[Изучение Египта] Толкование снов у древних египтян. Часть вторая
Статья @tatioberegova для сообщества «Русское Зарубежье» @vp-zarubezhje.
Первую часть статьи можно почитать здесь.
В библиотеке «Scribe Kenhirkhopeshef» (писца Кенхирхопешефа), обнаруженной в храме Дэйр-эль-Медины (современный Люксор), был найден один из самых древних папирусов - «Книга снов» (Dream Book).
Этот древний свиток толкования снов был написан значительно раньше писаря Кенхирхопешефа, но содержание его оставалось актуальным во втором тысячелетии до нашей эры. Сонник состоял из более 180 толкований и описаний значения снов.
Основное внимание уделялось толкованию загадочных видений и эмоций, испытанных во сне, следующая большая категория сновидений объясняла значение приснившейся еды или напитков, меньше всего было описано разъяснений снов об отношениях между мужчиной и женщиной. Несмотря на то, что толкование снов было важной составляющей культуры египтян, тексты древних сновидений были не всегда точными. Одинаковые сны бывало объяснялись по-разному, оставляя возможность обратившемуся за разгадыванием сна сделать собственные выводы.
Вот несколько примеров из этого "Сонника".
Хорошие предзнаменования:
увидеть себя во сне - означает долгую жизнь;
есть мясо крокодила - станешь чиновником в деревне;
приснилась корова или бык - способствует укреплению духа общины;
купаться в холодных водах Нила - отпущение всех грехов.
Плохие:
увидеть себя в зеркале - означает перемены в жизни к худшему;
быть грустным во сне - останешься сиротой;
лежать лицом к земле - что-то ждут от тебя мертвые;
«возлюбить» жену во сне - к наказанию богов.
Dreem Book
Более 30% толкований из "Книги снов" приходится на предсказание доходов или потерь видящего такой сон: приснилась удачная охота - получишь прибыль или удачно женишься; потерял во сне сандалию или приснился падеж скота - быть тебе ограбленным или жди повышения налогов.
Одна четверть снов, описанных в древнем "Соннике", предсказывает физические события, включая обжорство, голодание или избавление от тяжелого недуга. 15% снов предсказывают, что человек, который пришел за толкованием того или иного сна, находится на судилище богов, решающих его судьбу - либо прощая прегрешения, либо посылая кару. Еще 15% сосредотачиваются на объяснении чувств испытанных во сне - радость, озлобление, обман, а десять процентов предсказывают изменение делового статуса: приснилось, что крокодила съел — пришел к толмачу, а тот и говорит «станешь важным чиновником».
Сонник Кенхирхопешефа разделен на две категории: «хорошие» и «плохие» сны, причем недобрые толкования выделялись красным цветом. Вера в то, что боги не только оценивали поведение людей, но и смотрели прямо в их души, запугивала простолюдинов, которые пробудившись после странного сна бежали за разъяснениями. Но на этот случай тоже все было продумано в древнем Египте: в Книге сновидений описано специальное заклинание, которым можно «нейтрализовать» последствия приснившегося кошмара:
«Приди ко мне, моя мать Исида, вот я вижу, что все беды далеко от моего дома».
Прочитав заклинание, нужно было съесть свежий хлеб, смоченный в пиве и все эти действия уничтожат любые злые предзнаменования. Легко и просто - попил с утра пораньше пивка с хлебушком - и уже не страшно жить)
Другие толкования сновидений в Древнем Египте были разделены на три категории: вещие, откровенные и несущие информацию. В вещем сне бог требовал (просил) выполнить действие, подтверждающее силу веры и поклонения. «Стелла сна» («Dream Stele») у подножья Великого Сфинкса в Гизе, описывает сон, приснившийся Тутмосу IV. Согласно записи, фараон Тутмос IV заснул в пустыне, в тени небольшой каменной скалы, выступающей из песка и ему приснился сон, в котором бог Хамаркис велел ему очистить Великого Сфинкса от песчаных заносов и восстановить храм Богов, предрекая, что если юноша выполнит его требования, то станет фараоном. Тутмос последовал указаниям и вскоре был коронован фараоном.
Стелла сна между лапами Сфинкса
Иногда сны выявляли места скрытых или потерянных вещей, и даже новые лекарства от различных болезней. Много раз египетские врачи советовали своим пациентам искать лекарства от своих недугов во сне. Тоже здорово придумано — пришел к доктору, после того как носорог тебя потоптал, а лекарь и говорит: «Ляг поспи — и все пройдет!»
Царь Хети (2070 - 2100 год до нашей эры), в свое время написал книгу «Советы для Мерикаре», избрал другой подход к токованию снов. В инструкциях своему сыну Мерикаре фараон объясняет, что верный подход к пониманию сновидений заключается в том, что сон означает полную противоположность тому, что приснилось - радостный сон предвещает надвигающуюся беду, и наоборот.
По мнению древних египтян сны также могли быть своеобразным порталом, через который живые могли общаться с умершими. Но так как во сне человек не мог контролировать свои действия, древних египтян мучил потенциальный страх, что в состоянии сна они доступны злым духам, которые могут явиться из загробного мира в реальную жизнь. Вот и несли бедные египтяне свои посильные дары в храмы сновидений, дабы задобрить богов и демонов.
Одним словом у древних египтян были свои пути поиска ответов на большие и маленькие проблемы. Может быть глубоко верующие египтяне хотели, чтобы их боги помогали им в непростой жизни, также как и современные люди, в тяжелые моменты обращаются к богу?
При подготовке статьи использовались дополнительные материалы:
Donald B. Redford (Editor), "Oxford Guide to Egyptian Mythology". 2003;
John Romer. "Ancient Lives Daily Life in Egypt of the Pharaohs". 1984;
Lynn Meskell, "Private life in New Kingdom Egypt". 2002;
Stratos A. "Egypt: Perchance to Dream: Dreams and Their Meaning in Ancient Egypt". 2013.
Оригинальная статья написана автором по личному опыту многолетней работы туристическим гидом в Египте.
Из Египта, ваша @tatioberegova
Платформа Pokupo.ru ищет региональных представителей.
Обязанности, выгоды и условия сотрудничества - здесь.