Советский кинематограф второй половины ХХ века: и жизнь, и слезы, и любовь
Фото https://pixabay.com
В 2017 г. советскому российскому кинематографу исполнилось 100 лет. Еще в 1922 г. пришедшие к власти большевики осознали мощь и особую роль кинематографа в создании нового социалистического порядка. Именно в те годы родилось знаменитое высказывание «из всех искусств самым важным для нас является кино». Однако развитию военного кинопроизводства как инструменту революционной пропаганды мешали беспорядки и лишения гражданской войны.
Во второй половине 20-х гг. в советском кино произошел настоящий прорыв. Появилась целая плеяда ярких и талантливых экспериментаторов: основатели жанра кинодокументалистики Кулешов и Вертов вместе с режиссерами игрового кино Эйзенштейном, Пудовкиным, Довженко, Барнетом, Медведкиным, Шубом и Козинцевым, старавшихся объединить радикальную политику с авангардной эстетикой.
В эпоху правления Сталина кинопроизводство в СССР заметно сократилось как в качественном, так и в количественном отношении. Эксперименты кинематографистов были резко прерваны политическими репрессиями 1930-х годов, которые применялись за несоответствие художественного произведения доктрине «социалистического реализма». Со смертью Сталина эпоха малокартинья завершилась.
Период 1955 – 1968 гг.
В конце 1950-х годов последовала культурная, или хрущевская оттепель, получившая свое название от имени Никиты Хрущева, возглавившего государство после смерти Сталина. Это время дало новый импульс советским кинематографистам, а в 1960-х годах нация пережила что-то вроде кинематографического ренессанса.
Тогда возникло новое поколение режиссеров, черпающих вдохновение не от родоначальников начала века, а от кинематографистов «новой волны» Франции, Италии и Восточной Европы. 1958 год стал триумфальным для советской кинематографии. Фильм «Летят журавли» Михаила Калатозова с прекрасными актерами Татьяной Самойловой и Алексеем Баталовым в главных ролях завоевал Золотую пальмовую ветвь в Каннах – это было признание мирового масштаба. И по сей день это единственная отечественная лента, получившая главный приз на этом кинофестивале.
А бессмертная «Баллада о солдате» Павла Чухрая стала не только любимой лентой нескольких поколений зрителей, но и визитной карточкой советского киноискусства во всем мире. Благодаря кинооттепели стал возможным выход кинокартины «Иваново детство» Андрея Тарковского, а также лент Ларисы Шепитько и Глеба Панфилова – кино, которое сегодня назвали бы арт-хаусным.
В эти же годы вышел ряд блистательных картин-экранизаций мировой и отечественной классики: «Гамлет» Григория Козинцева с Иннокентием Смоктуновским в заглавной роли, «Братья Карамазовы» Ивана Пырьева, «Анна Каренина» режиссера Зархи и, конечно, получившая Оскара «Война и мир» Сергея Бондарчука. Этому времени мы обязаны появлением бессмертных «народных» комедий Гайдая, Рязанова и Данелия.
Период 1969 – 1984 гг.
Время с 1969 по 1984 гг. принято называть застойным. Начиная с 1969 г., с окончанием хрущевской оттепели и последующим приходом Брежнева, отношения с властью у многих известных режиссеров заметно изменились.
В середине 60-х в киноискусстве появилось явление под названием «полка», сломавшее творческую судьбу многих режиссеров и актеров. «Положить на полку» означало подписать фильму смертный приговор – зрители никогда его не увидят. Практиковался и более мягкий вариант цензуры – фильм допускался к просмотру только в третьеразрядных кинотеатрах и с ограниченным количеством копий.
Причины для закрытия картины могли быть разными.
Вот лишь некоторые из них:
- Идеологические ошибки
- Картина не соответствует эстетическим канонам «соцреализма» или официальному представлению о морали
- Эмиграция авторов
- Вмешательство других ведомств
Принятие в 1977 году новой («брежневской») Конституции СССР усилило контроль КПСС над госструктурами, в том числе Государственным комитетом по кинематографии (Госкино) и Союзом кинематографистов СССР. По мере усиления авторитарного правления Брежнева все больше кинематографических деятелей подвергались цензуре, особо непокорным грозили заключением и даже принуждали к эмиграции.
Такие режиссеры, как Андрей Тарковский, Алексей Герман и Параджанов, выступали против чрезмерного вмешательства идеологии в творческий процесс. Больше всех досталось жанру авторского кино. Многие незаурядные, «идущие не в ногу» ленты - «Проверка на дорогах» Германа, «Агония» Элема Климова, «Долгие проводы» Киры Муратовой – пролежали на полке до наступления перестройки.
С другой стороны, были и успехи, даже на международном уровне. Так, в 1980 г. картина Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» получила награду американской киноакадемии искусств «Оскар» как лучший иностранный фильм.
Несмотря на идеологические тиски, в этот период появилось много прекрасных и талантливых кинопроизведений, которые зритель с удовольствием пересматривает и сегодня. В их число входят и фильмы, посвященные тяжелым военным периодам СССР, – «Семнадцать мгновений весны», «Белое солнце пустыни», «Бег», «Белорусский вокзал», «А зори здесь тихие».
К фильмам категории А можно отнести популярные комедии Гайдая, «Берегись автомобиля» и «Иронию судьбы» Эльдара Рязанова, «Я шагаю по Москве» Георгия Данелия, «Печки-лавочки» Василия Шукшина.
Все они, возможно, больше, чем в любом из других крупных национальных кинематографов, сохраняют ощущение жизни и заряжают энтузиазмом.
Период 1985 – 1991 гг.
Приход к власти в 1985 году политика гласности Михаила Горбачева принес глоток свежего воздуха для советского кинопроизводства, а такие фигуры, как Александр Сокуров, Василий Пичул, Кира Муратова, использовали годы открытости, чтобы изобразить свою страну в беспрецедентно непоколебимом свете.
После 1991 года развал Союза и политический кризис уничтожил экономическую основу для кинопроизводства на «одной шестой части Земли», как любили говорить об СССР. В 1985 году в Советском Союзе было продано 4,2 млрд билетов в кино – это больше, чем в любой стране мира, включая многонаселенные США и Индию. Средний советский гражданин ходил в кино 14 раз в год. Десять лет спустя этот показатель снизился более чем на 95 %: в России в 1995 году было зарегистрировано менее 50 миллионов походов (по одному на каждые три человека). Театры закрывались, студии банкротились, кинематографисты и операторы находились в длительном простое – работы не было. Страна погрузилась в экономический кризис.
Позднее, в постперестроечные годы многие режиссеры– Алексей Герман, Андрей Звягинцев, Владимир Хотиненко, Никита Михалков, Сергей Соловьев, Алексей Балабанов, Александр Сокуров – приняли участие в «переваривании» трагической истории нашей страны.
В современной России предпринимаются попытки возродить подлинное национальное кино. Отчасти киноиндустрия сумела восстановить себя благодаря государственным вливаниям. Борясь с засильем коммерческой продукции из Голливуда, современные режиссеры обращаются к наболевшим темам, но теперь уже российского общества.
Но и советское кино не забыто. Оно существует и будет существовать на протяжении многих лет по двум причинам:
- Фильмы, сделанные в советское время, по-прежнему любимы. В этом природа кино: зрители смотрят фильмы даже после того, когда уходит социально-политический контекст, в котором они создавались. Новые поколения в стране и за рубежом знают и любят многие известные произведения советского кино, актеров и режиссеров.
- Несколько переломных моментов ХХ века доказали, что исторические резонансы в искусстве важны для осознания современного опыта. Вся история советского периода, начиная с создания первого в мире пролетарского государства и заканчивая распадом СССР, с ее многочисленными поворотами, победами (триумф над нацистской военной машиной, первый запуск человека в космос) и поражениями (годы репрессий, социальный упадок, неудачи во внешней политике), запечатлелась в кинокартинах тех лет.
А в картинах современных авторов постсоветского пространства и по сей день невероятным образом переплетаются безграничный оптимизм и суровая реальность, присущие советской истории.