Откуда взялись касты в Индии?
Статья @morningswellow для сообщества «Русское Зарубежье» @vp-zarubezhje.
Сложнейшая, многоуровневая структура индийского общества – загадочное явление.
Многие представители молодого поколения сегодня скажут: «Нам уже всё равно кто из какой касты, мы другие, мы общаемся со всеми». Однако кастовая система настолько прочно вшита в социум, что трудно предугадать, через сколько десятилетий или даже столетий она утратит своё влияние.
В глухих деревнях люди низших каст (далиты) до сих пор стирают одежду внизу по течению реки, в стороне от всех, не участвуют в общих праздниках. В городах проводятся кастовые мероприятия (только для «своих»), свадьбы организуются в рамках одного сообщества, действует бронирование в вузах для низших каст, у каждого есть кастовый сертификат – это реалии сегодняшнего дня. Но откуда всё это взялось?
Слова «каста» широко употребляется в Индии. Считается, что правильно использовать термин «варна», внутри которой множество каст, «джати». Но заметила, что в повседневном обиходе всё-таки говорят именно «каста». Хотя это термин португальский, означающий «чистая порода», «происхождение». Термин прижился в колониальные времена по отношению к социальным группам именуемым «варны», «джати». Слово «джати» содержит в своей структуре понятие «рождение», т.е. каста связана с рождением.
О божественной теории происхождения варн все мы слышали: брамины появились из уст Брахмы, кшатрии из рук и т.д. Но есть и другие версии.
Например, расовая теория, согласно которой кастовая система родилась во время прибытия ариев на территорию Индии. Древняя литература подчёркивает различия между арийцами и не арийцами: во внешности, речи, культурных и религиозных практиках. Так же слово «варна» означает «цвет». Ведические племена считали себя ариями (благородными), а соперничающие племена напротив не благородными. Люди других племён становились союзниками и ассимилировались в арийском обществе, но со статусом ниже ариев. Были и пленники на положении рабов. Это породило классовые различия.
Есть политическая концепция, в соответствии с которой систему изобрели правящие круги - брамины, желающие поставить себя на высшую ступень социальной иерархии. Сначала практика разделения людей на сословия возникла в землях около реки Ганг и позже распространилась по всей Индии.
Сторонники теории профессий утверждают, что только разделение труда стало причиной появления каст и многочисленных подкаст. Те профессии, которые считались лучшими и респектабельными, делали лиц, их выполняющих выше, чем тех, кто занимался работой простой или грязной.
Согласно теории эволюции кастовая система не возникла внезапно, это был длительный процесс формирования социума. В этом процессе смешивались такие факторы, как наследование профессий, стремление браминов сохранять чистоту своего сообщества, отсутствие жёсткого контроля со стороны государства.
Так же некоторые учёные считают, что система объединения групп людей на «джати» возникла как средство защиты в связи с отсутствием прав человека, неустойчивой политической обстановки и экономической незащищенности.
Далее укрепляли систему учения о дхарме, в соответствии с которым человек, рождённый в определенной касте должен следовать её правилам. Это приведёт к рождению в более высоком статусе, а нарушение, наоборот, - к рождению в низших слоях. Географическая изоляция полуострова Индостан, идеи исключительности каждого рода, поклонение предкам способствовали прочному закреплению системы.
Однако многие исследователи отмечают, что до колониализма система каст была подвижной и довольно размытой. Британцы построили строгую иерархию, использовали её как механизм управления. Колонизаторы провели перепись, распределяя людей с точки зрения полезности режиму, предполагаемой «чистоты», профессии, склонности к восстаниям. Жёсткая классовая система британского общества была перенесена на индийскую землю и получила юридическое закрепление.
Как и во всех других колониях в Индии проводилась политика «разделяй и властвуй». На административные должности назначались люди высших каст. Эта политика привела к народным волнениям, после чего была введена система квот, которая действует до сих пор. Теперь уже высшие касты не довольны тем, что существенный процент на местах в вузах и в государственном секторе достаётся почти просто так людям из низших каст.
Кастовые предрассудки живы до сих пор, далиты сталкиваются с несправедливостью и насилием, высшие касты не могут получить желаемую должность в связи с квотами. Кастовая система продолжает тяжёлым бременем лежать на плечах общества.
До новых встреч, ваша @morningswellow