Иуда
Этим постом свожу воедино уже опубликованное и добавляю недостающую главку.
Автор этого текста юрист с 25 летнем стажем и обширнейшей практикой, не религиозен.
За более чем 10 лет работы в должностях следователя по особо важным делам и прокурора-криминалиста получил бесценный опыт расследования самых сложных и запутанных дел. Именно эти обстоятельства и наложили отпечаток на авторское исследование по Иуде. В нём не оцениваются ни моральные, ни теологические аспекты. Автор обращает внимание прежде всего на доводы здравого смысла и простой житейской логики.
Автор не религиозен, не историк, не филолог и писатель, не богослов, не библеист, а всего лишь любознательный человек. Автор просит профессионалов не судить его любительские строки слишком уж строго.
В данном тексте нет ни единой фразы, которая может оскорбить последователей иудаизма и произросших из его корней христианства и ислама.Если все же кто-то из них оскорбился, то автор заранее приносит им свои извинения. Весь текст это всего лишь личные суждения.
Иеhуда́, «хвала Господу», «он восхваляет Господа» это библейское мужское имя еврейского происхождения.
В нынешней литературе героя этого текста принято величать Иуда Искариот. Для начала проясню про «Искариот». Первоначально, примерно 1800 лет назад, писалось как «Иуда из Кариот», то есть «Иуда из местности Кариот», «уроженец Кариот». Но в последствии эта привязка имени (Иуда) к местности (Кариоты) стала писаться слитно, так и возникло нынешнее «Искариот». Такая вот вышла причудливая ошибка древних писцов, что занимались переписыванием евангелий.
Уже и неясно, из каких именно Кариот родом Иуда. Современные исследователи называют минимум три населенных пункта из состава библейских земель, которые могли более 2000 лет назад носить имя «Кариоты».
И все эти их гипотезы не кажутся мне весомыми. Восстановить здесь истину очень сложно, и думается что совсем не по вине исследователей.
Предполагаю, что вряд ли жители какого-то древнего города Святой земли пылали желанием прославиться таким земляком, как Иуда. Особенно когда там установилась и расцвела пышным цветом новая христианская религия.
Иуда это отнюдь не Гомер, за гражданство которого спорили семь городов Эллады. Иуда это не тот земляк, кем можно гордиться, это самый презренный предатель на человеческой памяти, само имя которого стало нарицательным именем предателя.
Помните, какими именно словами Леонардо да Винчи выставил из своего дома надоедливых монахов ? Если нет, то я напомню эту известную историю. Гений Возрождения подрядился написать фреску «Тайная вечеря» на стене трапезной миланского монастыря Санта- Мария делла Грацие.
Леонардо по своему обыкновению взял с заказчика полную предоплату за работу, но привычно затянул с выполнением заказа.
Посланники заказчика зачастили с визитами в дом к нерадивому исполнителю. Монахи долго увещевали именитого художника, да все без толку. Наконец они стали ему угрожать. Тогда Леонардо заявил, что закончит работу хоть завтра. Дескать, его задерживала лишь голова Иуды, лица которого он никак не мог подобрать. Но теперь он напишет Иуду с лица настоятеля монастыря, т. е. с заказчика...
Устрашенные подобной перспективой монахи отстали и через год Леонардо да Винчи все-таки дописал им Тайную Вечерю.
Из этой истории или легенды видно, с каким негодованием и презрением относились к Иуде в Средние Века.
Фреска «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи.
источник изображения https://www.kakprosto.ru/kak-818297-istoriya-sozdaniya-freski-taynaya-vecherya
Но так скверно с мнением о личности библейского Иуды обстояло не всегда. Первые христиане никакого особого внимания на Иуду не обращали и предателем его не считали.
Формально, исходя из текста евангелий, Иуда всего лишь выполнил волю самого Исуса. Ведь это именно ему при свидетелях сказал Иисус: -Иди и делай что должен. После этих слов Иуда встал и вышел из помещения.
А до этого Иисус на тайной вечере и вовсе сказал своим ученикам, что один из них предаст его, и что это будет тот, на кого он укажет. И указал, передав хлеб именно несчастному Иуде.
После слов Исуса «Иди и делай» наш герой встал и вышел из дома, в котором происходила последняя в жизни мессии Тайная Вечеря.
Вот, собственно и всё, что более или менее достоверно указывает на обоснование и поступок Иуды.
Все остальное, вроде такого вот: в Иуду вселился сатана и тот действовал по его наущению; Иуда получил вознаграждение от первосвященников за предательство и тп. не считаю очень уж достоверным. Это просто домыслы, хотя и освященные временем и традицией Святого Писания. Это мнение сложилось у меня при здравом размышлении над обстоятельствами того дела. разумеется, по версии вселения Сатаны в Иуду вообще не факт, даже без обсуждений и комментариев. Это из области религиозной фантастики, полностью чуждой автору.
Осмелюсь сказать, что я не только не верю в существование Сатаны. Я еще и считаю кощунственной саму идею наличия вековечного противника у Единого бога. Прямо вот по славному просвещенному римлянину Цельсу, разделяю его утверждение. Высказанное около 1700 лет назад в очень интересном трактате «Против христиан». Кмк, такая идея приемлема в религиозном дуализме, но никак в монотеизме.
Теперь по факту самой выплаты Синедрионом 30 шекелей Иуде за предательство. Записано, что их получил после предательства и после этого то ли купил на них землю под виноградники, то ли сразу повесился.
Возникают вопросы:
а) Где расписка или другое свидетельство о таковой выплате? Хотя бы свидетельство кого-либо из Синедриона.
б) Где свидетельство человека, писавшего на побные темы и оставившего нам записи о суммах, выплачиваемых информаторам (агентам) за их сведения? Если бы такой человек рассказал нам о выплате Иуде, его свидетельство можно было бы с натяжкой, но принять во внимание.
в) Где свидетельства римской администрации, того же прокуратора Пилата?
г) Где свидетельство иудейской администрации, т.е. тетрарха Ирода?
Можно даже кого-либо из чиновников их администраций, с натяжкой можно принять.
д) И наконец, а кто собственно первым из библеистов взял да и обвинил в предательстве именно Иуду?
здесь есть тонкий нюанс, известный всем, кто так или иначе сталкивался с деликатным делом оплаты труда агентов и осведомителей. Дело в том, что вся отчетность по осведомителям хранится за семью печатями.
И так было всегда, везде и во все времена. Иначе всех осведомителей мгновенно укоротят на голову. Никто из тайных осведомителей не появляется в официальных учреждениях полиции. В очереди за выплатами в кассу они не стоят, никому глаз не мозолят.
Все происходит незаметно и буднично. Встречается где-нибудь на стороне курирующий офицер-агентурист и его осведомитель. Куратор принимает от агента информацию, платит ему деньги или какие-то материальные или нет блага: услуги, наркотики, оружие... И всё. Мало ли какую цифру уговорятся написать в расписке. а какую осведомитель получит реально?
Начальство даже может быть не особо и в курсе того, кому именно выплачено и сколько. Начальству главное результат.
Кроме самих офицеров находящимися в контакте с осведомителями, к такому серьезному делу допущен очень узкий круг лиц. И они не болтают о своей работе, потому что и наказание последует незамедлительно, и вбито им в головы «Не болтай!».
Исключения крайне редки и все они наперечет, вроде нашумевшего в свое время дела начальника Департамента полиции Российской империи Лопухина А.А.. Уже не находясь на государственной службе, Лопухин в 1906 году в купе поезда имел долгую ночную беседу с одним видным революционером. И по каким-то своим причинам внезапно раскрыл ему имя крупнейшейшего осведомителя, руководителя эсеров Евно Азефа.
Считается, что Лопухин сделал это «из соображений общечеловеческого свойства», до денег и компромата там вряд ли дошло. Мне тоже близка мысль о причине моральных страданиях Лопухина. Такое тогда было время и офицеры с высокими моральными принципами стояли тогда во главе сыскныхь ведомств Российской империи...
Говоря точным языком или канцеляритом: Лопухин сознательно и без физического принуждения раскрыл революционерам агента, тем самым совершив должностное преступление. За это был был арестован, осужден и отправлен на каторгу, ибо совешил государственное преступление. И не посмотрели судьи на знатность рода Лопухина и его прошлые заслуги, на прежнюю безупречную службу.
Раскрыть, даже случайно засветить осведомителя это тягчайший проступок, по неписанному кодексу агентуристов всего мира и всех времен.
Для начальства у курирующего офицера всегда может быть припасена история вроде:
-Сегодня провел встречу с Мальвиной. Выяснил, что Артемон и Буратино любовники, а в гараже у Пьеро стоит угнанный автомобиль. Если нужны еще уточнения, то тогда выдайте мне денежные средства на дальнейшее. Расписку Мальвины в получении денег прилагаю. Это направление интересно? Дальше мне им заниматься?
Начальство выскажет свое мнение по дальнейшей работе и все на этом. А то, что под псевдонимом Мальвины возможно скрывается мужчина Дуремар, начальству и знать не зачем. И вообще, чем меньше знаешь, тем крепче спишь.
С предательством же Иуды и оплатой за оное вышла целая газетная история, в которой с осведомителем расплачиваются аж сами первосвященники Синедриона, и известна точная цифра выплаты. Вы можете себе представить, что осведомителю вручают вознаграждение за информацию на съезде партии, или губернатор? Мне затруднительно.
Но даже если факт предательства за вознаграждение и имел место (почему бы и нет), то откуда об этом стало известно авторам евангелий? Ведь эти авторы были людьми абсолютно незнатными, незаметными, простыми. Не вхожими ни в интриги Синедриона, ни Римской администрации. Им кто именно об этом рассказал? Сомневаюсь, ведь в то время первохристиане были маргинальной маленькой сектой, нищей и невлиятельной, всюду гонимой и осмеянной.
Первоначально свидетельства об Исусе ходили в устном варианте, как это обычно на Востоке. Исследователи считают, что первые истории об Иисусе были записаны спустя примерно сорока лет после его смерти. Наверное, к тому времени уже умерли основные участники тех событий.
Приблизительно через двести-триста лет от распространения христианства и признания его государственной религией, по Иуде и был вынесен вердикт. И закрепилось устойчивое мнение вроде: -Виновен Иуда, он за 30 серебренников Исуса предал. А когда совесть замучила, то он на осине повесился.
Не факт кстати, что Иуда повесился, есть письменные сведения, что дожил Иуда до преклонных годов и умер от болезни. А в апокрифическом Евангелии от Варнавы написано, что Господь изменил облик Иуды. Предателя ошибочно казнили вместо Иисуса, а ученики распространили слух о воскрешении Иисуса
В египетском городе Эль-Минья в семидесятых годах прошлого века был обнаружен замечательный артефакт, Евангелие от Иуды или Кодекс Чакос. В нем ничего не написано о самом важном и волнующем: Для чего Иисус пошел на мученическую смерть и воскрес ли он, "смертию смерть поправ"? Об обстоятельствах и мотивах предательства там так же ничего нет.
Еще среди некоторых исследователей и богословов принято считать, что Иуда предал Иисуса оттого, что проворовался. Так как Иуда был «казначеем» общины апостолов, распоряжался денежными средствами. В него вошел Сатана, нашептал, прельстил, и Иуда, дабы покрыть недостачу предал Исуса за 30 шекелей.
Для меня и это под сомнением, ведь нигде не указано про то, что Иуда был бухгалтером и финансистом. Сказано лишь, что он «носил денежный ящик». Разницу улавливаете? Она значительна: -бухгалтер распоряжается финансами. А носитель денежного ящика это, по современному- инкассатор.
Представьте, сколько килограммов весил в то время пустой денежный ящик из дерева. Крепко сбитый из толстых досок, сплошной, без щелей (чтобы монетка не вывалилась), с крышкой. Для хранения и переноски монет ящик сколочен, вроде сейфа. Ящик этот был тяжелый, и носил его, вероятно человек физически сильный и пользовавшийся доверием. Чтобы носитель вдруг не сбежал ночью с общей кассой.
Носить эту такую тяжесть надо было весь день. И все время носитель денежного ящика находился на виду у спутников, под приглядом.
Не будем забывать, что Исус и апостолы не имели постоянного местоприбывания. Они неоднократно останавливались по домам у знакомых и почитателей Исуса, странствуя и проповедуя по всей Палестине.
Постоянное присутствие рядом с носителем денежного ящика друзей отпугивало разбойников и грабителей.
Вообще, эти 12 апостолов более напоминают мне людей вооруженных, серьезных, простых, вроде охранников при Исусе.
О растрате Иудой денег рассказывает только евангелист Иоанн, остальные молчат, называя мотивом предательства кто сребролюбие (Марк), кто награду (Матфей). А Лука скомбинировал оба мотива. Вероятно, о растрате им не было известно.
Иоанн рассказывает о растрате как-то вяло, неубедительно. Причем вполне вероятно, что эти его слова чья-то позднейшая вставка. В этом куске текста Иоанна почему-то вдруг повествуется во множественном числе "мы говорим..."
Следует учитывать, что на момент написания своего евангелия Иоанн был очень старым человеком (и по современным меркам)- 90 лет.
Иоанн писал о событиях, что пережил семнадцатилетним, ведь он был самым юным из апостолов. Логично, что он пережил их всех.
Его евангелие наиболее общечеловеческое: -Нет ни римлянина, ни иудея...- это именно Иоанн написал.
Для верующих это несомненные слова Исуса, но записаны они только Иоанном, остальные евангелисты пишут прямо противоположное. У них Иисус послан лишь к сынам Израиля.
Еще у Иоанна мы видим разительный контраст с прочими евангелистами о последних прижизненных словах Исуса: -Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: Совершилось! И, преклонив главу, предал дух.
Примечательно, что о воровстве денег Иудой не рассказывает евангелист Матфей. Тот самый Матфей, который до апостольства своего был мытарем. Тогдашним налоговым инспектором, сборщиком податей. У людей этой профессии привычка вечно подозревать всех и каждого в утаивании денег.
Вы как хотите, но я не верю свидетельству о растрате от одного единственного человека. Тем паче человека совсем юного и наивного в житейских делах на момент события. Остальные евангелисты ничего об иудиной краже общинных денег не написали.
Вообще надо учитывать очень важный факт: Иуда был единственный апостол родом не из Галилеи. Он был чужаком для прочих апостолов. А к чужакам в те времена относились как в врагам. Слова «враг» и «чужак» были синонимами, как и слова «свой» и «друг».
Наконец, а в чем именно физически заключалось предательство Иуды. В поцелуе? Пресловутый поцелуй Иуды, которым он указал на Исуса группе захвата.
Авторы евангелий действительно были неискушенными в полицейских делах. Они даже близко не ведали как работает группа захвата, да еще смешанного состава.Ведь Исуса захватывали совместно римляне и храмовая стража Синедриона.
Римляне и храмовая стража это вам не обычная полиция или городская стража, к тому же соперничающие между собой, ибо различные ведомства разных наций.
Да что бы эти люди отправились на захват не зная как выглядит Иисус? Не могло такого быть!
Ведь Иисус это человек, который вел себя как пророк. Человек, который разогнал менял из Храма. Человек, который собирал на свои проповеди тысячи и «кормил их пятью хлебами» …
Да чтобы такой человек был неизвестен в лицо тем, кто пришел его арестовывать?! Такого просто не может быть.
Эти сказки живут уже две тысячи лет, но это не значит, что я должен в них слепо верить.
Не было никакого основания Иуде целовать Иисуса, чтобы выдать. Иисус и так был отлично узнаваем в Иерусалиме.
И наконец, почему вдруг выбран такой странный способ опознания- поцелуй? Почему не просто тычок рукой в грудь Иисуса, -Вот он?
Если не хотели «светить» осведомителя Иуду, то просто тогда он шепнул бы кому-то надо из командиров:-Вон тот, третий слева -Исус. Высокий, у костра стоит который.
Да и потом, в серьезном деле группа захвата берет всех, причастных и случайных: Проедемте с нами, гражданин, в отделе разберемся.
«Ловим всех, а начальство разберется» -лозунг служивого люда всех времен и народов.
Схватили бы всех, кто был той ночью в Гефсимановском саду, для гарантии и из усвердия.
Уж точно не утруждали бы себя законностью римляне. Им еврейские местечковые проблемы были абсолютно не интересны.
Римские солдаты рассуждали той ночью примерно так: -Задержать, потом сдать задержанного. Скорей бы в казарму вернуться, да спать лечь. До подъема хоть час успеть поспать.
Получается, что если Иуда и предал, то только сообщил то место где Иисус пребывал в ночь ареста в Гефсиманском саду.
Если так, то предательство Иуды налицо, конечно.
Но согласитесь:- Неувязки, что я указал, достаточно весомы.
Скорей уж Иуда что-то прошептал Исусу на ухо. А со стороны, да еще в ночной темени, это показалось евангелистам поцелуем предателя.
В общем, это запутанная история...