Искусство Древней Греции и Рима в музее Стамбула

Статья @rosy440 для сообщества «Русское Зарубежье» @vp-zarubezhje.



Мраморная скульптура Куроса из Тенея. Курос - это образ обнажённого юноши в эпоху архаики. Гомер молодых солдат называл куросами. Аналог названия женщин - кора. Датируется 6 веком до н.э.

Трудно представить наш мир без искусства Античности. Древняя Греция и Древний Рим оставили после себя красивейшие произведения, которые разбросаны по разным музеям мира. В музее Стамбула есть галерея Античного мира. Сегодня проведём время в этом увлекательном месте. Узнаем, какие скульптуры можно посмотреть в археологическом музее.



Голова куроса. Датируется 6 веком до н.э. Эпоха архаики

Традиции Древней Греции и Древнего Рима - это в первую очередь гуманизм, который соединил нравственные и культурные ценности.



Мраморная статуя стоящей коры. Родос. Датируется 6 веком до н.э. Эпоха архаики

Очень интересны греческие скульпторы, которые человека сделали объектом своего искусства. Гармоническое сочетание тела и души, возвышенность и проявление совершенства. Греки создавали обобщённый образ человека, который полон положительных эмоций, добродетели, героизма и красоты. Индивидуальное портретное искусство было создано именно в Древнем Риме. Думаю, что без влияния греков Рим не смог бы создать столь блистательное искусство. Очень жаль, что имена римских портретных скульпторов, которые стояли у истоков, не сохранились.



Мраморная статуя богини войны и мудрости Афины. Город Лептис-Магна, Ливия. Датируется 5 веком до н.э.

Скульптуры Древней Греции великолепны. Формы, пластика, объём и динамичность - это были главные приоритеты для мастеров. Стоит отметить, что греки не отделяли скульптуру от архитектуры. Даже больше архитектуру они воспринимали как скульптурную группу. Поэтический образ мышления греков приводил к разнообразию и наполненности скульптурных композиций. Познание мира с помощью мифологии делали работы очень яркими и чувственными. Мир образов наполнялся богами и кентаврами, были горгоны и великолепные человеческие образы, которые побеждали фантастических чудищ. Римские мастера скульптуры не опирались на поэтические и мифологические аспекты. Прозаичное и трезвое мышление, чёткое отношение к действительности - это основные черты римлянина.


Мраморный рельеф с колесницей. Эпоха архаики. 6 век до н.э.

Время (7-6 век до н.э.), когда шло становление искусства Древней Греции - это эпоха архаики. Это время тонкой и своеобразной поэтичности. Завитые локоны и красивые узоры в одежде любят изображать скульпторы и художники в это время. Красочные и изысканные одежды навеялись из восточных цивилизованных стран. Этот период также характерен движением фигур. Мастера пытаются придать своим творениям особую динамику. В этот период была создана богиня Ника, горгона Медуза. В эпоху архаики особенной высоты достигает эллинская скульптура.


Мраморная погребальная стела с острова Тасос. Датируется 470-460 годами до н.э.


Мраморная погребальная стела. Фригия. Датируется 5 веком до н.э.


Известняковый блок с церемонией музыкантов и борцов. Ксантос. Эпоха архаики. 6 век до н.э.


Мраморная надгробная стела "Прощание". Датируется 5 веком до н.э. Amisus


Мраморный лев из мавзолея. Галикарнас. Датируется 4 веком до н.э.


Мраморная голова Александра Македонского. Пергам. Датируется первой половиной 2 века до н.э. Эллинистический период

Это реплика создана по портрету известного греческого художника Лисиппа. Ранее греки украшали глаза камнями или покрывали краской. В таком виде, как сейчас, безликие глазища выглядят очень страшно. Очень понравилась мраморная стрижка Великого Александа.


Мраморная скульптура гермафродита. Пергам. Датируется 3 веком до н.э. Эллинистический период


Мраморная надгробная стела из Аттики. Датируется 4 веком до н.э.


Мраморная статуя юного атлета Эфеба. Город Айдын. Датируется первым веком до н.э. Ранний римский период

Скульпторы Древнего Рима были неповторимы в своём творчестве. Выразительные скульптурные портреты несли жизненную правду, переходящую в натурализм. Всё больше скульпторы интересуются женской красотой, более чувственной и нежной.


Мраморная скульптура бога целительства и медицины Асклепия. Это копия скульптуры 5 века до н.э. Эллинистический период. Остров Кос

А начиналось всё с этрусских традиций. Они дали толчок к возникновению римского портрета. Не было никакой мистики в портретах. Самым главным становится передача облика человека, такого, каким он является на самом деле. Откровенность передачи изображения человека даже иногда пугает. Но художники и скульпторы не останавливаются ни перед чертами старости и уродства. Можно считать, что этрусское искусство становится промежуточным между греческим и римским.


Мраморные статуи богини любви и красоты Афродиты. 3-2 века до н.э.

Римляне на надгробьях изображали супружеские пары. Стоит отметить, что для римлян скульптура была настолько естественна, как для нас фотография в наше время.


Мраморная кариатида. Айдын. Датируется первым веком до н.э. Ранний римский период

Рим становится империей. Скульптурная галерея пополняется изображениями императоров. Это имперское искусство приумножило тот небывалый реализм, который возник до этого в римском портрете. Римские скульпторы именно у греков научились потрясающему владению обработки камня. Но римляне не стояли на месте. Они освоили новые техники обработки камней. Использование бурава помогает создавать сложнейшие объёмы и игру света и тени. Создаются кудрявые волосы, необычной огранки одежда и эффект кожи на отполированном камне.


У этой статуи я долго стояла. Она прекрасна и совершенна! Это мраморная скульптура Корнелии Антонии из Писидии. Датируется 2 веком до н.э. Династия Антония. Римский период

Правильные черты и нежность, красота и изящество, простота и ясность. Много ассоциаций вызывает эта скульптура. Из представленной экспозиции - это моя любимая. Статуя относится к периоду раннего эллинизма. Малоазийский скульптор очень тонко и мастерски передал женственность и гармонию. Аккуратно выложенные волосы, которые покрыты частью одеяния. Одежда кажется очень тонкой, даже трудно представить, что это мрамор. Красивые черты лица и идеальный образ - это просто богиня! Имя женщины высечено внизу на подставке.

Корнелии - один из известнейших родов Древнего Рима


Мраморная скульптура богини лесов, охоты и Луны - Артемиды. Это копия скульптуры 5 века до н.э. Lesbos. Римский период

Когда впервые увидела эту скульптуру, думала, что это красивый юноша. Оказалось, что это богиня женского целомудрия. Грудь я не сразу заметила, а вот сильные ноги мгновенно бросились в глаза.

Артемида - богиня мифологии древних греков. У римлян отождествлялась с Дианой.


Мраморная статуя Марсия. Римский период. Датируется 3 веком до н.э.

У Марсия, фригийского сатира, тяжёлая судьба флейтиста. Его спор с богом Аполлоном привёл его к смерти. Аполлон содрал кожу с Марсия и повесил на сосне. Очень много древних скульпторов сопереживали судьбе Марсия. Статуи Марсия - это образ свободы. На рынках и в римских колониях очень часто устанавливали именно скульптуру Марсия.


Мраморные эроты в сцене петушиных боёв. Датируются 2 веком. Римский период


Мраморная скульптура бога морей Посейдона. Датируется первым веком до н.э. Ранний римский период

Посейдон - верховный морской бог в мифологии Древней Греции


Мраморная скульптура императора Нерона. Датируется первым веком до н.э.

Посмотрите какой рисунок на доспехах в виде грифонов. А ниже по окружности доспехов разные символы. Жаль, головы нет...


Мраморная статуя женщины. Датируется вторым веком нашей эры. Рим

Интересная мраморная причёска у древней женщины. Сколько мастеру нужно было "крутить" из мрамора такие завитушки.


Мраморная копия Алкамена столба Гермеса.

Алкамен - известный древнегреческий скульптор второй половины 5 века до н.э.
В мифологии Древней Греции Гермес выступает богом торговли и защитником всех путешественников. Такие столбы назывались гермами и устанавливались на дорогах. Скульпторы с лицевой стороны столба не забывали вытесать фаллос, который выступает символом плодородия. На фотографии внизу можно это увидеть.


Мраморная голова известной древнегреческой поэтессы Сапфо. Измир. Копия. Рим

Платон Сапфо (или Сафо) называл десятой музой. Гораций подражал её стилю, Катулл занимался переводов её стихов. Овидий воспевал её как женщину с тяжёлой судьбой. За признание она заплатила дорого. В те времена мудрость была одна:

Лучшая женщина - это женщина, о которой меньше всего говорят.

Она из первых женщин, которая вышла из тени. За это общество облило её грязью при жизни. Нельзя было женщине выходить за рамки и показывать свою смелость. Люди пели песни Сапфо и совершенно не интересовались в то время, кто их сочинил. Они просто становились народными. Пока литература только набирала обороты произведений, но никто не занимается их изучением, т.е. историей создания. В эту эпоху творческая личность прячется за своё дело. Приходят только первые моменты осознания своей индивидуальности.

Обязательно посетите археологический музей в Стамбуле. Это будет приятное путешествие в историю.

Благодарю за внимание!

Фотографии из личного архива автора.


5BEBF522-2971-4202-9576-D630AEFA995B.png


Из Турции, ваша @rosy440


Pokupo-yoda.png


goldvoiceрусскоезарубежьеvox-populivp-zarubezhjeтурция
393
341.044 GOLOS
0
В избранное
Русское Зарубежье
Сообщество блогеров, живущих за рубежом
393
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (8)
Сортировать по:
Сначала старые