Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
zod
6 лет назад

Про обыденные храмы

В русских сказках героям дают «невыполнимые» задания: молодцу — в одну ночь построить храм или мост, девице — соткать за тот же срок полотенце или сорочку. Отчего дается именно такой срок — одна ночь? В чем тут дело? Как говорится, сказка ложь, да в ней намек на позабытый русский обычай, когда нужно было в кратчайший срок — от этого зависела жизнь семьи, села, города — вышить рушник или построить церковь. И снова вопрос, какие же обстоятельства вынуждали людей действовать столь быстро? Ответ прост — это мор, повальная смерть.

Этнограф Зеленин отмечал: «Заметим, что слово "обыденный" не означает в данном случае "повседневный, обыкновенный, заурядный", в каком значении оно употребляется теперь чаще в нашем литературном языке, а означает "однодневный, сделанный в один день или в одни сутки"». Если утрачена традиция, то и слово теряет былой смысл, обретая новое значение. Кроме того, как заметил Зеленин в начале ХХ века, «... наши историки занимались "обыденными храмами" весьма мало».

Теперь, даже трудно представить, что некогда в Москве и в Вологде были храмы, выстроенные путем неимоверного напряжения сил всего за один день. И только ли в этих городах? Ведь если это широко распространенный обычай, а, к сожалению, чума была у наших предков частой гостьей, то обыденные храмы должны были стоять и в других местах. В сказках они воздвигались с помощью волшебства, а в жизни приходилось полагаться только на опыт да на силу собственных рук. Как же могли выглядеть эти строения? Да и неужели нельзя было молитвой избавиться от морового поветрия?

Вышивание обыденных полотенец и строительство обыденных храмов берет начало в дохристианских временах. Позже этот обычай наполнился иным содержанием — Господь увидит наши старания и искренность нашей веры и отведет от нас беду. А моление в старом храме не могло быть столь же действенным, как в только что построенном и уже освященном, ведь такую церковь не успела бы осквернить никакая нечисть. Обыденный храм был чист и непорочен, как только что народившийся и уже окрещенный младенец. Действительно, обычай этот был широко распространен, и обыденных храмов возводилось много и в разных городах. Вот те, о которых известно достоверно: «Илья Обыденный» в Москве, Спасопробоинский обыденный храм в Ярославле, «Спас Овыденный» (так произносили по-старому) в Вологде, Екатерининская «обыденная» церковь в селе Екатерининском, что на реке Вятке. Кроме того, основатель русской археологии, граф Алексей Сергеевич Уваров, насчитывает еще восемь случаев построения обыденных церквей в Новгороде за период с 1390 по 1553 годы и пять случаев в Пскове за время с 1407 по 1552 годы.

Во всех случаях поводом к возведению этих храмов был мор. Разумеется, возведенные столь быстро церкви были весьма скромны, а зачастую и недолговечны. Деревянные, эти строения сгорали во время частых городских пожаров. В некоторых случаях их перестраивали, превращая в каменные храмы. Ну, а если постройка однодневного храма не помогала и мор продолжался? Что ж, тогда возводили еще один обьденный храм. Как это и произошло в Пскове в 1522 году. Поставили псковичи церковь Святого Варлаама, а «мор не преста». Тогда они поставили другую церковь, Покрова Святой Богородицы, и «преста (то есть — перестал, прекратился) мор».

Есть летописные свидетельства о том, в каком часу начали возведение обыденного храма и в котором окончили. Так, в Вологде начали рубить в ночь на 18 сентября, а «срубили за два часа до дни; а святить начали в 5 часу дни». То есть работали с вечера всю ночь. Иконы для новой церкви были взяты из других городских церквей и остались в обыденной церкви навсегда. Хотя известны случаи, когда икона специально для обыденного храма писалась в один день. Уваров сообщает, что после создания в Вологде обыденной церкви 23 октября 1654 года местный иконописец написал для новой церкви в один день икону Спаса Всемилостивого.

10
52.177 GOLOS
На Golos с April 2018
Комментарии (4)
Сортировать по:
Сначала старые