Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-zarubezhje
6 лет назад

[Изучение Египта] Затерянный мир гордых берберов - Сива оазис

Статья @tatioberegova для сообщества «Русское Зарубежье» @vp-zarubezhje.


Кто из нас не зачитывался в детстве произведениями Артура Конан Дойля. "Приключения Шерлока Холмса" читали все. А уж фантастическую историю про затерянный мир - с чудовищными монстрами, динозаврами и приключениями оказавшейся в необитаемом крае экспедиции - наверное перечитывали по несколько раз. Не знаю как вы - я точно.

Но кто мог знать, тогда в детстве, что среди бескрайних песчаных пустынь Египта на протяжении нескольких тысячелетий существовал такой же (разве что без динозавров, хотя, кто знает?) - затерянный мир! Имя этой маленькой независимой страны берберов - Сива оазис!

Сива, на протяжении нескольких тысячелетий имела несколько названий. Древние египтяне называли эти земли Сантара или оазис Бога Амона, в первые века нового тысячелетия арабы стали называть его Сантьярией или "Пальмовыми рощами". Предполагается, что Сива оазис был заселен еще в эпоху палеолита и неолита и был столицей древнего царства, которое могло включать земли Кара, Араши и Бахрейна. Во времена Древнего царства Египта – Сива была частью Техену - Оливковых земель, и возможно простиралась на восток до египетского нома Мареотис.

16db9b88d9515580a78d5965b066ac2d_XL.jpg
фото

Люди, населяющие и по сей день Сива оазис, это потомки древнего племени берберов, коренной народности Западной пустыни, которые в древние времена кочевали по побережью Северной Африки между Тунисом и Марокко. Первые поселения древних берберов в Сиве датируются еще 10 000 г до н.э. Спасаясь от нападения захватчиков, долгие годы древние племена передвигались от побережья Средиземного моря все дальше в глубь пустынных земель, и оказавшись в затерянном богом мире, смогли сохранить свои традиции, обряды, одежду и украшения, которые и по сей день, отличаются от культуры других кочующих племен.

th__Siivanki2.jpg
Современные потомки берберов

Фактически, мало что известно о древней истории Сива оазиса времен фараонов. За годы исследования этих мест не было обнаружено ни одного памятника, датированного Старым, Средним и Новым королевством. Возможно, эти земли были колонизированы во время правления Рамзеса III, но документальные доказательства принадлежности Сива оазиса к Египетскому государству появляются лишь в 26-й династии. Именно тогда был создан Некрополь Гебен Эль-Маута, позже используемый во времена римского правления Египтом. Практически это означает, что Сива оставалась независимым государством, управляемым вождем ливийских племен, вплоть до римской эпохи древнего Египта.
Два древних, оба посвященные богу Амону, храма в Сива оазисе были установлены Ахмосом II и Нектанебо II.

big.photo.jpg
Руины древнего Храма Бога Амона

Одна из самых загадочных историй о Сива оазисе связана с исчезновением армии Камбиса II. Король Персии отправил свою 50 000 армию для порабощения и захвата плодородных земель, но войско было потеряно в пустыне, таинственно исчезло, так и не добравшись до Сивы.

persian_army_region_image.jpg
50 000 войско Камбиса II

Известным Сива оазис стал благодаря грекам. После того, как македоняне обосновались в Кирене (территория современной Ливии), они узнали о великом оракуле Амона из Сива оазиса, что и подвигло Александра Македонского отправиться в путешествие для встречи с прорицателем.

Сразу после завоевания Египта Македонский решил посетить Сива оазис, чтобы получить советы от известного Оракула. Известно, что в путешествие Александр Великий отправился лишь с небольшой группой сотоварищей. Но жизнеописание Александра македонского подтверждает, что их экспедиция, так же как и целые армии, испытала много неприятностей за время путешествия – по пути в Сиву они несколько раз терялись в пустыне, страдали от отсутствия воды, а однажды, даже попали в необычный для египетского климата, тропический ливень. Но Македонский все-таки добрался до Сива оазиса и, пообщавшись, с оракулом был объявлен Богом, сыном Амона и получил одобрение для законного управления страной и коронации фараоном.

12.jpg
фото

Вполне вероятно, что несколько сотен лет спустя, Клеопатра также посещала Оракула в Сиве и, получив наставления, даже принимала для освящения и оздоровления водные процедуры в одном из источников, который теперь называется – «ванна Клеопатры».

1238544474_Cleopatra's Bath.jpg
Ванна Клеопатры. Сива оазис

Но с приходом к власти победителя Антония и Клеопатры - императора Августа (того самого – племянника и приемного сына Цезаря) в Сиву стали ссылать неугодных правителю бунтарей, превратив оазис в место изгнания.

С приходом христианства в Египет, жители Сивы оставались приверженцами собственной веры. Но некоторые источники утверждают, что на самом деле храм Оракула превратился в церковь Девы Марии. Это в принципе объяснимо, потому как в западный оазис вместе с политическими заключенными римляне изгоняли и руководителей церкви. В византийскую эпоху Сива оазис, вероятно, принадлежал Ливийской епархии.

03egypt_dost.jpg
Город Шали. Слева стена старой цекви

К 708 году нашей эры в Сива оазис пришел ислам. Не имея подтверждений о том, что коренные жители Сивы приняли христианство, доподлинно известно, что они, укрывшись в своей крепости сражались против войск исламского завоевателя Муссы Ибн Нусайры, и смогли выстоять в этой битве. Позже завоевывать свободолюбивых жителей Сивы пришел из Испании Тарек Ибн Зияд, но его армия также потерпела поражение. И лишь в 1150 году нашей эры ислам все таки победил в Сива оазисе.

К 1203 году стало известно, что из-за постоянных нападений и особенно после довольно жестокого бедуинского вторжения, население Сива-оазиса сократилось до семи семей, общей численностью 40 человек. Чтобы найти более безопасное место для поселения, они переехали из древнего города Агурми и основали нынешний город под названием Шали, что в переводе означает просто город.

38a24b01cd.jpg
Шали

Этот новый укрепленный город был построен всего с тремя воротами. Исламский историк Макризи описывает, что вскоре после переселения в Сива Оазисе уже проживало 600 человек, и все равно Сива оставалась независимой республикой. Далее, описывает в своих трудах древний историк, оазис подвергся заселению странных и страшных животных, от которых люди стали страдать необычными заболеваниями. Однако он также говорит о том, что в Сиве, плодородие земель было легендарным, ссылаясь на «апельсиновое дерево размером с египетский сикомор, производящий четырнадцать тысяч апельсинов каждый год». Сива экспортировала сельскохозяйственные культуры в Египет и Кирину.

Одна из основных исторических ссылок на Сива-оазис называется «Сиванская рукопись», которая была написана в средние века и служит книгой местной истории. В ней описывается история о доброжелательном человеке, который прибыл в Оазис и посадил сад. Позже он отправился в Мекку и возвратил в оазис страждущих арабов и берберов, где они и обосновались вместе со своими последователями в западной части Шали.

К сожалению, почти сразу возникли проблемы между коренными жителями, которые позже стали называть себя «восточные», и новыми семьями – именующимися «западные семьи», которые и по сей день, гордятся тем, что их называют «Тридцать», по количеству прибывших в древние времена предков. Конфликты между двумя сторонами стали постоянными, иногда короткими, но часто горячими. Пример таких столкновений описывает К. Далримпл Белгрейв, который рассказывает об инциденте одного из семей «Востока», который однажды решил расширить свой дом. Увеличение жилища перекрывало и без того узкую улицу, поэтому семьи клана «Тридцать» выразили возражение по поводу строительства. И тогда была объявлена битва.

1464557-war-in-morocco-armed-moroccan-rifkabylen-is-a-berber-tribe.jpeg
фото

«Шейх призвал бить в барабаны и заявил о начале военных действий. Затем противоборствующие семьи выстроились друг напротив друга. Женщины, для поддержки воинского духа, стояли за спинами мужей, и каждая из них имела в руках мешок с камнями. В такт барабана маленькие взводы последовательно продвигались с обеих сторон, и потом яростно мчались навстречу друг другу. Они никогда не прикладывали ружья к плечу, просто небрежно стреляли навскидку, а затем место стрелка занимал другой. Никому не разрешалось стрелять из своего оружия больше одного раза, и когда, таким образом все совершили по одному выстрелу, бой прекращался».

Победа присуждалась тому клану, в котором осталось наибольшее количество живых.

Подробнее об междуусобицах в Сива-оазисе можно прочитать здесь: https://www.marefa.org/واحة سيوه

Первым европейцем, посетившим Сива-оазис, был У. Г. Браун, который сопровождал караван, замаскировавшись под араба. Он надеялся найти знаменитый храм Оракула Амона. Однако его маскировка была обнаружена, и чтобы избежать наказания, он вынужден был скрываться в помещении. На четвертый день визита ему, наконец, разрешили выйти на улицу, но лишь для того, чтобы полностью разочароваться. Браун действительно нашел храм, но тот показался ему слишком маленьким, чтобы иметь большое значение.

Затем в Сива оазис пришел Фридрих Горнеман, немец с африканскими корнями. Он также, сопровождал караван с финиками, и сумел обманывать местных жителей в течение восьми дней. Однако и он был раскрыт и изгнан в пустыню. Горненману удалось избежать гибели, но за время пути его переводчик исчез со всеми артефактами, образцами минералов и заметками экспедиции.

Когда в 1819 году Мухаммед Али, основатель современного Египта, начал свое завоевание Западного оазиса, он отправил в Сиву около 2000 человек под командованием Хасана Бей Шамашурги. Битва продолжалась три часа, но сиванцы на этот раз не смогли противостоять современной артиллерии. Им пришлось уступить превосходящей силе, и они были вынуждены заплатить дань в размере 2 000 фунтов, что для тех времен было значительной суммой, особенно для жителей Сивы.

С Шамашурги в Сиву приехали французский консул Бернардино Дроветти вместе с художником и инженером Луи Лиантом де Беллефонсом, фармацевтом по имени Энегильдо Фредиани и другими. Они рассказывали о более старинных древностях, расположенных в Оазисе, чем те, которые мы видим сегодня, а в 1834 году информация о сиванском языке была найдена среди заметок Дроветти и опубликована Джомаром. Кроме того, Фредиани опубликовал свои собственные письма, и эти записи являются на сегодняшний день единственным источником информации за тот период.

В том же году в Оазисе побывал Фредерик Кайлуд, минералог - посланник Мухаммеда Али Паши. Исследователя сопровождал французский матрос Пьер Леторц. Они исследовали гробницы в Гебель-Мауте и другие древности к западу от оазиса. А также, подкупив местных жителей, они получили разрешение посетить храм Оракула. Результаты этого визита были первым научным докладом о Сива-оазисе, в том числе подтверждающим, что оазис находится ниже уровня моря. Кайлуд также опубликовал книгу о лексике из 470 слов на сиванском языке.

То, что сегодня известно о Храме Умм-Убайда, который позже был разрушен, мы знаем благодаря немецкому исследователю Генриху Фон Минутоли, который посетил Оазис в сентябре 1820 года. Он подробно описал и рассказал обо всех древностях Сивы.

О жизни свободолюбивых сиванцев, их отчаянной борьбе за независимость, об очередной междуусобной войне между "восточными" и "западными" (прямо страсти по Шекспиру) - обо всем этом вы узнаете из второй части рассказа про Сива оазис.


Оригинальная статья написана автором по личному опыту многолетней работы туристическим гидом в Египте. Дополнительный источник: "Atlas of ancient Egypt", John Baines, Jaromir Malek, 1980, Les Livres De France


5BEBF522-2971-4202-9576-D630AEFA995B.png


Из Египта, ваша @tatioberegova


4
328.336 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (14)
Сортировать по:
Сначала старые