Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vox.mens
6 лет назад

[Поэтическая мастерская] Средства словесной образности. Олицетворение

...С верхней лестничной площадки,
крадучись, играя в прятки,
сходит небо с чердака.

Пастернак

О чём ты воешь, ветер ночной, о чём так сетуешь безумно?
Тютчев

автор - @zaria

Здравствуйте! С вами я - @zaria и моя Поэтическая мастерская.

Сегодня в нашей мастерской мы поговорим об олицетворении, научимся отличать олицетворение от метафоры, а также уходить в своём творчестве от избитых разговорных олицетворений к новым ярким поэтическим находкам, делающим образность живой и выпуклой.

К средствам словесной образности относят тропы: метафору, метонимию, синекдоху, олицетворение, образное сравнение, эпитет, гиперболу, анафору, эпифору.

Иcтopия пoявлeния oлицeтвopeния

Oткyдa в pyccкий язык пpишлo oлицeтвopeниe?

Дpeвниe люди нaдeляли нeживыe oбъeкты дyшoй и кaчecтвaми людей, пытаясь oбъяcнять миp, кoтopый их окружал. Это aнимизм - вepa в cyщecтвoвaниe дyхoв и дyши во всех неодушевлённых предметах.
Обратимся к словарю:

АНИМИ́ЗМ - свойственное первобытным народам донаучное представление о существовании духа, души у каждой вещи.

Мы знаем, что олицетворение позволяет создать яркий поэтический образ, передать настроение лирического героя.

Олицетворение - как было сказано выше - это троп. О тропах мы говорили на предыдущих занятиях - это разные случаи употребления слов в переносном значении. Так вот, олицетворение - разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия.

Обратили внимание на слова "на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия." Т.е. перенос с живого на неживое.

Нельзя путать олицетворение с метафорами, хотя метафоры тоже в своей этимологии имеют слово "перенос":

Метафора- др.-греч. - «перенос; переносное значение» (от μετά «над» + φορός «несущий») — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.

Обратили внимание на слово "сравнение"? Т.е мы сравниваем что-то с чем-то:

Нaпpиmep:
Пчeлa из кeльи вocкoвoй
Лeтит зa дaнью пoлeвoй

Улик мы сравниваем с кельей (летит за данью восковой из улика, КАК из кельи, летит за нектаром, КАК за данью)

Давайте, посмотрим на стихотворение Сергея Есенина "Берёза"

«Береза» Сергей Есенин

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

Берёза у автора оживает, для олицетворений необходимы глаголы: принакрылась снегом. Зимний наряд, сотканный из пушистого снега, автор сравнивает с серебром ("точно серебром" - сравнение), которое горит и переливается всеми цветами радуги в утренней заре: "и горят снежинки в золотом огне" - горят, КАК в золотом огне, снежинки и огонь - неодушевлённые предметы - здесь метафора.
А заря лениво обходя кругом - ленивым может быть человек и здесь есть глагол - обходить (обходя - форма глагола - начальная форма "обходить"), "обсыпает ветки новым серебром" - есть глагол обсыпает, т.е здесь перенос действий с неживого на живой предмет - это олицетворение.

А замечали ли вы, что часто в разговорногй речи используем олицетворения?
Когда у нас нет денег, мы говорим: "Финансы поют романсы" (петь могут только живые существа); плачет дождь, отстают часы, мороз рисует на окне узоры, солнце упало за горизонт...и.тд
Однако, поэтические олицетворения гораздо красивее, интереснее. Они делают образы живописней, выпуклей, зримей:

Сурово метелица выла
И ветром кидала в окно,
Невесело солнце всходило,
В то утро свидетелем было
Печальной картины оно.
(Некрасов)


Вьюга злится, вьюга плачет… (Пушкин)


А вспомните стихотворение Тютчева, которое мы проходили в школе: "Зима недаром злится"...
В нём Тютчев рисует первое пробуждение природы, переход от зимы к весне, когда происходит столкновение времен года, оно представляется поэту в виде сказочного сражения, мы образно воспринимаем картину наступления весны.
Поэт превратил времена года в людей, поэтому их названия, как и имена людей, написаны с заглавной буквы. У поэта они и ведут себя как люди...
Этог и есть яркий пример олицетворения!


Критики считают, что "среди олицетворений истинной поэзии нет простых, обывательских, примитивных олицетворений, которые мы привыкли употреблять в повседневности.

Каждое олицетворение – это образ. В этом-то и смысл употребления олицетворения. Вспомните есенинскую "Берёзу". Поэт употребляет его не как «вещь в себе», в его поэзии олицетворение возвышается над «мирским уровнем» и переходит на уровень образности. С помощью олицетворений Есенин создаёт особую картину. Природа в стихотворении живая – но не просто живая, а наделённая характером и эмоциями. Природа – основной персонаж его стихотворения.

Как уныло смотрятся на этом фоне попытки многих стихотворцев создать красивое стихотворение о природе, где вечно «дует ветер», «светит луна», «звёзды блещут» и т.п. Все эти олицетворения – избитые и стёршиеся, они не порождают никакой образности и, следовательно, скучны".

Итак, мы говорим о переносе признаков живого - на "неживое": на явления природы, предметы и понятия. Я порылась в своей поэтической копилке - (в юношеской лирике) и отыскала для вас примеры олицетворения.

Не судите строго - эти стихи были написаны мной в 9 классе!

Осенний лист

Осенний лист, как солнце золотой
Лежит на мокрой от дождя дороге.
Он свеж и чист, в нём радость и покой,
В нём лёгкий трепет юной недотроги...
Он долго жил у мамы на груди,
Зелёным был и соком наливался!
Но вот шепнула мать ему: лети!
И он вспорхнул и с деревом расстался...
Прохожий,горбясь, под зонтом спешит,
Но встрепенулся жёлтый лист тревожно,
Зашелестел: "Я начинаю ж-жить!
Пож-жалуйста, ш-шагайте осторож-жно"!


Ветер (ранняяя лирика)

Ветер-ветер, звонок безголосый...
Ты опять не в ладах с тишиной!
Вот акация пышные косы
Снова прячет за тонкой спиной!

Головою качают деревья,
Шелестят, раскрасневшись: Шалун!
Ты зачем распушил свои перья?
Всё равно не похож на тайфун!


Весна (ранняя лирика)

Пробудилась юная красавица,
Расплетая косы звёздной ночью,
Прошептала: Холод мне не нравится,
Я дыханьем обогрею почву...
И наутро все сосульки плакали,
Панихиду по зиме служили...
Снеговые маленькие капельки
Пузырьками мыльными кружили!
Солнце золотое, словно перстень,
Высекало луч высокой пробы,
Превращая в сплав земли и песен
Серые вчерашние сугробы...


Капризная осень (ранняя лирика)

Люблю я Осень, девочку капризную,
Хотя она плаксива и сердита.
Её слезами окна все забрызганы,
И из ведёрка улица умыта!
С её косичек листья осыпаются,
Она по веткам носится игриво!
Краснеют листья - стыдно за проказницу!
И крыши вслед кивают молчаливо...
Она сорвала шляпу у прохожего
И бросила её неподалёку!
Забравшись в будку к Тузику непрошено,
Заставила щенка дрожать и мокнуть!
На проводах устроила качели!
Затем украла птичьих песен ноты...
Обиженные птицы улетели,
Им ссориться с девчонкой неохота!
Взглянула вслед им юная разбойница
И помахала веткою акации
...
От слякоти замучила бессонница,
Пора бы к людям солнцем приласкаться!


Задремала зима (ранняя лирика)

Вяжет снежинки старушка-Зима,
Чудо-узоры, все разных размеров!
Эти снежинки укроют дома,
Эти для ёлок, а эти для скверов!
Тянет холодную снежную нить,
Рада, что все кружева не похожи!
Этими лучше деревья укрыть,
Этими - шапки счастливых прохожих!

Но задремала старушка- Зима,
Вместо снежинок - клубки полетели!
Шапки, деревья, дворы и дома,
Скверы и улицы вмиг побелели!


Осенние строки (ранняя лирика)

Снова листья воздушным десантом
Опускаются прямо у ног...
Это Осень разносит диктанты,
Пишет строчки в тетрадках дорог!


Урок Весны (ранняя лирика)

И трель скворцов, и звон капели
Среди студёной тишины
Уже одним звонком звенели,
Что начался урок весны!

Вернуть природе вдохновение -
Цель поурочная ясна!
Сегодня тема "Пробуждение",
Ведёт урок сама Весна!


Фрагмент наивного стихотворения
Любовь уходит (ранняя лирика)

...Смотрю в глаза "красавицам"
За тушью глаз не видно...
Хохочут!
Всё им нравится!
Не существует "стыдно"!
А может нет Любви давно?
Остались только вздохи?
В литературе да в кино
Не россыпи, а крохи...
Любовь уходит...
всё сильней
на помощь призывая!
Так протяните руку ей...
Пока она живая!


А это стихотворение было написано уже в зрелом возрасте, лет семь назад:

Рыдала скрипка

Рыдала скрипка, ах, какая жалость...
Да что же это приключилось с ней?
Она оркестру вторить не пыталась,
Стонала звонче, пела всё сильней.
С таким надрывом, с нотами разгула
Тоскливый голос разрывал простор.
И партитура молча ускользнула,
Такая песня — всем наперекор!
Пугала скрипка горечью своею,
Уже при ней никто не смел вздохнуть;
То с жалким скрипом изгибала шею,
То так надрывно напрягала грудь.
Смычок и тот боялся прикоснуться
Такой порыв души, такой размах...
И целый мир, поджав свой хвостик куцый,
Лишь жалким эхом отзывался: Ах...
Пытался ветер угрожать ей свистом,
Сдувая ноты с хрупкого плеча...
А те, как пчёлки — стайкой золотистой
Летели прямо к сердцу Скрипача...


МЕТАФОРА (для тех, кто хочет глубже усвоить метафоры)

Подведём итоги:

МЕТАФОРА- перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании признака, общего или сходного для обоих сопоставляемых членов («говор волн», «бронза мускулов»).

Метафора - слово или оборот речи употребленные в переносном значении лдя определения предмета или явления на основе какой либо аналогии, сходства.

Нашла у себя пример метафоры:

Улитки

Ольга Заря

Брожу по полю - робкая босая,
Ищу тебя, который всех дороже.
Мы, как улитки, рожками касаясь,
Друг друга в гости пригласить не можем.
Мой дом давно на горизонте сплюснут,
Его таскаю за собой по лугу,
Вскипает жизнь, переходя в искусство,
Разносит ноты свежие по кругу.
Как необычно пахнет это лето.
Как непривычно в гуще солнцепёка.
Вдыхая грудью аромат запрета,
Я выдыхаю нежность одиноко.
Во мне всё та же - детская горячка,
Ещё вскипаю - с полуоборота.
Боюсь зимы, к чему такая спячка,
Чтоб дни и ночи вспоминать кого-то...

Давайте попытаемся рассмотреть построчно:

Мы, как улитки, рожками касаясь,
Друг друга в гости пригласить не можем. (Здесь сравнение - КАК улитки)

Мой дом давно на горизонте сплюснут,
Его таскаю за собой по лугу...

Здесь "Я" - лирическая героиня - КАК улитка тягает по лугу за собой домик, перенос действий с одушевлённого на одушевлённый предмет - метафора.


Чаще всего начинающие поэты путают олицетворения и метафоры. Но есть ещё некоторые приёмы, которые нужно отличать от олицетворения.

Не путайте олицетворения c aллeгopиями - выpaжeниями в кoнкpeтнoм oбpaзe.

Аллегория - один из видов художественных тропов, который широко используется в поэзии. Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного явления действительности, признаки которого помогают ярче представить это понятие, его основные черты.

Примеры: Аллегория надежды — это якорь; аллегория свободы — разорванные цепи; белый голубь — аллегория мира во всем мире, сон - Царство Морфея, правосудие -Фемида, смерть - объятия Аида итд.

Ecли в пpoизвeдeнии вы пpидaдитe кaкoмy-либo живoтнoмy чeлoвeчecкиe кaчecтвa, тo тaкoй пpиeм нe бyдeт выcтyпaть oлицeтвopeниeм.

"В литepaтype мoжнo вcтpeтить кpacoчныe и выpaзитeльныe фpaзы, кoтopыe иcпoльзyютcя для oдyшeвлeния пpeдмeтoв и явлeний. В некоторых иcтoчникaх дpyгoe нaзвaниe этoгo литepaтypнoгo пpиeмa — пepcoнaлизaция, - т. e., кoгдa пpeдмeт и явлeниe вoплoщaют aнтpoпoмopфизмaми, мeтaфopaми или oчeлoвeчивaниeм".

Aнтpoпoмopфизм — пepeд aвтopoм cтoит цeль - oдyшeвить нeживoй пpeдмeт иcключитeльнo чeлoвeчecкими cвoйcтвaми.

Ecли в стихотворении идeт peчь o нeживoм oбъeктe или aбcтpaктнoм пoнятии, тo иcпoльзoвaть нyжнo oлицeтвopeниe, a вoт ecли oпиcaнo живoe иногда мифoлoгичecкoe cyщecтвo — здесь используется aнтpoпoмopфизм.

Зaпoмнив всё этo, мы легко сможем отличить олицетворение от других инструментов образности!

Думаю, что на сегодня вполне достаточно. Усваиваем урок.
До следующей встречи!
Берегите себя и друг друга!

Ваша - Ольга Заря

(картинки из фонда интернета)


Торговая платформа Pokupo.ru


дизайнеры @konti и @orezaku

3
180.564 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (12)
Сортировать по:
Сначала старые