Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vox.mens
6 лет назад

[Поэтическая мастерская] Тематическая классификация лирических произведений

автор - @zaria

Здравствуйте! С вами я - @zaria и моя Поэтическая мастерская.

Мы знаем о том, что публикуя свои стихи на поэтических порталах, нужно обязательно указывать, к какой жанровой тематической категории вы их относите: к любовной, гражданской, пейзажной, городской, религиозной, философской, мистико - эзотерической? Возможно, это твёрдые формы? Запад: сонет, канцона, рондо? Или восток: рубаи, хокку, танка? Акростихи? Или это свободные формы: верлибр, белый и вольный стих, стихотворение в прозе? Возможно, ваши стихи нужно отнести к разделу детских стихов или детского творчества? Или к к разделу юмора: пародии, подражания, шуточные, иронические, сатирические стихи, басни?

Сегодня я постараюсь в доступной форме на примере своего творчества рассказать начинающим поэтам о классификации лирических произведений по их тематическому содержанию.

Лирика - это выражение поэтом мыслей и чувств, вызванных теми или иными явлениями жизни. Мы со школьной скамьи знаем о том, что есть жанры лирики

по форме:

Элегия – лирическое стихотворение, наполненное грустью и печалью (Лермонтов, «И скучно, и грустно…»

Ода – торжественное хвалебное стихотворение в честь какого-то известного человека (Ломоносов)

Сатира – стихотворение с гневным осмеянием каких-либо пороков (Бернс, «Честная бедность»)

Эпиграмма – короткое стихотворение, в котором осмеивается какой-либо человек (Пушкин)

Гимн – хвалебная песнь

Послание – стихотворение, посвященное и направленное какому-либо лицу

Эпитафия – надгробная стихотворная надпись

Эпиталама – свадебная песнь

Сонет – стихотворение особой формы из 14 строк

Танки – китайские пятистишия

Хокку – японские трехстишия

итд

В каждой национальной поэзии складывается своя система лирических жанров, зависящая от особенностей языка и системы стихосложения.

При изучении лирических произведений используется
тематическая классификация.

Выделяют следующие жанры по темам: любовная, гражданская, пейзажная, философская, городская, религиозная, мистико-эзотерическая и др.

Стихотворение - небольшое поэтическое произведение, которое пишется в стихотворной форме на любую тему.

Именно о разделении стихотворных произведений по темам (разделам) и пойдёт сегодня речь.

Начнём сначала - по списку, предлагаемому на поэтических порталах.

По праву - первой стоит любовная лирика.

Любовная - стихи о любви как о состоянии души лирического героя.

Назначено людьми
Ольга Заря
Вдохновение:

"То, что осталось от тоски -
Людьми - назначено Любовью..."

(Игорь Литвиненко)

А губы пахли резедой,
Когда в строку вжимались строго.
И точки, словно дождь грибной,
Вбивали гвозди у порога.
И продолжая дробный бег,
Вдруг превращались в тихий омут.
Слова затягивают всех,
Когда в них даже буквы стонут.
Когда в них чувства – не игра,
Коль слышен хруст от боли стычной.
Когда давно принять пора
Птенца – из скорлупы яичной.
Кто сам себе затвор вменил,
Чтоб избежать любого шума,
Тот замирает у перил
И прижигает день угрюмо.
Стихи...они одни близки,
Когда парят у изголовья…

«То, что осталось от тоски -
Людьми - назначено Любовью» *...


На некоторых порталах любовную лирику делят на:

  • Интимную лирику, которая отражает переживания героя, связанные с личной жизнью;

  • эротическую - о телесно-чувственной любви;

Зачем эти руки мне?

Ольга Заря

Зачем эти руки мне?
Давай их тебе отдам.
Прижми их к своей спине -
К оборванным проводам.
А пальцам бы вниз и вверх
Катиться безумством рек.
Подушечек тёплый мех
Касается нежных век.
Ты пальчиком обведи
Зажатый губами пруд,
Пусть звёздочки на груди
Набухнут и расцветут.
Когда золотую пыль
Горячей рукой спугнёшь,
Нахохлившийся ковыль
Воткнётся в тепло ладош.
И нежность, в локтях зажав,
Забудь обо всём, забудь.
Мы с памятью двух держав
Расстанемся на чуть-чуть.
Вот видишь, себе помог.
Я знала, что ты упрям.
И волны коснулись щёк,
Сползли по твоим плечам.
Безумно уже скользят
От шеи и по бокам.
И даже, куда нельзя,
Прорвутся, наверняка.
Застынут у твёрдых ног,
В себя поглощая дрожь.

Хотел удержать… Не смог…
И что с этих рук возьмёшь?

  • семейную

Спасибо, мой мужчина(Мужу)

Ольга Заря
Спасибо, мой мужчина, что ты рядом,
Что Богу вместе платим мы долги,
Что поддержать меня умеешь взглядом,
Что по утрам мне чистишь сапоги.
Спасибо, что прощаешь мне капризы,
И как с ребёнком, носишься со мной.
На сердце каждый шрам тобой "зализан",
И наша боль звенит одной струной.
Я разожгла для нас, любимый, свечи,
Не позволяй же ветру их задуть.
Я сплю, когда ладони греют плечи,
Уткнувшись носом в шерстяную грудь. . .
И только мы с тобою вместе,рядом,
Сумеем осень нашу превозмочь.
И , глядя на детей, я очень рада,
Что на тебя похожи сын и дочь.

  • лирику дружбы

Друзья-друзья, я «ничего» без вас…
«Никто, нигде»– пылинка и не боле…
Мне дорога поддержка ваших глаз.
Так одиноко в океане боли…
К холодным стенам припечатан взгляд.
И стынут руки чаще, чем обычно.
Я ухожу - вы тянете назад…
Чтоб я опять запела мелодично.
Всё бескорыстно и бесценно всё.
И нет нигде поддержки вашей - чище.
Теперь мы вместе этот крест несём.
И от добра уже добра не ищем.
Забота ваша мне сейчас важна.
У испытаний есть свои мерила.
Моя печаль, простите, затяжна…
Она на землю душу завалила.
Так неумело разгоняю грусть.
Сломалось что-то – ничего не лечит.

Но обещаю твёрдо: я вернусь…
Мне непременно с вами станет легче…


Пейзажная лирика передает размышления и переживания лирического героя, вызванные явлениями природы.

Август

Ольга Заря

Август, в остывшие травы нырнув,
Песню на нитки распустит.

И оборвав на прощанье струну,
Музыку спрячет за кустик.

Щедрое солнце расплавится в мёд,
Выльется в поле ржаное.

Оду унылый кузнечик споёт
Душному лету и зною.

Собраны вещи – спешит на метро
Мальчик рыжебородый.

Осень уже собирает в ведро
Ноты дождливой погоды.

  • Пейзаж (французское paysage, от pays – страна, местность) – жанр или отдельное произведение, в котором основным предметом изображения является природа.

  • Суть пейзажной лирики – это соединение литературного рода (лирики) и жанра изобразительного искусства (пейзажа).


Гражданская лирика - раскрывает общественно-национальные вопросы и чувства.

  • "Гражданская лирика жанр, в котором автор передает свои субъективные переживания, мысли, рассуждения о том, что происходит вокруг него."

А солнце всё же круглое

Ольга Заря

Любовь сильнее смерти и страха смерти.
Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

И. С. Тургенев.

Парю в строках возвышенных,
И ясно всем:
Я не беру умышленно
Гражданских тем.
Уже тисками ругани
Наш мир зажат.
А солнце всё же круглое,
А не квадрат.
Земля у солнца - крестница,
Не терпит тьму.
Она по кругу вертится -
Назло всему.
И пишет в небе рунами:
Ты в мир пришёл,
Где для проблем надуманных –
Мой - "круглый стол".
Рождаемся - не гордыми.
Но с давних пор
На части делим хордами
Земной простор.
И травимся напраслиной,
Впадая в грех.
Кровь, проливая красную-
Одну на всех.
Великое безмолвие…
Нельзя назад…
Жить рядом с недостойными –
Кромешный ад.
Неправда – не опознана,
Где честь, где "чих"…
Вонзаемся занозами
В судьбу других.
Пугаем мир заслугами.
То "Ах", то "Эх"...
А солнце всё же круглое -
Одно на всех!
Забыли, что мы смертные,
Отца гневим.
Где наше милосердие
И свет Любви…
Глаза враждою пенятся -
Бесплодный бой...

Нельзя земные ценности -
Забрать с собой.

  • "Авторы, для которых тема гражданской поэзии явилась основной в творчестве, отражали общественные настроения и чувства народа, собственный взгляд на конкретные события в родной стране".

  • "Гражданская лирика – это жанр, в котором поэты описывают свои переживания, рассуждения, мысли, на такие темы, как патриотизм, Родина и ее судьба, государство и гражданский долг".


Философская лирика - осмысление смысла человеческой жизни, проблемы добра и зла

Познание мира и самого себя.

Я знаю, что смерть - равнина

Ольга Заря

"Присно, вчера и ныне
по склону движемся мы.
Смерть - это только равнины.
Жизнь - холмы, холмы"...
(Бродский Иосиф)

Мой путь не такой уж длинный
В лиловых лучах зари.
Тревожен покой равнины,
Который у нас внутри.

Слетаются ночью ноты
С тоскою чужих холмов.
Шепчу, просыпаясь: кто ты,
Немой повелитель снов?

Искатель чужих алмазов?
Хранитель земных чудес?
Ты словом к душе привязан.
Ты правдой во мне воскрес.

Стирай мои пятна страха
На самом краю земли.
И замок, и наша плаха -
Причудливый холм вдали.

Где ноты стихов мусоля,
По склону идут вдвоём.
Где счастье омыто болью,
И кажется песней - гром.

Где ветер толкает в спину
И дерзко шипит: "Держись"!

Я знаю, что "смерть – равнина...
А холм – это наша жизнь"...


Городская лирика отличается воплощением темы повседневной жизни города, особенностями людей, их психики и укладом их жизни.

Мой рай (городу Мариуполю)

Снова я ветрами одурачена,
Снова по погоде не одета,
И бреду тропинкою невзрачною,
Устланного листьями проспекта.

Мариуполь – город удивительный
С климатом умеренно- ласкательным,
Город металлургов и строителей,
Город фантазёров и мечтателей.

Носятся студенты с ноутбуками,
И поэты замерли с блокнотами,
Листья на асфальт ложатся буквами,
Капельки дождя искрятся нотами.

А у моря шепчутся влюблённые,
Движет стрелки их часов вселенная,
Волны, светом солнца опаленные,
К их ногам бросают песнь нетленную.

И старушки, как живые повести,
Жившие ещё в эпоху съездов,
Обсуждают городские новости,
Вечерами, сидя у подъездов.

Заводская копоть, как ни странно мне,
Столько лет в людей вдыхает силы.
Где-то есть «земля обетованная».
Только здесь… родителей могилы...


Религиозные лирика - выражает религиозные чувства и переживания.
На некоторых порталах предлагается - духовная поэзия.

Честно говоря, для меня религия и вера - два разных понятия, видимо, я отношусь к той категории людей, у которых Бог в душе, а не на бумаге и иконах.
Поэтому мне близки эти слова Ильина, и ближе всё же именно не религиозная. а духовная лирика.

“Если в душе читателя само родится слово “святость”, не произнесенное ни автором, ни его героями, то за него отвечает сам читатель – и художественная убедительность будет большей”. (И.А.Ильин)

  • "Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты.

Благословляю врагов

Ольга Заря

Бреду одна, гонимая врагами. Так - лишь они умеют бичевать.
Враги всегда взыскательнее с нами, но в их плевках – и кнут, и благодать.

Земное нас притягивает часто. Как я гордилась, что уже мудра.
Враги в лицо смеялись и с участием всегда твердили: "Поумнеть пора".

Когда же я мечтала о богатстве, они так больно били по рукам...
Взлетала я с мечтою - состояться, но приземлялась прямо - в Божий храм.

Они меня из дома изгоняли, чтоб я свободной странницей была.
Иначе я смирилась бы едва ли, и к Богу дотянуться не смогла.

Давно ушла от самообольщенья. Стряхнула тяжесть всех земных оков.
С гордыней, гневом - ради исцеленья - расстаться каждый должен быть готов.

Взирая в небо, не стремлюсь обратно. Мои враги не властны надо мной.
Когда страдала - было так понятно, что этот путь – мне не пройти самой!

Когда спала, враги меня будили, и потеснить пытались с первых мест,
А, если хвастать начинала силой, они кивали головой - на крест...

Мои враги – взыскательные братья, назвать друзьями - я их не боюсь,
Они толкают к Господу в объятья, поэтому всегда за них молюсь...

  • "Только человек, умеющий различать прекрасное от уродства, человек, обладающий высокими моральными принципами и устоями, человек, установивший себе “планку”, через которую он никогда не переступит, может обладать духовностью. Во времена Даля слово “бездуховность” было неизвестно, а в наше время, оно приобрело особенную актуальность".

  • "Бездуховным может быть как поэт, так и читатель. Духовность и бездуховность две крайности, как добро и зло, рай и ад. Поэт, обладающий духовностью, будет всегда олицетворять добро, писать о его победе над злом, выступать на стороне справедливости и нравственности, защищать слабого от сильного. Конечно, стихи бездуховного поэта не тронут сердце, не пробудят ничего хорошего, они лишь вызовут раздражение, скорбь, обиду, и уничтожат маленькую частичку души, которая когда-то олицетворяла лишь ее светлую сторону".

В более широком понимании духовность – это устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу.


Мистика - эзотерика ( на международном поэтическом портале их соединили вместе, хотя есть существенные отличия в определениях слова "мистика" и "эзотерика".

Мистика (от греч. «скрытый», «тайный») — сверхъестественные явления и религиозная практика, направленная на связь с потусторонним миром и сверхъестественными силами. Еще одно определение - экспериментальное познание Бога.

"Исходя из этого определения, все стихи о всяческой «чертовщинке» - о чудесах, видениях, таинственных случаях, загадочных снах и о встречах с мифическими существами – (если это, конечно же, выражено поэтическим языком), вполне можно отправить а раздел «мистика»""

Эзотерика– это учение о процессах, происходящих во Вселенной и отражающихся в глубинах человеческой души. Это процесс познания окружающего мира и бытия, познание самого себя как части целого.

"Эзотерика – это та самая картина мира, которую очень любят верующие люди, не признающие церковь, потому что у них «Бог в душе"»

"Эзотерика — это учение о скрытых гранях мира не признаваемое наукой."

"Глобальней — человек, интересующийся темой эзотерики, перестает разрушать и начинает создавать, творить. И это творение нового мира приносит ему наслаждение".


Юмористический раздел - это пародии, подражания, шуточные, иронические, сатирические, басни.

Рассмотрим по порядку:

Пародия - с греческого языка – перепев, комическая переделка, - литературный жанр, целью которого является осмеяние произведения, стиля автора через подражание.

"Пародия – это, в первую очередь, юмористическая или сатирическая стилизация, которая намеренно унижает объект. Подражание стилю автора, критический взгляд и юмор являются отличительными чертами литературной пародии".

ПАРОДИЯ НА СТИХИ (на конкурс)

http://www.stihi.ru/2012/10/04/9208

Было очень жасминно

"Было очень жасминно
В бело-лунном саду,
Наши тени шептались
И сливались в одну"
(Светлана Дубинина)

Исповедь гения

Вечер выдался - дивный,
Я бродил - невпопад,
на душе было винно -
Выдавал - мутный взгляд...

Было телу - "колбасно",
Мне бы - пива бокал,
Кто-то пылко и страстно
Гнул меня и качал.

"Было очень жасминно
В бело-лунном саду"...
Я ,как агнец безвинный,
Шёл и спал на ходу...

Чьи-то тени скользили,
Рыкал чей-то оскал,
Серафим Шестикрылый
Надо мною летал.

"Наши тени шептались
И сливались в одну"...
Несмотря на усталость -
Улетал на луну...

Свет я видел в туннели,
Цвёл вдали - "луно-сад"...
Рядом тени летели,
"Страх мне делал разлад"...

Из "огней длиннохвостых"
Черти виделись мне...
Это очень непросто
Побывать на луне!

Ни вина, ни настойки,
Ни друзей, ни земли...
Чтоб не так было горько -
Мне - "Рассвет привели"!

И упал я под елью -
"В лепестковое дно"...
На земле, на луне ли-
Мать их так... - всё равно!

И уже без сомнений
Захрапел чуть сильней -
Как "непознанный гений"
"Длиннохвостых огней"...

(Ольга Заря)

Подражания авторам мы часто используем в своих стихотворных откликах или как я рассказывала в предыдущих постах - в поэтическом диалоге. А ещё в клубе "Золотой папирус" (стихи РУ) часто проходили конкурсы подражания разным авторам, вот для примера я скопировала подражание Борису Пастернаку:

С порога смотрит человек,
Не узнавая дома.
Ее отъезд был как побег,
Везде следы разгрома
.

(Борис Пастернак)

Разрыв
Ольга Заря

Как тень, я выйду за порог
Присяду на ступени.
Да как посмел он? Как он смог?
Ушёл, как трус последний.

Он не увидит слёз моих,
Я сильная, не плачу.
Что было свято для двоих,
Гори огнём горячим!

Какая боль в моих висках
Не верю, нет не верю.
Прощальный вздох и крыльев
взмах
И вечный вкус потери.

В стекле души – осколки фраз:
"Паденье", "жар соблазна".
Он не в меня стрелял, а в нас.
Так метко и так грязно.

Темно в душе, вокруг темно.
А в горле сотни лезвий.
И небо – чёрное сукно.
И чушь на память лезет.

Лишь одного я не пойму -
Забыл он зонт на полке. . .

А если дождь?
И потому -
Я плачу втихомолку. . .


Шуточные стихи- Веселые, забавные, частушечные стихи, вызывающие улыбку
читателя.

Рифмованный анекдот

Ольга Заря

У мужика вдруг геморрой случился,
Замучил прямо, целый день свербит...
Он долго собирался, долго мылся,
В больницу на автобусе спешит!
В регистратуру очередь - томился,
Затем с талоном в кабинет стоял,
Домой к обеду только возвратился.
И хвастает: Врач свечи приписал!
Жена с вопросом: Как их принимать?
Надеюсь, ты у доктора спросил?
Мужик ругнулся: "Да етишь ё мать,
Конечно, нет. Об этом я забыл!"
Автобус снова...
Очередь опять...
Влетел к врачу по лестнице галопом:
Скажите, доктор, как их принимать?
А доктор говорит: "Засунь их в ж...пу!"
Мужик домой вернулся и молчит,
Не хочет есть и на душе так скверно...
-Ну шо? Узнал? - жена ему кричит.
-Да нет же! Врач... обиделся, наверно!


Иронические стихи. Что такое ирония – узнаем из Википедии:

«Ирония - (от др.греч. «притворство») – троп , в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному».

Напомню, для тех, кто забыл, что троп – это слова и выражения, используемые в художественном произведении в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи.

Таким образом, ирония есть то, что создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется на сам деле.

Сатирическая лирика разоблачает общественные или человеческие пороки.

  • "Сатирическая лирика. Сатира (лат satira от satura - смесь, всякая всячина) объединяет произведения разных жанров, которые разоблачают негативные явления в жизни общества или человека. В узком смысле - это лирические произведения обличительного содержания".

Создавая сатирический образ, поэт использует гиперболу, гротеск, карикатуру.

Завтра будет хуже, чем вчера...

Ольга Заря

"Жизнь хитра! Когда у меня на руках все карты - она внезапно решает играть в шахматы…"

Жизнь, по праву, нелегка, в самом деле,
Начал жить – и тут же кончились «мани»,
Раньше пчёлы в бочку с мёдом летели,
А сегодня с ложкой дёгтя - пираньи...
Не найду себе я точку опоры,
Всё украдено, и воздух , как спёртый!
Это рок с неизлечимою формой,
Где мечтами богатеют банкроты.
На такси бы я рванула за счастьем,
Говорят всего одна остановка…
Я в улыбке растянулась, как здрасьте,
Веру в счастье не теряя нисколько!
Видно, горе от ума, это точно,
Утро к вечеру уже мудренее!
Мудрость с возрастом приходит и точка!
Только возраст мой пришёл... но не с нею…
В магазинах мы скупили модемы,
Где же счастье? Без него так просторно!
Всё ХОРОШЕЕ ведёт к ожирению,
Аморально и ещё … незаконно!
Провести всегда нам хочется время,
Но его не проведёшь, жизнь такая!
Столько трещин в этой жизни от трения,
И она уже давно протекает!
Да и выпить что-то хочется очень,
Только выпьем – жить захочется сразу!
Жизнь «хреновая» игра, между прочим,
Своей графикой прельщает, зараза!
То родители шалить не давали,
А теперь садятся дети на плечи…
Жизнь – тяжёлая болезнь и едва ли,
Кто-то смог перенести её легче…
Мы без очереди лезем за смертью,
То маразмы, то склерозы - Бог с ними…
И врачи давно не лечат, поверьте,
Их талант – нас усыпить молодыми.
Подходи смелей, я жду тебя, ну же…
Нам на небо ведь пока рановато.
Мне китайскую бы кухню на ужин,
И тебя с американской зарплатой.
Над собою я смеюсь ?
Ну и что же?
Просто стимул, видно, каждому нужен.
Надо просто улыбнуться,
похоже,
Завтра будет всё не так…
чуть похуже…

"Сатира(от лат. satira) - литературный жанр, который в поэтической форме обличает и высмеивает явления общественной жизни при помощи различных комических приемов - сарказма, аллегории, гротеска, иронии и т.д. Сатира в произведении может быть представлена отдельным эписозом, или проходить через все сочинение. Сатира в унизительной форме высмеивает личностные или социальные явления, которые автор считает порочными. Не смотря на то, что сатирические произведения призваны быть смешными, их основная цель - обличить пороки общества и индивида".

Это я случайно нашла в литературном дневнике, автора не знаю. Но для примера сатирического подражания Чуковскому - думаю, подойдёт:

У меня зазвонил телефон
У меня зазвонил телефон

  • Кто говорит?

  • Ростелеком.

  • Что вам надо?

  • Минуту доклада.

Бла-бла-бла. Скоростной интернет.

Бла-бла-бла. Отчего же так сразу нет?

Бла-бла-бла. Вам такого нигде не найти.

Бла-бла-бла. Извините, куда мне пойти?

И такая дребедень

Каждый день:

Динь-ди-лень,

Динь-ди-лень!

То тюлень позвонит, то олень.

Нахрена проводной телефон?

Для рекламы ростелеком?

Мне хватает любимой мобилы!

Отключу я вас точно, дебилы!


Отдельным разделом представлены крупные формы: циклы стихов, поэмы, пьесы.

Твёрдые формы: запад: сонеты, канцоны, рондо; восток: рубаи, хокку, танка, акростихи. (Мы о них говорили в предыдущих поэтических мастерских.)

Свободные формы**: верлибр, белый и вольный стих, стихотворение в прозе. (Им я также посвятила одно из занятий мастерской).


Детские- стихи для детей, детское творчество.


Музыкальное творчество: авторская песня, переделка песен, переводы песен.

Поэтические переводы, стихи на других языках.

Додому

Ольга Зоря

Мій рідний край, до мене вітер лине,
Проміння сонця скаче по верхах,
Кохана Ненько, рідна Україно,
Де гомін трав духмяних не стиха.
Калюжі, мабуть, горобцям внагоду,
Вони стрибають жваво біля нас.
Зі смаком сонце жадно п'є негоду,
Перемагає хмари кожен раз.
Мені для щастя дуже мало треба,
Ні, не сумую – навіть навпаки…
Бо навкруги – таке блакитне небо,
Та щирі хлопці - всі немов синки.
Думки збираю в величезну зграю,
Щоб сум пройшов та дощ відвуркотІв …

Бо я на зустріч вже давно чекаю,
Та червонію від передчуттів.


Думаю, что более чем достаточно!
Спасибо, кто был со мной рядом сегодня.
Буду рада вашим откликам.

Берегите себя и друг друга!

До новых встреч!

Ваша Ольга Заря.

(картинки из фонда интернета)


Торговая платформа Pokupo.ru


дизайнеры @konti и @orezaku

0
159.273 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (22)
Сортировать по:
Сначала старые