Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-zarubezhje
6 лет назад

[Изучение Египта] История возникновения древнеегипетской мифологии. Часть вторая

Статья @tatioberegova для сообщества «Русское Зарубежье» @vp-zarubezhje.


В первой части «разбирательств» о раннем возникновении древнеегипетской мифологии мы выяснили, как жители страны фараонов представляли себе сотворение мира. Не менее интересной является версия египтян о появлении солнца.

Создание Солнца

depositphotos_69492263-stock-photo-hathor-temple-in-egypt.jpg
***

Когда первобытный холм, названный Ию Нессерер («остров пламени»), возникает из хаоса, Огдоад (8 божеств) объединяется и создает солнце на этом холме. Древние записи гласят о том, что когда-то в Гермополисе была святыня, называемая «островом пламени» (его точное местоположение не определено). Было сказано, что Огдоад создает солнце двумя способами. Один миф гласит о том, что восемь богов собрались вместе на первозданном холме и создали яйцо. Гусыню, которая отложила это яйцо, стали ассоциировать с богом Амоном. Изображения Амона в виде гуся можно найти на стелах в Дейр-эль-Медины. Надпись из гробницы Петесириса, датированная IV веком до нашей эры, утверждает, что оболочка этого яйца была захоронена в Гермополисе (вот вам и «снесла курочка золотое яичко»!)

Озеро Происхождения

i-5458.jpg
***

Другая версия создания солнца возникла во время Птолемеевского периода. В этом случае солнце появляется из распустившегося лотоса. Тексты описывают, что боги из Огдоада поместили свое семя в воды Нун. Это семя отправилось к растительному яичнику, называемому «бенен», в честь которого был назван храм Хонсу в Фивах. В иероглифическом сценарии «бенен» представлен как яйцо. Это яйцо является вкладом женщин-богинь Огдоады. Место, где было оплодотворено яйцо, было названо «озером происхождения». Из Бенен, росток лотоса закрепляется на острове пламени. Когда кувшинка цветка открывается - поднимается солнце, изображаемое как ребенок, сидящий внутри лотоса. (Ассоциация цветка лотоса с солнцем возникает из-за того, что египетский голубой лотос опускается на ночь под воду, а при дневном свете снова поднимается на поверхность и раскрывается).

Смерть богов

30127720.jpg
"Книга мертвых"

Остальная часть космологии не детализирована. Бог солнца создал богов, изрыгнув их изо рта, человечество - из собственных слез, а скот из частей своего тела. После того, как восемь божеств завершили свою работу по созданию, они отправились в Фивы, где и умерли. По египетской мифологии боги были похоронены в Медине-Хабу, Эдфу и Эсне. В этих местах и зародился погребальный культ древнего Египта.

Мемфисское богословие

amon-ra-bog-solnytsa-kartinki-19.jpg
***

Другая космогония (наука, изучающая рождение планет, звезд и других космических тел), называемая теорией Мемфиса, сохранилась только в одном тексте, известном как камень-Шабака, датируемый XXV династией правления фараонов. Из-за архаичного характера письма первоначально ученые считали, что этот текст возник в более ранние сроки — в Старом Царстве. Последующие исследования показали, что текст, возможно, относится к царствованию Рамсеса II.

Такое несоответствие в определении даты текста возникает из-за того, что египетские книжники (писцы) копировали и переписывали религиозные тексты столетней, а в некоторых случаях и тысячелетней давности. Существование только одной копии текста затрудняет уверенность его возникновения. Еще одна проблема мифов заключается в том, что египтяне намеренно писали в архаическом стиле, приписывая текст древнему автору, окружая его аурой древности и, следовательно, укрепляя достоверность и авторитет описанной истории.

Бог Птах

19000_497420.jpg
Птах (на троне слева)

Главным персонажем в Мемфисской теологии был бог Птах. Птах изначально был покровителем ремесленников. В Новом Царстве он стал более важным - универсальным богом-создателем. Гимны, воспевающие Птаха, называют его отцом отцов всех богов, возможно, со ссылкой на гермополитанов Огдоада, которых называли отцами богов. Далее мифы описывают его как того, кто держит Нут и поднимает Геба, приравнивая его к богу Шу. Считалось, что Птах начинает творение, сначала планируя его в своем уме (в сердце) - а затем, произнося имя, и называя его существом.

Мемфисское богословие, впоследствии, получило значительное влияние в раннехристианском описании создания мира - в библейском описании «Бытие» и Евангелия от Иоанна, в котором подчеркивается первозданность слова, а не физического метода созидания. («Сначала было слово! И слово было Бог!»)

Эсна космогония

neit.jpeg
Богиня Нейт

Последняя космогония заслуживает особого внимания, потому что, в отличие от других мифов сотворения мира, создатель в космогонии Есны не бог, а богиня - Нейт. Эти мифы записаны на стенах Храма Хнум в Эсне и относятся к периоду римского императора Траяна (98-117 н.э.) История создания мира переплетается с предыдущими мифами. Нейт - первая из тех, кто вышла из Нун. Она, созданная из воды корова, а затем превращается в рыбу, известную как окунь озера Виктория. Нейт-рыба создает для себя сушу, а затем снова превращается в корову. Нейт произносит тридцать имен, которые становятся тридцатью богами, созданными для того, чтобы помочь ей в процессе сотворения мира.

Эти боги являются «гемманами» («невежественными»), и затем они превращаются в «хеманов» (Гермополитанами) Огдоада. Затем Нейт из своего тело создает бога солнца и помещает его в яйцо, которое появляется как Солнце, и принимает имя Амона. После Амон продолжает творения из своего тела, создавая богов из своей слюны и человечество из собственных слез.

Ну что, окончательно я вас запутала? А если учесть, что помимо главных богов в египетской мифологии было нескончаемое множество дополнительных богов, и почти у каждого свой миф, и свой храм, то - скандалы, интриги, расследования исследование и изучения продолжаются!


Оригинальная статья написана автором по личному опыту многолетней работы туристическим гидом в Египте. В работе над статьей использовались дополнительные источники - печатные издания:
Rudolf Anthes, "Mythology in ancient Egypt," in Mythologies of the Ancient World. Ed. Samuel Noah Krame;
Leonard Lesko, "Ancient Egyptian Cosmogonies and Cosmology," in Religion in Ancient Egypt: Gods, Myths, and Personal Practice. Ed. Byron Shafer;
John Wilson, "Egypt," in The Intellectual Adventure of Ancient Man. Ed. Henri Frankfort
.


5BEBF522-2971-4202-9576-D630AEFA995B.png


Из Египта, ваша @tatioberegova


Торговая платформа Pokupo.ru

2
324.698 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (25)
Сортировать по:
Сначала старые