Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
chaos.legion
6 лет назад

CCLXXXIX. Зеркало. История боли

«Что с тобой?» — ахнула девушка, в оцепенении замерев. «Ты разве... не видишь, что с твоей ногой?». По икре её спутника обильно стекала кровь. День был идиллическим. Этот алый мощный поток настолько не соответствовал приморской пасторали, что трудно было поверить в его реальность. Двое познакомились несколько часов назад. Завязывался очаровательный роман, с прогулками по залитыми луной набережными и дурманящим запахом цветущих деревьев. «Нет, ничего не чувствую» — гордо ответил раненый, — «я один из тех ста избранных в истории человечества, кто никогда не ощущает боли. Видно, поранился о скалу».

Странник, деликатно подсматривавшей за парой из-под капюшона своего плаща, понял, что стал свидетелем редчайшего явления анельгезии. Чтобы окинуть взглядом эволюцию научного истолкования боли, Странник решился пройти на бреющем полете над несколькими веками...


Для всего остального населения Земли — за исключением обладателей анельгезии — феномен боли, увы, знаком. Им сопровождается примерно 70% всех болезней. В 1973 году для его исследования была создана международная Ассоциация по изучению боли, у которой есть филиал в Москве. Ассоциация дает такое определение боли: это неприятное чувственное и эмоциональное переживание, которое связано с фактическим или потенциальным повреждением ткани или описывается в терминах такого повреждения.

Прокладывать путь к этой формулировке начали еще Платон с Аристотелем. По их мнению, боль являлась эмоцией, а не ощущением. Другое светило древнего мира, Гиппократ, полагал, что причиной боли становится дисбаланс жизненно важных жидкостей в организме. Любопытно то, что греческое слово «poin» и латинское «poena» означали одновременно и «боль» и «наказание».

Христианская церковь тоже была в этом уверена. По её мнению, корни боли уходили в страдания и смерть Христа. Соответственно, тот, кто страдает, приближается к богу, а сам факт его страдания является наказанием за мирские грехи. А значит, пытки идут только на пользу человечеству, ура!

У меня болит то, чего нет

Точкой отсчета для изучения боли в современной науке можно считать 1644 год. Именно тогда увидел свет труд Рене Декарта «Рассуждение о методе». Там ученый размышляет, в частности, о проблеме боли в ампутированных конечностях, решить которую не в силах даже медицина XXI века. Рене предположил, что боль сконцентрирована не в самой конечности (раз уже ее нет), а в эпифизе мозга. Когда отсутствующая рука или нога еще была на месте, она передавала в эпифиз болевые ощущения по нервам. Теперь же нервы раздражает что-то иное — а эпифиз расшифровывает это раздражение по старой памяти.

Впрочем, Декарт был далеко не дурак. Биографию Галилея он прекрасно знал. А посему решил выразиться поэтично и сообщил в своем труде, что в эпифизе заложена душа боли. Без души в то время было нельзя, и это оставалось аксиомой вплоть до XIX века.

В 1644 году, через 14 лет после смерти ученого, была опубликована его работа «Человек». В ней описан пример мальчика, который засовывает ногу в огонь. По мнению автора, при приближении огня к коже болевые импульсы кратчайшим путем бегут до мозга, чтобы сообщить о надвигающейся проблеме. Декарт придерживался дуалистической теории боли: он считал боль чувственным явлением, отделенным от деятельности высших отделов головного мозга.

Автомат я или чувства имею?

В медицинской философии XVIII века господствовали 3 направления.

  • До середины столетия сохраняла актуальность механистическая теория. По ней, люди являются просто машинами, автоматами, которые умеют выполнять определенные функции.
  • Последователи виталистической школы, чьё влияние особенно ощутимо выросло к концу века, делали акцент на концепции чувствительности (она вбирала в себя элементы как физиологии, так и психологии).
  • Наконец, чуть менее популярная школа анимизма проповедовала свою версию. Её последователи соглашались с механистическими объяснениями и приписывали душе прямую ответственность за все органические функции. Боль как проявление болезни они рассматривали как результат внутреннего раздора в человеке.

Боль, баланс, раздражение

Альберт фон Галлер, захвативший своей жизнью ¾ XVIII века, сфокусировался на изучении реакции различных типов волокон. Насчет нервных волокон он полагал, что они обладают чувствительностью. Мышечные волокна же не чувствительны, а раздражимы. Суть дихотомии заключалась в присутствии сознания: чувствительность предполагала его наличие, а раздражаемость — отсутствие. Фон Галлер первым высказал мнение, что только нервы порождают ощущения — а подвергаться этим ощущениям могут лишь те части тела, что подключены к нервной системе.

Впрочем, Пьер Жан Жорж Кабанис во второй половине века теорию фон Галлера постарался опровергнуть. Он придерживался психофизиологического подхода к боли — проще говоря, включал в концепцию боли эмоциональный компонент. Боль он считал благотворной: она, видите ли, привносит баланс и стабильность в нервную и мышечные системы. В качестве одного из эффективных медицинских приёмов добрый Кабанис предлагал награждать пациентов ударами тока.

Твои ворота нараспашку

Врачи XIX века пользовались болью как...диагностическим средством. В их представлении, чем лучше человек ощущал боль, тем больше в нём было жизненных сил. Чтобы избавить пациента от поселившегося в нём зла, эскулапы той эпохи намеренно причиняли ему боль. Ну правильно, позиции церкви-то уже ослабли, а садизм надо было чем-то оправдывать.

Наконец, в ХХ веке Рональд Мельзак и Патрик Вол подарили миру теорию «входных ворот», которая до сих пор считается самой адекватной. По мнению дуэта, механизм «ворот» расположен в спинном мозге. Если вы, например, ушиблись, болевые импульсы мчатся к спинному мозгу по периферическим нервным волокнам. Их можно слегка приглушить, направив к «воротам» другие, приятные импульсы — скажем, подуть на ушиб или потереть его.

А вот современная нейронаука как бы делает шаг назад и пытается свести суть боли всего лишь к изменению состояния мозга. Рассмотреть это изменение можно с помощью нейровизуализации и магнитного резонанса.

Предупрежден — значит анестезирован

Теперь самое важное. Не поддавайтесь иллюзии, что с течением времени науке можно доверять всё больше, а ошибок она делает всё меньше. Вот всего лишь один пример для наглядности:

В XVIII веке врачи считали, что младенцы обладают повышенной чувствительностью по сравнению со взрослыми. В XIX веке решили, что предшественники ошибались — ведь сознание младенцев ещё не развито. Следовательно, никакой боли они не чувствуют — а значит... Как бы дико это ни звучало, операции без анестезии младенцам делали вплоть до 1980-х годов.


Странник был почти уверен, что курортный роман обречён на гибель в самом начале. Потеря крови была слишком большой, и пациент нуждался в срочной госпитализации. Долго ли будет скучать по нему его едва обретённая Дульсинея..?

Автор: @blackmoon


Если вы желаете попробовать свои силы в качестве нашего автора, то стучитесь по любому из представленных контактов.
Также любой может свободно использовать тег chaos-legion. Посты по этому тегу просматриваются и имеют все шансы быть апнутыми нашим паровозиком суммарной мощностью около 2 000 000 СГ.


Контакты

Чат Легиона Хаоса в телеграм: Scintillam
Личка в телеграм: varwar, lumia, dajana
Тег: chaos-legion


Sequere nobis. Nos scientiam

@chaos.legion

0
215.700 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (3)
Сортировать по:
Сначала старые