Неправильная Аня (заметки на полях стихотворений автора Писули)(в рубрику - Колонка критика)

Известный автор Анна Ансилевская когда-то носила этот шутливый никнейм, стяжая к нему самую добрую славу... Очень рассчитываю, что Аня станет когда-нибудь и нашим автором...

Вашему вниманию предлагается статья 2013 года.

***

  Я уверен, что любой автор сайта (и старожил, и молодой) знает Писулю, даже не задумываясь над этим. Точно так же, как мы уверены, что небо есть, даже не выглядывая в окно. Просто знаем, что если выйти за дверь, там обязательно будет небо...
Такое невероятное растворение в сайте не каждому дано.Скажу определённее - это дано только Ане.
Уже самое первое стихотворение (от которого и название этих заметок) вызвало шквал откликов. Вот несколько строчек из этого милого и мудрого стихо, "Неправильный ёжик":
"Открыт он и с другом, и с еле знакомым.
Открыт он и в школе, открыт он и дома.
Открыто резвится в лесу с малышами.
Ну как не сердиться заботливой маме!"
Действительно, как не сердиться обеспокоенной маме, что её сыночек настолько открыт и беззащитен, когда у него есть иголки! Неправильно это! А вдруг Волк встретится? Но в том и всё дело, что эта необычайная открытость оказалась именно спасением для Ёжика:
"Но волк прорычал, спрятав остренький ножик:
"Мне будет невкусно. Неправильный ежик!" "
Удивительная штука: стихотворение написано шутливое, детское, а по-настоящему нравится и взрослым читателям, которые чувствуют в нём очень важное, глубокое начало, изящно прикрытое ненавязчивой весёлостью... Такова и сама Аня!
Однако "милой душечкой" быть - это одно дело, а писать хорошие стихи - совсем другое... Давайте рассмотрим ещё ряд её стихотворений, чтобы почувствовать в полной мере поэта Писулю...
 

На сегодняшний день (7 марта 2013) в аккаунте автора 136 стихотворений. Многие написаны для участия в конкурсах, как пародии или ответы на чужие стихи, и, таким образом, имеют некоторый признак вторичности: конкурсы задают темы и строгие рамки, пародии требуют следовать в русле автора первоисточника.... Для развития поэтического языка и ремесла это, разумеется, полезно, однако для вдумчивого читателя всегда интереснее сугубо оригинальные стихи автора, чтобы понять и оценить его, так сказать, "беспримесного", в его "собственном соку"... Мы тоже для начала обратимся именно к оригинальным стихам Писули, а к пародиям, возможно, ещё наведаемся в дальнейшем...
 

Итак, вот стихо "Нежность и бамбук", приведу его полностью:
 

"На празднично наряженной спине -
Любимая рука.
Под тканью кожу
Системно осязает. И, похоже,
Вот-вот разбудит
Лучшее во мне…
 

А Лучшему захочется вина
И разговоров
О себе самое;
И сразу третье, а потом - другое…
Так странны в женском сердце
Письмена.
 

…А где-нибудь на Хонсю лес-бамбук
Качается, поет,
Роняет птичек…
А где-то… Нелегко писать о личном,
Легко парить в кольце
Любимых рук."
 

Здесь не чувствуется ни привычной авторской иронии (ЧТО нам ещё предстоит узнать впереди), ни лёгкого подшучивания (ЧТО весьма характерно для Ани), - здесь чистая лирика, очень тонкая, поэтически поданная с великолепным вкусом. Лес-бамбук роняет птичек, потому что качается - изумительная картинка! "Вот-вот разбудит Лучшее во мне..." Написанное с большой буквы, слово Лучшее вместило в себя, таким образом, огромные смыслы: это и доброта, это и женская нежность, и любовь, и благодарность, и глубинная, я бы сказал, христианская человечность, и многое другое... Лучшее! - и этим всё сказано...
 

Другое стихотворение, "Я ищу тебя, дом..." И тоже хочется привести полностью, - таково кружевное письмо стиха, что не хочется обрывать или разрывать его:
 

"Я ищу тебя, дом…
Настоящий - без пошлой глазури.
Там светелка светла,
А печная труба высока.
Там бревенчатый свод,
Во дворе - потолок из лазури,
А на том потолке -
Облака, облака, облака…
 

Там вода холодна,
Воздух сладок, трава шелковиста,
Кот умен и хитер,
Беспороден приветливый пес.
Даже лужа, и та
Остается изысканно-чистой,
Отражая в себе
Белоствольную роскошь берез.
 

Отыщу тебя, дом,
Пусть сейчас ты грустишь, позаброшен.
И, клянусь, оторвусь
От клетей городских навсегда.
Чуть ещё подожди, и поверь -
Я спешу, мой хороший,
Тихий сад твой найти,
И узнать, и сказать тебе: да!"
 

Ну просто волшебные строки! Здесь и мечта, и настоящая решимость (за которой всё-таки проглядывает грусть невыполнимости!), и зачарованность мечтаемым видЕнием: "Даже лужа, и та Остаётся изысканно-чистой, Отражая в себе Белоствольную роскошь берёз"... Ни одной лишней буквы, ни одного случайного слова - всё на своём месте, и по звукописи, простите за такое слово, конгениально созданной картинке! Это дано сотворить только Мастеру! И что особенно важно: каждый читатель неизбежно солидарен с устремлениями автора, сердце читателя просто идёт за этой стихотворной реальностью, как если бы его взяли за руку и увели из городских клетей в этот изумительный дом!
 

Стихотворение "Ты единственный мой":
 

"Ты единственный мой,
Ранним утром живу твоей свежестью,
На веселый трамвайный трезвон откликаясь душой.
Вновь обнимешь меня
Старых улиц рассеянной нежностью.
Я люблю тебя, Минск! Я люблю тебя, город родной!
 

Мы знакомы давно,
Ты всегда был чистюлей и модником.
И старинные фраки, и новый наряд - все к лицу.
Хороша твоя речь:
В ней есть «дружа», и «сябра», и «родненьки»,
Принимаешь всерьез и кулич, и лаваш, и мацу.
 

Словно мудрость твоя -
Геометрия парков и сквериков.
Словно тайна твоя - у деревьев густая листва.
Как улыбка -
Изгиб нашей Свислочи левого берега,
И цветы у живого огня - значит, память жива.
 

Я люблю тебя разным:
И празднично-ярким, и будничным.
И притихшим ночным, и галдящим дневной суетой.
Пусть бежит твое счастье
Вприпрыжку по солнечным улочкам,
Улыбаясь прохожим. Еще заживем мы с тобой!"
 

Эта длинная строка стихотворения, этот физически ощущаемый ритм, эта широта, воздух, красота - всё создаёт настоящий, не размытый облик сегодняшнего Минска, абсолютно убедительно передаёт волнение, восхищение, любовь автора к своему городу! Я когда-то бывал в Минске, и поностью был захвачен его стройностью и красотой! Помню, под самые городские дома на одной из окраин подступало целое поле колосящейся ржи! Удивительный город...
Но вернёмся к стихотворению. Как выразился Владимир (Семёныч) в комментарии к стиху - это "истинный сердечный патриотизм"! И прошу заметить: в предыдушем стихо автор просто рвётся из города в некий прекрасный дом посреди природы - и мы всецело идём за автором, а в этом стихотворении - неподдельные любовь и восхишение родимым городом, - и мы абсолютно верим и подчиняемся чувствам поэта! Сила поэзии, однако!
 

Но лирика Ани - отнюдь не всегда столь безоблачная и "духоподъёмная". Встречаются и "тяжёлые" для читательской совести произведения. Вот, например, одно из них, "Как солнце":
 

"Больничные стены не так уж бездушны,
Но им, напитавшимся страхом и болью,
На смерти охоту взирать равнодушно
Осталось. А что? Не поможешь. Так нужно.
Здесь солнца не много. И скупо с любовью.
 

Малыш. Чуть за годик. И все безнадежно.
Пять раз умирал, но не принят той новью.
Пять раз возвращался - мучительно, сложно,
И стены белели: ну разве возможно -
Улыбка как солнце, и смотрит с любовью.
 

С рождения так: не жилец и сиротка,
Судьба пересыпана начерно солью.
И ласку уже узнает по походке,
Мир скуден вокруг, но ему все в охотку -
И солнце, что греет ладошку с любовью.
 

Чудес не бывает. Шестой раз - последний.
Лишь воздух больничный прильнул к изголовью.
И маленький чистого неба наследник
Пошел по ему лишь заметному следу.
Улыбка как солнце, и смотрит с любовью."
 

Здесь и комментировать практически ничего не нужно - все комментарии возникают в душе, пока читаешь стихотворение, а потом остаётся некоторая пустота, ощущение потери... И такие стихи бывают: их содержание пересиливает любование самой поэзией, она как бы отходит в сторону... Но в этом ещё один секрет и особенность Аниной поэзии... Строка "И ласку уже узнаёт по походке" пронзает навылет!
 

А вот стихотворение "Волшебство последней спички":
 

"Она взяла девочку на руки, и, озаренные светом и радостью, обе они вознеслись высоко-высоко - туда, где нет ни голода, ни холода, ни страха…»
Андерсен. Сказка «Девочка со спичками».
 

А она и не знала, что красива;
Как легки белокурые локоны
И сияет милое личико:
- Купите, купите спички!
Чудесные серные спички!
Ножки озябли. Присела без силы
За выступом дома, прямо у окон,
Праздничных, теплых... И - по привычке:
- Купите, купите спички!
Чудесные серные спички…
 

Рождественский вечер всем дарит счастье?
Вот бы решиться и чиркнуть о стену
(Пальцы замерзли без рукавичек)
Той вон не купленной спичкой,
Чудесною серною спичкой!
И - чирк! Огонек так нежен и ласков.
Отец за шалость прибьет непременно…
Пусть и прибьет. Отлично.
Горите, горите спички!
Чудесные серные спички!
 

Одна за одной… И свечкою яркой
Чудо сияет в холодных ладошках,
Иней растапливая на ресничках.
Горите сильнее, спички!
Чудесные серные спички!
Долой грусть, долой! Вот елка, подарки,
Гусь запеченный, сладкие крошки
От разноцветных куличиков…
- Бабушку мне покажите,
Чудесные серные спички!
 

И – бабушка с ней! Умершая летом.
(Кроху она ведь любила только…)
Но, огонек вдруг погас, как обычно…
Что же вы, что же вы, спички!
Чудесные серные спички!
- Бабушка, не пропадай, как конфеты,
Как сладкий пирог и нарядная елка!
Возьми меня, ягодка, птичка!
…Последняя в пальцах спичка.
Чудесная серная спичка…
 

Написано столь качественно и волнующе, что не верится, будто это на конкурс: в таких "заказных" стихах почти всегда проглядывают "ушки" ожидаемо-желаемого... Здесь этого нет, а есть настоящая, личная поэзия и личное мировосприятие автора, со-прикосновенность с тем, о чём написаны строки...
 

Однако - "конкурс", мы упомянули это слово... Чуть ли не половина стихов Ани - конкурсные, пародийные, иногда в каком-то отношении "датские", немало поздравительных... Я их тоже люблю, вижу в них неуёмную, жадную (в поэтическом, творческом смысле) натуру Анны-Писули, и почти всегда восхищаюсь блестящей формой этих фонтанирующих стихов... (Хотя,- буду до конца откровенным, - больше хотел бы видеть у Ани её собственных, рождённых только ею, только её вдохновением, стихов... Это сугубо личное мнение, к тому же написанное в виде моего пожелания, - обид не должно быть...)
Среди сонма этих весёлых и остроумных конкурсных и пародийных стихотворений трудно выделить какие-то два-три, которые можно было бы обозначить как "лучшие": все хороши! (И все, как я уже говорил, по-своему ограниченны...) Приведу несколько примеров.
 

"Пираты и апокалипсис" (Б/К)":
 

"Гадостная птица с криками: «Пиастры!»
Разбивает клювом нежный мой висок.
Я вишу на рее в балахоне красном,
Глядя с интересом на восток.
Все так.
 

Голые пираты прыгают на баке,
Голые красотки хлещут крепкий ром.
Я порой спускаюсь, чтоб затеять драку
И проткнуть кого-нибудь пером
Из птиц.
 

И меня бросают за борт в пенный холод,
А потом вливают в череп кипяток.
А красавец-юнга, что так нежно молод,
Нажимает в пятый раз курок.
И зря…
 

Где-то в это время бедные земляне
Ожидали света белого конец.
Мне ж пройдоха-боцман к свежей теплой ране
Приложил соленый сыр, подлец!
Нет слов…
 

Мы потом разбились весело о рифы…
Я очнулась дома, рядом сын и дочь.
Вот рецепт от фобий - заболейте гриппом
В апокалипсическую ночь.
И все."
 

Замечательно и мастеровито, но... скорее для корпоративного капустника, чем для серьёзного поэтического сайта... (Правда, почитав на сайте некоторых других авторов, дрейфуюших на этой же льдине пародий и конкурсов, я ещё больше полюбил Аню!)
 

Другое стихо, "Мечта колобка (Б/К)":
 

"Лишь мука с водой - вот моя вся суть.
Ну нашла бы ты, бабка, хоть чуть-чуть...
Хоть чуть-чуть дрожжей, хоть яичко, что ль.
Молока стакан. Или просто - соль...
 

По сусекам, ишь, наскребла... И вот:
Катит по лесу круглый идиот.
Разве можно так - комом в печь совать.
Никакая ты, между прочим, мать.
 

Я бы мог блистать пирогом-горой,
Иль блином побыть с красною икрой.
Или штруделем, да ореховым…
Мог бы, мог… Да стал всем потехою…
 

Говорят: ушел. Врут бессовестно!
Просто есть меня очень боязно.
Пресен как маца, тверд - как тот гранит…
Или зубы - вон, иль живот болит…
 

Суицид свершил бы ужасный я,
Только есть мечта распрекрасная:
Может катит где моя душечка -
Раскрасавица Колобушечка…
 

Я смирился бы со своей бедой,
Я бы добрым стал рядышком с тобой…
Я бы подвиг смог совершить в бою!
Мне бы лишь обнять талию твою..."
 

При всей шутливости - почти трагическое стихотворение, если его (простите за это словечко) экстраполировать на человеческую судьбу! Трагизм сквозь улыбку и шутливость - это тоже Анино!
 

И пример необычной формы шуточного стиха. "Щука ласковая".
 

"Лас-
ко-
вая.
Ряды зубов от крови свежей ополаскивая,
Выплевывает
невкусное,
грустное.
 

Из
хор-
до-
вых.
Почти богиня. Не кривите, рыбки, морды вы.
Имеет право
жить как знает.
Такая.
 

Тор-
пед-
ная
Гремит беззвучная шальная песнь победная.
Убить, но с толком
кого надо-
отрада.
 

Про-
жё-
вана.
И хвалят все - как хорошо зафарширована!
Вот же, с зубами –
важная.
Не страшная. "
 

В комментариях к этому стиху меня поразила догадка Эдмунда Дантеса: "OХ, как она тянется и после выстреливает. Куплеты вроде морды щуки в профиль или дуло танка. )))"
По-моему, более высокой оценки именно формы стихотворения трудно придумать! (При том, что форма, разумеется, должна соответствовать содержанию, - а здесь это есть...)
 

Но вернёмся к собственно лирике Анны-Писули, и на этом потихонечку завершим наши заметки.
Отдельного разговора заслуживают комментарии самой Ани к стихам товарищей. Здесь лишь ограничимся констатацией того факта, что Аня, как добрый гений сайта, всегда стремглав летит на помощь любому, кто в этом нуждается, - и своими острыми, точными, гневными или предельно откровенными (до прямолинейности!) комментариями одних спасает и защищает, а другим даёт настоящую отповедь! Невероятно любит животных и пишет о них превосходные стихи, иногда пронзительнее "человеческих"! А как умеет по-настоящему искренне и даже горячо радоваться успехам товарищей, их отдельным стихам или просто удачным строчкам! Более отзывчивого и заинтересованного читателя на сайте, наверное, просто нет!
Честно скажу - не представляю другого такого человека на СтихиДЛе, как наш сегодняшний автор и человек: искреннего, неравнодушного, жадного до учёбы! А лучшего ученика просто не найти: хватает всё, что может улучшить стихи, отшлифовать форму или акцентировать нюансы содержания! Но если уверена в своих строках - отстаивает до конца! И правильно делает, потому-что: - есть что отстаивать!
 

"На звонок открыла дверь".
 

"На звонок открыла дверь –
Счастье на пороге.
- Ты надолго?
- Не скажу. Отдохну с дороги.
Осмотрюсь. А где мой чай
С листиками мяты?
- Вот!
- Ждала? Не отвечай,
Все и так понятно.
Вижу, дом в порядке твой,
Плюшки с пылу, с жару.
Плащ сними с меня, умой –
Задержусь, пожалуй!
Радостно, что я пришло?
- Без тебя так плохо!
- Вот дары, тоске назло -
Примеряй, не охай!
- Чудо-искорки для глаз?!
- Странная улыбка,
Пару крылышек – без страз –
Чтоб летала шибко.
- Глупый смех по пустякам?!
- Фунт томлений разных.
Пять фантазий к нежным снам.
Чем тебе не праздник?
- Вот спасибо!
- Не спеши.
Счастье я такое,
Что стараюсь от души,
Вижу: эти двое
Ценят свет моих даров.
Если перестанут –
А такой исход не нов –
Я тогда устану.
И пойду искать другой
Домик, где мне рады.
- Я ценю! Побудь со мной!
Уходить не надо!"
 

Разве нужно тут что-либо комментировать? Счастья Вам, "неправильная" Аня, полного и доброго!  

golosколонка-критикастихианна-ансилевскаязаметки
20
0.896 GOLOS
0
В избранное
tihiy-chelovek
На Golos с 2017 M07
20
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (0)
Сортировать по:
Сначала старые