Любят ли американцы халяву?
Статья @lologom для сообщества «Русское Зарубежье» @vp-zarubezhje.
Иногда можно услышать мнение, будто бы русские люди особенно любят халяву. Мол, еще в советские годы привыкли тащить с рабочих мест все, что плохо лежало, и так до сих пор не могут остановиться.
Якобы даже в русских Макдональдсах все соусы и кетчупы на учет, потому что даже думать нельзя о том, чтобы отечественным дикарям показать халяву. Растащат все под ноль. А в Соединенных Штатах якобы все для людей, и соусы горой лежат — бери не хочу. Американец ведь лишнего не схватит.
И вот тут вынужден всех разочаровать. Что касается соусов, то тут есть какая-то доля правды: соусы действительно бесплатные, но выдают их сотрудники из-за прилавка, по требованию клиента, который купил то, что он с этим соусом будет есть. Что же касается самих американцев — то относительно них вовсе не стоит питать иллюзий. Они любят халяву не меньше, а может быть даже больше, чем любой другой народ в мире.
И по этому поводу у меня есть история из личного опыта.
Я уже упоминал, что люблю смотреть кино на большом экране. И вот как-то раз я решил сходить в местный киноклуб на двойной показ экранизаций «Короля Лира». В тот момент праздновалась 400-летняя годовщина смерти Шекспира, и по этому случаю народ развлекался как мог. Правда, развлечение, которое выбрал я, оказалось на любителя. Оба фильма были сняты в далеком 1971-ом году. Один англичанами, другой русскими. И оба метили в большое искусство. Никакого легкого развлечения.
Первый сеанс стартовал в два часа дня. Фильм выдался мучительным. Английский режиссер снял его по мотивам собственных театральных постановок, поэтому зрелищности в картине было столько же, сколько на самой простой сцене. Черно-белые лица актеров крупным планом — вот и вся зрелищность. И еще староанглийский текст: попробуй разберись, если не помнишь первоисточник наизусть. Ближе к концу второго часа пошли библейские образы, и я совсем выпал в осадок. Публики в зале было не очень много, но у меня за спиной отчетливо слышался храп.
После того, как все герои умерли, и в гробовой тишине по экрану проползли титры, началось обсуждение. Высказывались две категории людей: местные жители, которые случайно забрели на показ, и студенты, которые пришли на него потому, что его организовывал их преподаватель в рамках учебного курса. Студенты пытались сказать что-нибудь (неважно что), лишь бы отметиться, а местные жители (в основном пожилые и чернокожие) толкали телеги о том, как они смотрели «Матрицу» и там тоже дождь в какой-то момент шел, или они у Тарантино тоже крупный план однажды видели. Все это было скучно, но зато, когда беседа подошла к концу, организатор пообещал, что через полчаса будет пицца.
Это он пообещал как нельзя кстати. Первый фильм был изнурительным, а перед вторым зачем-то вставили перерыв в полтора часа. Без подпитки организма пищей обойтись в такой ситуации трудно. Полчаса я погулял на улице. Погода выдалась хорошей, но уже начинало темнеть и холодать. По прошествии оговоренного времени я вернулся к кинозалу, чтобы подкрепить силы. Каково же было мое удивление, когда я обнаружил шесть огромных пустых коробок из-под пиццы, а пиццы в них не было. Я так опешил, что даже перепроверил и открыл одну из коробок, хотя уже по внешнему виду было понятно, что она пустая, как мой желудок.
Я упоминал, что народу в зале было немного, и уж точно не столько, чтобы в момент умять шесть огромных пицц. Ошарашенно я начал оглядываться вокруг и увидел, как пожилая чернокожая тетенька упаковывает в свою сумку аккуратно сложенную стопку из кусков пиццы. Судя по тому, как ловко она прихватила их между двумя пластиковыми тарелками, воровать пиццу ей приходилось далеко не впервой.
К этому моменту челюсть у меня основательно отвисла, но я все же нашел в себе силы отвести взгляд от чернокожей женщины. Я посмотрел на белого мужчину, и увидел у него в руке кусок пиццы. Он кусал его и самодовольно улыбался, однако настоящее представление разворачивалась в другой его руке. Именно ей он держал пластиковую тарелочку, на которой высилась целая пирамида из кусочков пиццы.
Одновременно у меня в голове мелькнули две мысли: «Как он умудряется держать столько еды, не роняя?» и вторая: «Неужели он собирается сожрать всю эту пиццу в одиночку?». Комплекция и улыбка мужчины отвечали, что да, конечно, собирается, и что ему тоже не впервой умять тонну казенной еды.
Кроме этих двоих было еще несколько человек, которые дожевывали свои кусочки и уже выкидывали корочки в мусорную корзину. Я не заметил, чтобы кто-то из них паковал пиццу в карманы, но не удивлюсь, если это было так. Например, запомнившаяся мне чернокожая дама была с подругой, и я никогда в жизни не поверю, что ее подруга ушла домой с пустыми руками.
Организатор кинопросмотров появился через минуту после меня. Он хотел было самодовольно поинтересоваться, привезли ли уже пиццу, но осекся на полуслове. Вместо этого, он упавшим голосом спросил, остался ли хоть один кусочек. И тут произошло второе событие, которое повергло меня в оцепенение.
Чернокожая женщина раскрыла одну из пустых коробок и с улыбкой произнесла: «Вот, что вам осталось», угощайтесь, мол, не стесняйтесь. В коробке лежало несколько крошек. Затем чернокожая женщина, уже не глядя на организатора, вернулась к своей сумке и продолжила упаковывать награбленную добычу.
Закончился вечер весьма прискорбно. Я не выдержал эмоционального потрясения и пустоты в желудке, и поплелся домой. Русская экранизация «Короля Лира» у меня давно лежала на жестком диске, и я решил, что посмотрю ее когда-нибудь в другой раз, в более приятной компании.
Фотографии из личного архива автора