Мон Сен-Мишель. Сердечный приступ Виктора Гюго и явление Михаила Архангела

Статья @irinadob550 для сообщества «Русское Зарубежье» @vp-zarubezhje.


Мон Сен-Мишель - это французская коммуна в департаменте Manche в Нормандии. Она состоит всего из одного каменистого островка, на котором проживают 33 человека.

Остров расположен в километре от берега, его площадь - 55.000 m². Это каких-нибудь несчастных 830 метров по периметру, за полчаса обойдешь. Высота острова - 92 метра, не считая построек аббатства, которые составляют с ним практически одно целое. Они как бы вырастают из скал и полностью сливаются с островом по цвету. И сделаны из того же материала - из серого гранита.
Материал для строительства доставляли с соседнего островка Шозе. Это - не он, это просто соседний. Вроде экскурсовод говорила, что в переводе называется Камень.

Когда-то очень давно у острова Мон Сен-Мишель было другое название - Mont-Tombe, имя Святого Михаила он получил только после возникновения монастыря. По легенде, в 708-м году в эти края зашел епископ города Авранш Убэр (Aubert d'Avranches). Он - перед вами, поет. С какой целью он появился на острове, неизвестно, но именно здесь ему привиделся Архангел Михаил и повелел начать строительство церкви на месте своего явления. Очень многие сакральные сооружения возникли там, где различным влиятельным людям являлись святые.

Le songe de Saint Aubert

Епископ не сразу внял словам архангела, и тот в доказательство серьезности своих намерений прожег ему пальцем дырку в черепе. Череп епископа хранится в церкви Saint-Gevrais в Авранше.
Скептики сомневаются в том, что он принадлежит епископу, их сомнения подтверждены научными исследованиями. Во время последних было доказано, что череп никакого отношения к Святому Убэру не имеет, и по времени относится к более позднему периоду средневековья.

Святой Михаил

Первое, что сделал Убэр Авраншский после встречи с архангелом, это построил раку и назвал ее в честь святого. Он обрек многие поколения монахов на тяжелый труд во имя бога! Строительные работы растянулись на долгих пятьсот лет и не останавливались даже во время Столетней войны. Тогда англичане осадили остров и разрушили почти все строения в деревне у подножия монастыря. Но сам монастырь не сдался, его вообще никто и никогда не смог завоевать. Так что кроме религиозного значения аббатство имело и стратегическое. Каждый монах мог взять в руки оружие и защищать свой остров. Сначала - от викингов, потом - от всех остальных, включая французских гугенотов.

Церковь аббатства, где мы находимся, начали строить в 1084-м году, она появилась еще до монастыря и относится к самой ранней во Франции норманнской сакральной архитектуре. Считается красивейшей в стране, что спорно: я про многие церкви то же самое читала. Что до меня лично, то мой фаворит - церковь Сен-Шапель в Париже, красота неописуемая, особенно этот зал с витражами.

Экскурсовод сказала нам, что обычно во всех церквях под полом находится крипта, где хоронят людей. Но не в этой. Если приподнять плитки пола, то буквально в каких-нибудь десяти сантиметрах мы наткнемся на камень. Это - уже остров, церковь построена в самой высокой его части.

В боковом крыле есть небольшой орган, скорее всего, не очень старинный, поскольку я не нашла о нем никакой информации.
Я сейчас пройдусь с группой по помещения, а потом опять вернусь к истории монастыря.

Крестный ход или клуатр, находится над Рыцарским Залом. Выглядит как нарядная зеленая лужайка, обрамленная двойным рядом колонн.

Оказывается, именно колонны делают Крестный Ход особенным. Обычно колонны стоят рядом или напротив друг друга, а эти создают трехмерное впечатление. Лишь немногие колонны оригинальные, большинство восстановлены в 19-м веке при реставрации.

Рыцарский зал

Огромное помещение с многочисленными узкими окнами, предназначалось для благородных гостей и королей Франции. Каждые четыре или пять лет своего правления монархи должны были посещать монастырь.

Рыцарский зал был один из немногих, который обогревался каминами, и где можно было готовить горячую пищу. Я, кстати, не совсем поняла, как питались монахи и менее привилегированные посетители, сыроедами, что ли все поголовно были? А может им хлеб и простую пищу из деревни поставляли? Каминов здесь два, они такие огромные, что быка зажарить можно. Они расположены в глубине зала, где толпятся люди. Выглядел зал в те времена как филиал Версаля: роскошное убранство, все в золоте и бархате.

Библиотека

Это - второй зал с каминами. Не думайте, не для тепла, а чтобы у переписчиков церковных книг не стыли руки. Для такой работы нужно было поддерживать хотя бы минимальное тепло.

И все, остальные помещения не обогревались совсем! Суровая монашеская жизнь бенедиктинцев велела терпеть любую стужу. Из одежды допускались лишь ряса и веревка, чтобы подпоясываться. Что было на ногах, не знаю, но точно не носки. И без исподнего.

Монастырь был четко разделен на три части, обитатели которых никогда не смешивались друг с другом и не попадали на чужой уровень. В самом низу жили паломники, на среднем уровне - монашеская братия, и наверху - высшая знать и короли.

Мы вышли на монастырский двор, где экскурсовод обратила наше внимание на камни, которыми он был вымощен. На каждом камне выгравированы буквы. Это - инициалы камнетесов. Таким образом они помечали свои камни, чтобы монахи точно знали, сколько кому платить за проделанную работу. Доставляли камни на остров, использую силу прилива: потоки воды несли плоты с камнем к острову и прибивали к берегу.

Аббатство Сен-Мишель прекратило свое существование после Французской революции. В 1790-м году бенедиктинцев попросили освободить помещение, а в монастыре сделали тюрьму, одну из самых страшных во Франции.
Яму видите? В нее опускали провинившихся арестантов. Про них “забывали” на несколько дней, вскоре они умирали, а на их место бросали следующих. В среднем смена узников происходила примерно раз в четыре дня. Когда Виктор Гюго в 1836-м году посетил Мон Сен-Мишель и увидел этот колодец, с ним случился сердечный приступ. За впечатлениями ездил.

Обращает на себя внимание это большое деревянное колесо. Это - своеобразная лебедка, она приводилась в движение очень просто. Внутрь загоняли людей, они шли по кругу, как старые лошади, колесо начинало вращаться и поднимать на веревке или цепях камни, доски и прочие грузы. Конструкция относится к 19-му веку, но не исключено, что при монахах тоже было что-то подобное.

Тюрьму закрыли в 1863-м году, в 1874-м бывший монастырь стал историческим монументом и памятником архитектуры.

Чтобы облегчить для туристов дорогу на остров и сделать ее независимой от приливов и отливов, была построена дамба. Чуть позднее провели узкоколейку, которая существовала до 1944-го года. Потом рельсы убрали. Тот деревянный мост, который сейчас ведет на остров, построен совсем недавно, в 2015-м году.

Монахи вернулись в аббатство только в 1966-м. Но не бенедиктинцы, а братья Иерусалимского ордена. Их совсем немного. Я так и не поняла, где они живут, где-то в помещениях южного придела. Святые люди, умудряются служить вере в таком месте, где места ей, казалось, совсем не осталось. Одни туристы и коммерция.

Ну, а наша экскурсия закончилась, время есть только на то, чтобы спуститься в деревню и доехать на шатле до автобуса. А погулять подольше хотелось бы очень!

Обратная дорога была спокойной, даже китайцы устали и вели себя тихо.
В Париж мы вернулись только в девять часов вечера.
Завтра мы едем в Сады Моне в Живерни, оставайтесь на связи!

Фотографии из личного архива автора



С приветом из Нормандии, ваша @irinadob550


Stablecoin MILE


Pokupo-yoda.png

goldvoiceрусскоезарубежьеvox-populipskфранцияchaos-legion
369
284.503 GOLOS
0
В избранное
Русское Зарубежье
Сообщество блогеров, живущих за рубежом
369
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (19)
Сортировать по:
Сначала старые