Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
chaos.legion
6 лет назад

CCCXCVIII. Зеркало. Пляска Cмерти или архитектура из костей

Когда запястье Странника обхватили чьи-то костлявые пальцы, он вздрогнул. Луч фонаря охватывал лишь фреску на стене старой катакомбы, оставляя во мраке все соседние переходы. Фонарь дёрнулся, и пляшущие скелеты на фреске будто и впрямь ожили, засверкав хищными улыбками. Неужели это правда, и один из них сейчас держит Странника за руку?

— Милостивый месье, — просипел клошар, — не найдётся ли у вас пары монет для старика? Или глотка пунша? Или, может быть, не до конца обглоданных куриных костей?

Странник с облегчением вздохнул. В эти катакомбы те, кому больше некуда было бежать, прятались во время эпидемий, восстаний и набегов врагов на город. А потом так и оставались здесь навеки, усевая пол своими никому на свете не нужными костями…


Сейчас мы живём как в анекдоте.

Идет женщина ночью через кладбище. Подходит к ней мужчина и предлагает проводить её. Она облегчённо вздыхает и соглашается со словами:
— Спасибо. Я так боюсь мертвецов!
— А чего нас бояться? — пожимает плечами мужчина.

Раньше ужас перед покойниками и скелетами испытывать было не принято. Мумий бальзамировали не только в Египте. На Сицилии есть Катакомбы с 8000 тел знатных мертвецов в лучших воскресных одеждах. Их отход в мир иной состоялся в XVI веке. Девочка по имени Розалия сохранилась настолько хорошо, что её прозвали Спящей Красавицей.

Португалия в XVI веке страдала от катастрофического дефицита мест на кладбищах. Проблему решили креативно: вырыли из земли 5.000 скелетов и пустили их на декор капеллы Дос Оссос.

В Польше в 1804 году пошли тем же путём и соорудили Часовню черепа. На её убранство потратили 3.000 костей. Плюс запасливо приберегли ещё 21.000 — мало ли, пристройку сделать захочется когда-нибудь.

В Костнице в Седлеце (Чехия) из 40.000 костей составили люстры, гирлянды и прочие декоративные элементы. Посетители в священном ужасе рассматривают черепа с 1870 года.

Парижские катакомбы XVIII века, в которых оказался Странник, простираются на 300км и являются самым огромным в мире кладбищем. Для публики открыта лишь малая часть лабиринта, чьи стены буквально от пола до потолка состоят из черепов. Но фанатичные исследователи-любители, известные под именем катафилов, всё равно пробираются куда им надо и даже устраивают там закрытые вечеринки.

Откуда же такой деграданс и святотатство? Где уважение к преставившимся?

Такие забавные останки

В средневековой живописи нередко встречается странный сюжет: живые люди весело танцуют со скелетами. Взявшись за руки, они водят хоровод в последовательности человек — голые кости — человек — голые кости. Есть изображения, на которых скелеты пляшут и развлекаются в одиночку, без живых. Или играют живым на музыкальных инструментах, пока те резвятся. Или приходят к знатным, судя по одежде, вельможам в гости и что-то им вещают или вручают. Однако это вовсе не светский визит ради чашечки кофе и обмена любезностями — это приглашение проследовать в могилу.

Пляска смерти, также известная как Макабр или Danse Macabre, была общепринятой для тех времён аллегорией неизбежности смерти. В Европе зверствовала чума. Англия и Франция воевали с небольшими передышками сто лет подряд. Свободных мест на кладбищах было гораздо меньше, чем пустых койкомест в стремительно пустевших городах и деревнях. Старушка в чёрном капюшоне и с косой всегда стояла где-то рядом, за плечом. С её присутствием надо было просто смиряться и стараться с ней подружиться.

Культурный центр при могиле

Первое визуальное изображение Пляски смерти датируется 1424 годом (хотя в литературе она упоминается чуть раньше). На внешней стене одного из склепов на Кладбище Невинных в Париже создали большую фреску, на которой скелеты длинной процессией вели мужчин в мир иной. Женщин на фреске не было. Под каждым живым персонажем располагалась сопроводительная подпись, которая разъясняла читателям, кто это такой. Покойников ранжировали по социальному статусу: первыми шли Папа Римский и император, замыкали шествие пастух и фермер. Изображены они были довольно реалистично, со всеми причитающимися профессии атрибутами.

Современные кладбища принято размещать где угодно, только не в центре города. В Средневековье же всё было наоборот. Кладбище Невинных обустроили неподалёку от основных рынков, и людей там гуляло так же много, как в парке в воскресный день. Там проводились народные сходы и религиозные празднования — и каждый, то проходил мимо фрески, получал напоминание о неизбежности кончины. И заряд юмора тоже получал. Потому что скелеты кривлялись как могли, потешаясь одинаково и над крестьянином, и над особой королевской крови. Хоть какая-то иллюзия равноправия…

Бизнес на костях

Увы, ни фреска, ни кладбище до наших дней не сохранились. О них известно только из архивов. Склеп разрушили в 1669 году, чтобы расширить соседнюю улицу. Кладбище уничтожили в 1780 году, потому что там просто протолкнуться уже негде было.

К счастью, ещё в 1485 году некий Гийо Маршан догадался воспроизвести популярное изображение на деревянной гравюре. Маршан угадал: копии стали пользоваться спросом. Тогда он проявил фантазию и создал собственные вариации на тему оригинала: версию с десятью персонажами, которых на стене склепа не было, а также гравюру с участием женщин. Весёлые скелеты в ту эпоху были поистине модным сюжетом. Memento mori — торжественным лозунгом бытия.

Из Франции мода на подобные фрески распространилась на Англию, Германию, Швейцарию, часть территории Италии и Восточной Европы. По следам Маршана за деревянные гравюры с Макабром взялся Ганс Гольбейн младший. С 1523 по 1526 годы он создал целую серию отдельных работ, а в 1538 году они были выпущены в формате книги. Тоже бизнес-мышлением не обделён был художник. За три года творчества Гольбейн успел охватить всю историю человечества: от первого появления смерти после изгнания Адама и Евы из рая до дня Страшного суда.

Впрочем, немец подошёл к теме ответственнее, чем француз. Скелеты в его исполнении не устраивают шоу в стиле кабаре, а выступают орудиями правосудия, карая грешников за их Пороки. Например, стоит на коленях якобы благочестивая монашка, молится. А сама через плечо украдкой на любовника оглядывается, нахалка. Но тут подходит состоящий из костей блюститель нравственности и… задувает свечу вероломной служительнице Господа. И никаких вам танцев.

Чистилища нет, кина не будет

В Средневековье мир мёртвых не был отделён от мира живых непреодолимой стеной. Смерть воспринималась как… возрастная категория. Которая наступала после пожилого возраста. Умершие оставались такими же активными участниками сообщества, как и живые. С ними разговаривали, они являлись своим родственникам во снах и в формате привидений. И никто при виде таких «явлений» Лекаря не звал кровь пустить или зелье от шизофрении прописать.

Ситуация изменилась в эпоху Реформации. Теологи протестантизма начали отрицать существование чистилища — но ведь привидения обитали именно там. Без чистилища связь живых и мертвых разорвалась, а молитвы о тех, кто в чистилище, оказались запрещены. Яркие святотатственные фрески (в первую очередь с пляшущими скелетами) начали яростно замазывать белой штукатуркой. Интерьер церквей стал гораздо более пресным. И уж тем более были отменены ночные ритуальные танцы возле церкви, которые активно практиковались в Средневековье и, видимо, тоже послужили одним из прототипов Пляски Смерти.

Эпоха Реформации закончилась в середине XVII века. Однако, изменить веками устоявшееся отношение к культуре смерти всего за сто с небольшим лет было невозможно. Население тогда было твердолобым и от традиций пращуров так легко не отказывалось. Потому и уважение к неприкосновенности человеческих останков прививалось очень и очень постепенно…


Странник успел влюбиться в это обилие черепов вокруг. Каждый из них словно бы рассказывал свою историю. Здесь даже запах был особый — дух вечности, дух бренности. Клошар просто не понимает, чего он себя лишает. Присоединиться к этой плеяде покойников — великая честь. Быть живым здесь — унизительно. И поэтому Странник отдёрнул руку и презрительно процедил: «Убирайся»...

Автор: @blackmoon


Если вы желаете попробовать свои силы в качестве нашего автора, то стучитесь по любому из представленных контактов.
Также любой может свободно использовать тег chaos-legion. Посты по этому тегу просматриваются и имеют все шансы быть апнутыми нашим паровозиком суммарной мощностью около 2 000 000 СГ.

Контакты

Чат Легиона Хаоса в телеграм: Scintillam
Личка в телеграм: varwar, lumia, dajana
Тег: chaos-legion


Sequere nobis. Nos scientiam

@chaos.legion

1
301.462 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (7)
Сортировать по:
Сначала старые