
а душа с тобой…


А такая я, когда мне грустно:

Вот такое во мне – ребристое,
Вот такое во мне – шершавое…
Будто очередь, с кем-то выстояв,
Поняла, что другим мешала я…
Вот такая хожу колючая,
Отвечая на ласку – взрывами.
Будто в книге страницу лучшую
На какие-то нужды вырвали.
Будто птицы весну проспорили,
И она постучалась снежная.
Будто прошлые все истории
Я во сне хороню по-прежнему...


Отсюда и любовь, которой я наградила свою лирическую героиню не такая, как у всех. Как я сказала выше, мне комфортней выбирать самой - "вопреки", а не "благодаря"... Отсюда и в стихах моих свой выбор я называю "Белым танцем" - это, когда приглашают женщины:

Как трудно собраться суммою,
Теряя то «а» то «б»…
Когда я о нас не думаю,
Я думаю о тебе.
И методом от противного
Сжимаю в губах протест.
Такая, как я – наивная
И пьяному надоест.
Встречают любовь по-разному.
Не каждый на всё горазд…
Я так же похмелье праздную,
Под свой панихидный джаз.
Пытаюсь с улыбкой глянцевой
На кладбище танцевать,
Где черти зубами клацают,
И в душах не тишь да гладь.
А танцы до боли белые,
Когда приглашаю я…
Я ими погоду делаю,
Окутавшись в дым вранья.
За воздух, хватаясь пальцами,
Ищу поворот в судьбе.
Разомкнутый мир вращается
По кругу – в одном тебе.
Спускается смерть – разлучница
И дышит у самых ног…
Да разве забыть получится?
Я думаю, ты не смог...


"Смертью" я называю конец взаимоотношений двух любящих людей. Вот как в этом - одном из моих свежих:

Согрев друг друга тёплыми словами,
Решив, что боли не коснёмся впредь,
Мы наше счастье сочиняем сами
И выживаем, чтобы умереть...


В своих утренних молитвах (мне мой покойный муж сделал домашний иконостас) я всегда благодарю Всевышнего за все встречи и расставания, за все находки и потери, за день и ночь, за сына и за дочь. И в моих стихах тоже проскальзывает эта тема:

Всё прижилось: накладки и лишения.
Никак утечке мыслей не помочь.
Я жить учусь. Пишу стихи смиреннее.
Идут на убыль: и тоска, и ночь.
Наверно, боль нельзя словами высказать.
Ещё в душе какой-то неуют.
Она скорбит, когда уходят близкие,
Но выживает, если где-то ждут...

Конечно же, мои стихи написаны метафорически, только подготовленный читатель поймёт, о чём я хочу сказать. Мои строки и образы нельзя принимать в прямом смысле.
Любовную тоску я часто называю любовным похмельем, конец любовных отношений - смертью, душу любимого - Вселенной (иногда Океаном), в котором я тону.
По натуре я публичный человек, в прошлом педагог, депутат, профессиональный тамада на любых торжествах (стаж- более 20 лет), но обожаю одиночество. Люблю общаться с самой собой, копаться в себе... В этом тоже противоречие.
В толпе я больше ощущаю одиночество, чем наедине с собой в своих стихах.

Живём в стихах

Живём в стихах. Давно уже не важно
о чём поём в бесстрашии своём...
Со всеми вместе в толкотне бумажной
ты ворковать не станешь журавлём.
Я тоже лебедь, ничего, что гадкий...
мой дух свободный, и язык остёр...
А у толпы всегда свои порядки,
для каждой Жанны у неё костёр.
Толпа бушует, и опасно где-то
остаться с той толпой наедине.
Она умеет налагать запреты,
ярлык цепляя к согнутой спине.
Толпа на свору диких псов похожа,
её тревожит непокорный взгляд.
Пускай убить попробуют без-кожих,
в посланцах божьих - души не горят...


Самое странное, что не умея собрать себя в сумму самой себя, я не страдаю. Это раскачивание из стороны в сторону помогает рождаться новым стихам, как у растений, чтобы подрасти, они тоже раскачиваются.
Когда другие, сталкиваясь с тревогой и грустью, говорят, что им плохо, страдают, я пишу в своих стихах: "мне хорошо".

Мне хорошо

Шатание, тревога, нервотрёпка,
Идём по кругу оба – в никуда.
Саму себя расспрашиваю робко,
Чтоб отвечать, вычёркивая «да».
Хватаю ручку и пишу в горячке.
Идут слова и, видно, неспроста,
В них ничего нельзя переиначить,
Они правдивей белого листа.
Меняю строчки и меняю почерк,
Ещё сменить бы мысли и тетрадь.
Я всех героев и иных, и прочих
Одним тобой готова называть.
У беспорядка есть свои порядки.
Не наливай – уже давно пьяна.
Мне хорошо от поцелуев сладких,
В которых привкус белого вина.


По поводу "белого вина" - это тоже метафора. Помните, в одном из постов я рассказывала о том, что поэтические строки, как и чувства, имеют свой цвет. Так вот цвет грусти - белый. А т.к. любовь я ассоциирую с напитком, то моя любовь имеет запах грусти и вкус "белого вина". Где-то так...

Кто-то из мудрых говорил, что стихи нужно писать так, как будто пишете в последний раз. Именно так и пишутся мои стихи, пусть никого не удивляет, что я говорю всегда, что мои стихи - это "небесная почта". Я не шучу.
Я пишу их быстро, словно вспоминаю строки из "прошлой жизни". Если некоторые пишут, глядя в окно и испытывая муки творчества, придумывая сюжет, то я просто испытываю боль в душе, словно во время родов. Мои стихи иногда, как новороженный младенец выходят с поэтической кровью. Некоторое время мне нужно помолчать, отдохнуть, собраться, даже иногда поспать...

Мысли о том, что стихи нужно писать так, как будто это в последний раз в жизни, отразились в одном из моих стихо-творений:

Отдаться страстно и всецело работе можно и друзьям,
Чтоб всё внутри тебя горело - сейчас и здесь – назло ветрам.
Отдаться сцене или спорту , своей семье, мечтам своим,
Когда объятья распростёрты, когда уже не нужен грим.
До помешательства увлечься, до спазмов в горле и груди,
Чтоб с тихой кротостью овечьей не думать, что там впереди.
Стихам отдаться, как в постели, дойдя до трепетных высот,
Чтоб отдышавшись еле-еле, хватать губами кислород.
Отдать себя до высшей точки – как будто твой последний час,
И надышаться нужно срочно и глубоко - в последний раз.
Листая память, как страницы – зажечь свою звезду во мгле,
Ведь в небе – больше не случится того, что было на земле...

На одном из поэтических порталов в Стихах РУ меня называли "Богиней любви", т.к стихов о ней у меня не просто много, а очень много! Но о любви я всегда говорю по-своему, читатели считают, что мои стихи узнаваемы именно парадоксальностью, оксюморонами и контрастностью. В стихах о любви часто присутствует философия, иногда я говорю о ней на фоне пейзажа, частенько есть место для юмора вперемешку с сарказмом. Возьмите, любое из моей любовной лирики:

Без любви

Ключ скрипичный как будто сглазили,
Растерял свои — ноты глупые.
Нет предела моим фантазиям,
Я часы и минуты — путаю.
Свой рассвет я встречаю вечером.
Обогретая… Разве плохо мне?
Руки вскинуты к небу вечному,
Не годами пылю – эпохами…
По-дурацки любить — с опаскою,
Чтоб не поняли и не приняли...
Словно глобусы - мы обласканы,
С головой в золотистых линиях.
Я тянулась — диагоналями,
Ты зачёркивал — параллелями…
Как же много с тобой узнали мы,
И друг другу почти поверили.
Надоел этот быт засаленный,
Взаперти уже не хотелось нам.
И над пропастью зависали мы,
Пили счастье с тобой для смелости!
В скрытых смыслах уже не рылись мы,
В небо тропку вдвоём — расчистили.
Ни к чему нам – дурман "бескрылости",
Если жизнь без любви – не истина…

Ещё гланое отличие моей поэзии в том, что я люблю все свои фантазии приписывать лирической героине! Бедная она, бедная... Часто, когда некоторые читатели начинают ей сопереживать, я их успокаиваю: Это всё проделки автора - "Ольги Андерсен"! Себя я называю сказочницей!

Ну, вот хотя бы это стихотворение:

Можно представить, что лето прохладное,
Зиму придумать - с верблюдом в пустыне.
Счастье сложить из кусочков. А надо ли,
Если абсент задохнулся в полыни
Можно в безумии что-то предчувствовать,
Воздух запретный ловить постоянно.
Нежность укладывать в ложе прокрустово,
Истину кутать в обёртку обмана.
Можно улыбку слезами закусывать,
Штопать и клеить чужую страницу.
Из лесу с ёлкой вернуться искусственной,
Если с опаской к живой относиться.
Можно цеплять на зелёные веточки
Шарики, клоунов, бусы, конфеты -
Счастьем искусственным раны залечивать.
Быть и мечтой, и ошибкой поэта...


Люблю писать о счастье. Оно у меня тоже строится на контрастах.
Вот одно из серии "На счастье":

На счастье

Время скорое, быстротечное,
Не заметишь, когда промчится.
Знаю точно, что им не лечатся
Журавли и почти синицы.
Почему я такая прыткая?
Не подумайте, что простая.
Если крылья запутать нитками,
Я и с ними легко взлетаю.
Вот такая вот - птица-молния!
Не порывы, а просто чудо...
Мысли голову переполнили.
Я туда их - они оттуда.
Есть предчувствие слов несказанных,
Не остудишь туманом солнце.
Все уходят в стихи по-разному.
Значит, выход искать придётся.
Если ты говорил, что лучшая,
Обязательно - лучшей буду.
И напьюсь - по такому случаю...
И на счастье - побью посуду...


На закуску я обещала опубликовать поэтические контрасты своего друга. Я всегда говорю ему, что у него лучше, потому что - у него мужская поэзия. Хотя... Делится ли поэзия на мужскую и женскую? Цветаева не иначе себя называла, как поэтом, оскорбляясь на поэтессу.

Об этом мы поговорим на следующем занятии нашей мастерской.

А сегодня хотелось бы просто предложить вам посмотреть на чистую мужскую красоту поэтических контрастов в поэзии Игоря Литвиненко. В его поэзии и психологизм, и богатство мысли, и способность уловить и передать тончайшие движения в душе человека, в природе, которая у него очеловечена, поэтому живая.

Я подобрала несколько стихотворений (иногда фрагментов), пользуясь случаем, что Игорь вчера работал со стихами и на часик открыл свою страничку на стихах РУ.

Откройте для себя интересного поэта, для меня его творчество - это свет в тоннеле.

Понарошку

Марлей розовых паУчин -
В петлях ставней - грязь и плесень...
Жалок тот, кто не приучен
ЛягушИных слышать песен!

Сквозь ножи осоки - ряска
Мохом стелет склизь болота...
Неприкаянная ласка -
Есть в печали для кого-то!

Стёкла - в бусах перламутра,
За окном - туман и сырость...
Просто мне промозглым утром -
Солнце - иволгой приснилось!

Просто мне - под мОрось света,
Где в пырей сбивает - мошку,
Обвенчать с весною - лето
Захотелось понарошку!


Особая стать

Разговор - не для каждого весел,
И в неистовстве карандаша -
Чем я звонче в стихах куролесил,
Тем протяжней болела - душа!

Ты целуешь, а сердцу - приятно
Задыхаться под чувственный дождь...
С белой простыни - алые пятна
Ни за что поутру не сотрёшь!

Так ругай же, но больше - не трогай
Отгоревших в страстях напоказ -
Всё-равно - васильки за дорогой
Голубей самых синих из глаз...

Всё-равно - нету счастья иного:
Мне не вычерпать душу - вовек,
Если самое главное слово -
Не придумал пока - человек!

Ну так что-же: грустить - я не буду,
Есть в разгуле - особая стать:
Если мне улыбаются люди -
Значит - нечего больше желать!

Одержимый тоской

Это будет всегда -
Если не было этого,
Если сыпалась в сердце -
Извёстка часовен...
Горловой перехват -
Лихоманка поэтова,
Я лишь тем виноват -
Что не слишком виновен!

Одержимый тоской -
Словно чёрной падучею,
Как телёнок к сосцам -
Припадаю к работе:
Кровотоком обид -
Совмещаю и мучаю
Воспаление чувств -
С умерщвлением плоти!

Вода из ручья...

Выдержишь - правду послушай,
Голову вскинь - будто рожь...
Самый немыслимый случай -
Это которого ждёшь!

... Губы вскрывались - как двери,
Плыли в ресницы - глаза...
Ты говорила: - "Не верю -
В то, чему верить нельзя!

В то, что на краешке крыши
Чувства запутаны в жгут -
Быстро - поэты напишут,
Медленно их понесут..."

... Грелся - пингвин в Антарктиде,
Боль грохотала, как верфь...
Помню молящее: - "Выйди -
Словно из яблока - червь!"

Грусти - похвастаться нечем,
Видишь: к утру, не вдвоём -
Я полумраком помечен,
Будто забор - кобелём!

...Рядом... друг в друге... навеки...
Лги... отрицай... сквернословь...
Будет - тоска в человеке
Замуж идти за любовь!

Будут - ветра в непогоду,
Хрустнет звено у цепи...
Водку: на спирт и на воду -
В теле моём расщепи!

Словно к покойнику - молча
Сходятся мысли ко лбу...
Может, с другим, даже ночью -
Ты не прокусишь губу?

Нет у беды - переплёта...
От Карони до Оби -
Словно с церквей - позолоту,
Душу мою соскреби!

Болен рассудок - обидой,
Мне: ветровая... ничья...
НА-ухо скажешь: - "Изыди -
Будто вода из ручья..."


Уходи

...Уходи - как уходят года,
Как несут малыша из роддома...
Уходи от себя навсегда -
Ты не сможешь уйти по-другому!

Бей в набат - словно сердце к утру,
Доведи до неистовства - силу...
Я в тебе на рассвете умру -
Если ты - умереть попросила!

Уходи: всё успеть - не спеши,
Отрекайся от чувств, у которых
Всё бывает, но в центре души -
Ты стояла - как божий автограф...

... Уходи - словно пар изо рта,
Нарисуй себе счастье, как брови...
От любви до любви - пустота,
Посреди пустоты - сто любовей...

До хрипа

Без любви - расставаться нельзя...
Мы - расстались, к чему разговоры?
И как будто в ресницах глаза -
Камышом зарастали озёра!

Я к себе самому - не привык,
Оттого: до беды, до скандала -
По чуть-чуть, как гадюка - язык,
Ты - меня из себя выпускала...

Где ж ты, молодость гордая, где?
Мне - кольцо надевали на палец,
Не с того ли, как сойка в гнезде -
В сотый раз - я в себе не вмещаюсь!

Я рассветом - как грустью пропах...
Мы стояли впритык, и до рези -
Хохотала - вся правда в зрачках,
Как три буквы на стенах подъезда!

Уходи... не жалей ни о чём,
Напоследок - заправь одеяло...
Через голову, как перед сном -
Ты тоску - будто платье снимала!

... Плыл туман - словно шорох волос,
И когда всё отмолено вдвое -
Как на строгом ошейнике - пёс,
Я до хрипа задушен - любовью...


Награда

Я писал стихи - как пишут кровью,
Как навеки делают тату.
Подходил Всевышний к изголовью -
И смотрел куда-то в пустоту...

Я ловил глаза, а видел - вспышки.
А потом, как фразы на стене -
Я узнал любовь не понаслышке,
И она - узнала обо мне!

... Умирали буквы на бумаге,
И весь день скандаля в кабаке -
Настоялась песенная брага
В междустрочьях, рифмах и башке.

Вся любовь - не более, чем сводня:
В алкоголь - уходят, как в астрал...
Чтоб тебе дышалось посвободней -
Я собою - воздух фильтровал!

Лейся, спирт... И водка тоже - лейся...
Всё, что льётся - пить не перепить!
Мы искали правду: я и песня,
А потом - блевали ею в сыть!

Под смешки - садились мимо стула:
На окурки, маты и металл...
Чтоб и ты в себе не утонула -
Я до дна - стаканы осушал!

... Я смотрел в зрачки, а видел - пятна...
А потом, расхристанный до пят -
Всякий раз - под утро шёл обратно,
А казалось - двигался назад!

Я стонал, что искренность - как ссылка...
И лица не чувствуя овал -
Я искал тебя - на дне бутылки,
И всю жизнь - бутылки собирал.

"Да" и "нет"... Решайся: или - или...
Вспоминай: с улыбкой - до зари,
Чтоб тебе вреда не причинили -
Я ложился около двери!

Словно квас - пролей меня из банки,
Всё, что есть в помойке и судьбе -
Я стелил - как скатерть самобранку
Корешам, рассвету и тебе...

... Налетай - смертельная усталость:
Голоси, как сойки из репья!
Мне так мало нужного досталось -
Чтоб - побольше стало у тебя.

Не " прощай" не сказано, не "здравствуй",
Ничего - как яма на пути.
Лишь тебя я мог на теплотрассу -
Словно в сад Эдемский привести!

Что прошло - то будет: мама... мама...
Из густых ресниц, как из глуши -
Я отправил Богу - телеграмму
На клочке исчерканной души!

Я уйду - хоть в Турцию, хоть в Польшу.
Хоть куда: от боли, от вранья.
Ты живи, пожалуйста, подольше -
За двоих, как сможешь! Ну а я...

... Не смотри так, Господи, - не надо!
И твои глаза - лишь пустяки.
Принимаю правду, как награду,
Как медаль - "За взятие тоски"...


Сегодня мы с вами говорили о поэзии, построенной на контрастах, когда в одном стихотворении есть и стихия, и гармония, и земное, и небесное, и святое, и грешное.

Такие стихи пишутся у поэтов, в которых этот конфликт живёт в душе. Вечный бой Добра и Зла, "Да" и "Нет", "Люблю" и "Ненавижу".

Я нашла видео именно об этом, когда два человека уживаются - в одном.

"Почему в поэзии "роза белая тянется к черной жабе"? Наверное, спрашивать бесполезно, точнее будет спросить: по какому принципу чередуются сходство и контраст в совокуплениях слов, образов и людей? Даже автор сам не смог бы дать вразумительного рационального объяснения, поскольку руководствуется лишь собственным вкусом и интуицией".

Жизнь многогранна в своих проявлениях. Этим она и интересна!
Пишите свои стихи, отражайте в них погоду и непогоду своей души.

Берегите себя и своих близких!

Спасибо всем, кто сегодня был со мной рядом!

До новых встреч!

Ваша Ольга Заря.

(картинки из фонда интернета)


Торговая платформа Pokupo.ru


дизайнеры @konti и @orezaku

1
153.079 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (2)
Сортировать по:
Сначала старые