CDXXII. Зеркало. Требует жертв: как мода калечила и убивала людей

Элегантные дамы и галантные кавалеры наперебой хвастались друг перед другом своим гингивитом. От вида их дёсен стоматологи XXIII века схлопотали бы инфаркт или, по меньшей мере, заикание. Но все придворные королевы Елизаветы демонстративно продолжали объедаться сладким. В конце XVI века сахар был в дефиците, и регулярно баловать себя десертами могли только очень состоятельные люди.

Нелепее их были только те глупцы, что в 1890-е сбегались поглазеть на намеренно устраиваемые столкновения поездов. Два состава неслись по рельсам навстречу друг другу, набирая скорость — а вдоль путей выстроилась толпа зевак. Грохот удара, скрежет металла, вагоны летят под откос — ура! Не успевшие отскочить корчатся в агонии под обломками — потрясающе! Толпа визжала от восторга.

Странник понял, что нашёл себе новое развлечение — квесты в поисках нелепых мод. Опасные для жизни фасоны одежды, экстравагантные способы времяпровождения, наводящие жуть аксессуары — индустрия моды собрала богатый паноптикум человеческих причуд.


Современным модницам то на лабутенах неудобно ходить, то на спа-маникюре надоедает подолгу сидеть — и они начинают хныкать на весь инстаграм. Знали бы они, чего стоило оставаться стильной во второй половине прошлого тысячелетия в Европе! Корсеты, деформировавшие внутренности и вызывавшие удушье, были ещё не самой большой бедой. От некоторых must-have-изделий можно было погибнуть за считанные минуты.

Европейские «лабутены» XVI века, например, назывались котурнами и достигали без малого 1м в высоту. Дамы, занимавшие в буквальном смысле высокое положение в обществе, передвигались при поддержке как минимум трости, а лучше — ассистента. Низвержения модниц с толстенных пробковых подошв на булыжник были тем ещё шоу.

В конце XVIII века утончённые леди, фрау и мадам повадились одеваться в муслиновые платья. Эта мода пришла из Индии — в жарком и влажном климате легко продуваемая ткань оказалась настоящим хитом. В Европе, впрочем, тоже — в eё честь даже назвали заболевание, «муслиновая болезнь». Это было не что иное, как пневмония, которая в 1803 году разрослась до масштабов эпидемии. It-girls того времени не часто сверялись с термометром погодным — зато потом не расставались с его больничным аналогом.

Элегантным европейским джентльменам XIX века полагалось носить высокий жёсткий воротник — типа того, каким фиксируют шею при переломе, только потоньше. Благодаря этому туго накрахмаленному аксессуару подбородок красавца всегда оставался гордо поднятым. Потенциальные издержки фасона заключались в том, что иногда воротники слишком сильно передавливали шею, блокируя кровообращение. В головном мозге возникали абсцессы, и прямо на балу или за обедом галантный кавалер мог рухнуть замертво, пав жертвой асфиксии. При рывках — например, резкой остановке экипажа — воротник мог гильотинировать своего носителя. О количестве денди, павших жертвами опасного предмета гардероба во время пьяного сна, статистика, увы, умалчивает.

Наступление ХХ века стало большой радостью для модниц. Параллельно с либерализацией нравов в обществе, индустрия производства одежды, обуви и аксессуаров начала активно осваивать новые материалы и технологии. Большим спросом стали пользоваться гребешки для волос из целлулоида. Их можно было смело продавать под слоганом «Не взрывай мне мозг!» — на жарком солнце гребешки раскалялись и бессовестно лопались, нещадно травмируя хозяйку.

C 1910 по 1914 год жительницы Великобритании разгуливали стреноженными. Узкие юбки с перехватом ниже колен закутывали их ноги в подобие смирительной рубашки — так на контрасте бёдра выглядели пышнее. Чтобы понять, каково это, попробуйте сковать себе щиколотки наручниками — и подняться или спуститься по лестнице. В суровых городских джунглях Англии начала ХХ века некоторые из таких попыток заканчивались летальными исходами.


«Хромая юбка» — юбка годе 1910г

Горячая штучка

В 1863 году в одной из церквей в Чили начался пожар. Прихожане помчались к выходу — но воспользоваться им не смогли, потому что там сразу же образовалась пробка. Её причиной стали пышные кринолиновые юбки паникующих сеньорит, которые намертво закупорили выход (ибо не надо втроём ломится в проём, куда даже одна юбка за раз пролезает с трудом). В том пожаре погибло, по примерным подсчётам, от 2000 до 3000 человек.

Это сопоставимо с количеством фанаток объёмных подолов, окончивших жизнь в амплуа ходячего факела в Англии с конца 1850-х по конец 1860-х. За это десятилетие в огне погибли 3000 кринолиновых модниц, случайно махнувших подолом возле свечи или над камином. Те, что не погибли, жили в атмосфере вечной пытки и под девизом «memento mori». Форму кринолину придавали жёсткий китовый ус и стальные вставки. В ненастную погоду порывы сильного ветра могли сорвать фланирующую по набережной it-girl прямо в море — где она благодаря тяжёлым вставкам сразу же шла на дно. Кому сгореть, тот не утонет, говорите?

Фаворитки европейских королей естественным образом становились законодательницами мод. Людовика XIV, например, ублажала некая мадам Фонтанж, которая любила собирать локоны лентой в подобие хвоста. Чтобы перещеголять друг друга, светские модницы начали фонтанжировать все более объёмными конструкциями, приподнимая волосы как можно выше, обматывая их щедрейшим количеством лент и приплетая шиньоны.

Насмотревшись на это великолепие, англичанки тоже переняли моду на фонтанж. Увы, по времени она совпала с модой на люстры с огромным количеством свечей — а инструкторов по ОБЖ при дворах знатных вельмож не было. Когда красотки дефилировали под люстрами, они не всегда могли рассчитать высоту своей причёски — и волосяные конструкции радостно цепляли пламя с осветительных приборов. Если мадам Фонтанж ставила себе цель навеки обезвредить многочисленных конкуренток, обезобразив их ожогами лица и шеи, ей это удалось.


Высокие причёски XVIII-XIX веков

Красота ослепительная vs. ослепляющая

С косметикой всё тоже было весело. В Элизабетскую эпоху в Англии (то есть во второй половине XVI века) продвинутые барышни мечтали о том же цвете лица, что и Майкл Джексон. Они щедро мазались белилами, изготовленными на основе свинца — невзирая на головные боли, потерю аппетита, анемию и металлический привкус во рту. Свинец им подкладывал свинью: дамочки жестоко травились и становились мертвенно-бледными уже не в переносном, а в прямом смысле.

В Австрии практиковали более холистический подход. Красота ведь должна сиять изнутри, не так ли? Следившие за собой фрау добросовестно пожирали мышьяк и даже умудрялись, точь-в-точь как Монте-Кристо, выработать иммунитет к яду. Те, кому выработка не давалась, маялись несварением, рвотой, запорами, болевыми спазмами, тревожностью — а потом их проблемы одним махом решала смерть.

В Италии во времена Ренессанса ходовым товаром были дамы трепетные, с глазами перепуганной лани. Чтобы расширить зрачки и придать себе вид «слегка не от мира сего», они закапывали в глаза снадобье из беладонны. От которого, вообще-то, умереть можно, если принять внутрь. Лани Возрождения, к счастью, оставались живы — зато зрение теряли полностью и безвозвратно.

В 1930-е годы любительницы туши для ресниц от бренда Lush Lure начали массово слепнуть. Когда эксперты откликнулись на крики несчастных дамочек «Помогите, хулиганы зрения лишают!», выяснилось: тушь содержала токсичный краситель парафенилендиамин. Её покупательницам больше ничего не оставалось, как следовать расхожей присказке о том, что женщины любят ушами — глазами не получалось уже при всём желании.

Умирая за уют

В начале ХХ века стильные европейские хозяйки повадились украшать домашние интерьеры часами, покрытыми краской на основе радия. Их стрелки бодро вели обратный отсчёт дней, которые осталось прожить работникам часовых фабрик — токсичная краска нещадно разрушала здоровье и приводила к медленной смерти в агонии.

Но почему, право слово, смерти надо бояться? Она же может быть такой красивой. В Великобритании в XIX веке востребованным элементом дизайна жилых помещений была засушенная человеческая голова. Не первая попавшаяся, а из племени Маори, с обилием татуировок на лице. Назывался экзотический аксессуар особым термином — «мокомокаи».


Утолив первоначальное любопытство, Странник начинал позёвывать. Зрелище двух джентльменов, усевшихся на верхушке многометрового столба посреди людной площади в 1922 году, уже не было способно пробудить в нём эмоции. Мистеры следовали тогдашней моде на светские беседы на большой высоте. Добром это, очевидно, не кончится — либо болтуны навернутся на мостовую, либо шест под ними обломится и упадёт, прибив ещё парочку прохожих. Но Странник не стал дожидаться окончания спектакля и побрёл прочь от столпотворения...

Автор: @blackmoon


Если вы желаете попробовать свои силы в качестве нашего автора, то стучитесь по любому из представленных контактов.
Также любой может свободно использовать тег chaos-legion. Посты по этому тегу просматриваются и имеют все шансы быть апнутыми нашим паровозиком суммарной мощностью около 2 000 000 СГ.

Контакты

Чат Легиона Хаоса в телеграм: Scintillam
Личка в телеграм: varwar, lumia, dajana
Тег: chaos-legion


Sequere nobis. Nos scientiam

@chaos.legion

historical-mirrorchaos-legionpskисторияобразованиемода
208
260.729 GOLOS
0
В избранное
Легион Хаоса
И хаос породил воинов, несущих знания всем жаждущим. И имя им Легион Хаоса, призванный возродить этот мир и привести его к порядку
208
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (4)
Сортировать по:
Сначала старые