Где смотреть кино в Чикаго
Статья @lologom для сообщества «Русское Зарубежье» @vp-zarubezhje.
Одно из самых популярных развлечений современного человека — просмотр художественных фильмов. Я, например, осматриваю за год около полутора сотен картин. И, конечно, самое большое удовольствие получаю, когда удается посмотреть кино на большом экране.
Про некоторые фильмы даже говорят: «Это надо смотреть в кинотеатре» (обычно подразумевается определенная зрелищность). Но на, самом деле, любой фильм надо смотреть в кинотеатре, потому что именно для этого они и созданы. Когда в самолете приходится пользоваться небольшим экранчиком, встроенном в сидение переднего пассажира, я чувствую себя как космонавт, который съедает свой обед из тюбика: с голоду не умрешь, но смаковать такую пищу тоже не станешь.
Короче говоря, любому любителю кино приходится хотя бы чуть-чуть разбираться в окрестных кинотеатрах: где что показывают, сколько дерут за вход, вломится ли охранник посреди сеанса, чтобы сделать замечание на тему того, как ты неправильно сидишь в кресле (в Москве со мной случалось и такое!). Поэтому, один из вопросов, который встал передо мной после переезда в Чикаго, был: куда ходить смотреть кино?
Первым делом я присмотрелся к ближайшему, «районному» кинотеатру. Он привлекал своим внешним видом: пережив недавнюю реставрацию, у него сохранился стильный фасад первой половины прошлого века. Цены на билеты тоже радовали: Чикагский Университет выкупил этот кинотеатр в целях обеспечения культурного досуга на кампусе, и берет часть финансовых затрат на свои плечи. Как результат — 7 долларов за сеанс, и 5 по вторникам.
Но у этого кинотеатра есть одна особенность. Так как добрая половина населения университетского района — чернокожие, то и свой репертуар кинотеатр подбирает исходя из этого факта. Дело в том, что существует целый «чернокожий» сегмент голливудского кинематографа. Там свои режиссеры, свои франшизы и свои звезды. Мне эти фильмы смотреть не представляется возможным, потому что «афроамериканский английский», на котором там говорят персонажи, я разобрать попросту не могу. Это вам не «Черная пантера», где специально для белого зрителя все четко выговаривают.
В результате, доступный мне репертуар ближайшего кинотеатра оказывается сравнительно мал, и там в основном самые главные блокбастеры, да и то не все. А надо же еще где-то смотреть прочий мейнстрим (из «оскаровской обоймы» в ближайшем кинотеатре показывают только фильмы на тему жизни чернокожего населения), европейское кино и, конечно, архивные показы всякой классики.
Чтобы смотреть «главные фильмы года» я обычно выбираюсь в центр города, где иду в один из сетевых мультиплексов. Чаще всего это сеть «АМС»: там десятки больших залов, огромные экраны, хорошая звукоизоляция и можно увидеть практически все, что выходит в относительно широкий прокат. Единственный минус: здесь билет сеанс стоит раза в два дороже, чем в районном кинотеатре, да еще и налог не включен. Зато можно попасть в зал, где гигантское кресло откидывается до полулежачего состояния. Например, в таком полулежачем состоянии я недавно смотрел «Остров Собак» Уэса Андерсона. Зал был абсолютно пустой. Многие американцы сочли, что не гоже белому человеку снимать фильм про японцев. Но это уже совершенно другая тема.
Итак, с массовым кинематографом разобрались. Теперь экзотика, которую тоже иногда просит душа. Тут есть несколько вариантов.
Кроме районного кинотеатра у Чикагского университета есть свой кинозал, которым управляют волонтеры из числа студентов. Они же составляют программу, исходя из своих вкусов, возможностей и тенденций кинематографической моды. Как правило, несколько дней недели отведены под ретроспективы великих режиссеров, еще несколько выделены под тематические или жанровые подборки, а по выходным показывают «фестивальные хиты» последних лет. Билет стоит всего 5 долларов, а если повезет, то раз в неделю можно попасть на бесплатный предпремьерный показ какого-нибудь авторского кино. На днях я ходил на премьеру фильма «Восьмой класс» и пришлось притворяться студентом — не студентов в этот раз не пускали, потому что фильм снял молодой видеоблоггер и его фанаты забили зал до отказа.
Ну и, наконец, об экзотике. В Чикагском Университете есть, разумеется, факультет, на котором изучают всяческие мультимедийные проявления культуры. Под эту графу попадает и кинематограф. У них там имеется свой небольшой кинозальчик, которым они периодически пользуются. Хотя часто это какой-нибудь преподаватель показывает кино своим студентам, все подобные кинопоказы бесплатны и открыты для широкой публики. Часто их сопровождает небольшая лекция, обсуждение, встреча с режиссером или актером, а порой и раздача небольших закусок.
Но главное, что здесь можно на большом экране увидеть фильмы, которые в любой другой ситуации не всегда просто отыскать даже для просмотра на персональном компьютере. Например, именно здесь я увидел ошеломляющий «Взгляд тишины» Джошуа Оппенхаймера (он сам присутствовал на показе), «Женщину, которая ушла» филиппинца Лав Диаса, а также (самое недавнее впечатление) «Коллекционершу» Эрика Ромера. После показа пожилая Хайде Политоф, игравшая одну из главных ролей, рассказала про то, как снимался этот фильм в далеком 1966-ом году.
Но самое удивительное, что в этом же кинозальчике я неоднократно смотрел отечественные кинокартины. Стоило ведь для этого перебираться в Чикаго! Тут показывали совершенно умопомрачительный немой фильм Александра Медведкина «Счастье» 1934-го года, в котором старые театральные приемы переплетаются с самыми авангардными ходами кинематографа, а архаические сказочные сюжеты с историей советского колхозника. Тут же мне довелось посмотреть фильм «В лучах солнца» Виталия Манского — бесстрашные и удивительные документальные съемки из Северной Кореи.
Однако, не буду удручать вас скучным перечислением фильмов. Перейду к главной мысли, а она в том, что хотя Чикаго и является крайне благоприятным городом для поклонников кино (ко всему вышеперечисленному, тут еще и знаменитый кинофестиваль проходит ежегодно), подозреваю, что в любом американском мегаполисе дела обстоят схожим образом. Самое главное — знать места.
Фотографии из личного архива автора