Рынки на триллион: пример первый — киберспорт
Итак, прошлый раз https://habrahabr.ru/post/339274/ начал изучать самые перспективные и одновременно - сложные, как с технической, так и экономической точки зрения, сферы. Одна из них - киберспорт.
Команду https://t.me/ico_eloplaycom_ru уже рассматривал: например, Голосе. Но сегодня попробую посмотреть не сквозь призму своей же методики 4К, а шире - через понимание концепта и его осмысление в рамках общих тенденций.
Итак, кибреспорт - не просто манящие игры с большими призовыми фондами, а целое движение фанатов, любителей и просто присутствующих: одних только зрителей насчитывается более 300 000 000 человек.
Нужно понимать, что зрелищность киберспорта - понятие, в которое нужно вникнуть: любители посвящают просмотру стриминга сотни часов, а это - уже не то время, которое можно игнорировать.
Итак, с одной стороны у нас есть растущий социум, который увлекает эта сфера, с другой - монополизация за счёт больших бюджетов и необходимых трат. И здесь на арене появляется проект Eloplay, который не просто решает вопрос соотношения качества и количества, но и делает это технологично - через смарт-контракты.
Надо сказать, что публикаций по проекту уже не мало:
- https://vc.ru/23037-eloplay - Статья на vc.ru с говорящим названием "Eloplay – площадка для проведения дуэлей и турниров по популярным киберспортивным играм"
- Также есть http://playua.net/eloplay-com-spravzhnij-kibersport-u-tebe-vdoma/ - материал на playua"Eloplay.com — справжній кіберспорт у тебе вдома"
- http://shpil.com/2016/12/arena-eloplay-put-k-uspeshnomu-kibersportivnomu-budushhemu/- На Шпиле с описанием в стеле - «Арена Eloplay» или «Путь к успешному киберспортивному будущему»
- Конечно же - https://forklog.com/blokchejn-pokoryaet-industriyu-kibersporta/ форклог с пафосным, но всё же справедливым заявлением "Блокчейн покоряет индустрию киберспорта"
- И другие (см. подробней на ico.eloplay.com)
Но всё это - общее описанием. Мне же хотелось бы более пристально рассмотреть главное - суть технологии.
Позиционирование на главной звучит следующим образом: "Eloplay создаёт криптовалюту для киберспорта. Детальнее - ico.eloplay.com", - не думаю, что этот посыл отражает суть платформы. По крайне мере http://gamecoin.global/ - делает примерно то же самое с посылом: "Все игры мира. Одна валюта. GameCoin. Выбери GMC".
"Это отдельный посыл, который направлен на игровую аудиторию, т.к. игроки мало знают о блокчейне и смарт-контрактах - мы решили сделать общий посыл для них, чтобы в целом показать суть того, что мы предлагаем. Однако конечно для blockchain и технической аудитории основной посыл остаётся неизменным - смарт-турниры, поскольку именно они являются ядром системы"
официальное видео, а ещё лучше - почитать <https://ico.eloplay.com/docs/en/eloplay_whitepaper_en_1.pdf Белую книгу, можно выделить куда более интересные вещи.
Во-первых, игроки могут участвовать в турнирах на принципах равенства: не важно, является ли команда профессиональной, если у неё какой-то опыт и тем более - нужное количество денег. Главное - желание играть и выигрывать. Для меня это очень важно, т.к. именно такой подход даёт не просто формальное равенство, но и равенство содержательное (фактическое). К тому же - открывает двери возможностей начинающим: конечно, это не отменяет статусов чемпионов-профессионалов, но сильно размывает границы входа и возможностей.
Собственно, в этом заложена социальная децентрализованная экосистема, когда сами игроки формируют необходимый бюджет (призовой фонд), который в нужно пропорции будет распределён между победителями.
Как отмечено в WP проекта блокчейн будет задействован шире, чем просто в создании p2p-турниров: "использование технологии блокчейн и смарт-контрактов открывает новые возможности для развития киберспортивной платформы. После внедрения смарт-контрактов для турниров и размещения рекламы на платформе запланировано внедрение данного стека технологий в новые модули (на это может потребоваться более 24 месяцев). Внедрение смарт-контрактов прежде всего коснется аналитики, статистики и анализа игровых предпочтений игроков, а также ладдеров, системы скаутинга талантов, системы контрактов игроков и их трансферов между командами, системы прогнозирования победителей, а также модуля ставок на матчи".
Опять же - такой подход развивает идею децентрализации и возводит её на новый уровень, т.к. сегодня блокчейн чаще всего используется или для финансов (биржи, обменники и т.п.), или для каких-то вещей сугубо гиковских, тогда как потенциал в нём зашит огромной: от работы с медицинскими данными (скоро будет в блоге описание проектов) до изменения государственных реестров, как это уже есть в Грузии и Украине.
В частности, токен https://t.me/ico_eloplaycom_ru может быть использован в следующих ипостасях:
- Токены - награда на создаваемых турнира][
- Купли-продажи внутри платформы
- Для банальной, но нужно торговли на биржа][
Чтобы стал понятнее потенциал технологии - ещё несколько слов о смарт-турнирах, схема коих выглядит следующим образом:
То есть вопрос доверия и фактически - создания отдаётся на аутсорс технологии, которая изначально и была создана для тех систем, где посредник нужен лишь для того, чтобы доказать обязательность исполнения действия после достижения какого-либо значимого события: в данном случае - победы.
Самое же интересное для меня лично - спонсорские smart-турниры. Работают они вот так:
Почему самое интересное? Да потому как многие думают, что блокчейн "убивает всех посредников". На самом же деле он делает ровно это, но с ненужными посредниками, которые не приносят никакой значимой пользы, скажем, для большинства случаев такое определение подходит кредитным организациям и особенно - банкам.
Как видим на примере спонсорских умных, без преувеличения, турниров - вполне можно применять схему bitrad.io, bitwalking и подобных проектов, когда деньги за рекламу сразу идут в карман пользователя, и на киберспорте: более того - мне видится, что за этим будущее, т.к. это не просто честнее, но и во многих случаях - эффективнее. Расчёт лидов, конверсии, CTR и т.д. в этом случае станет куда более приближенным к реальности: это будет качественный скачок, который в своё время совершила интернет-реклама относительно рекламы обычной (ТВ, баннеры оффлайн и т.д.), поскольку автоматизация показателей позволила вывести на новый уровень знание целевой аудитории, её поведения и других параметров, важных для не самой любимой на Хабре профессии - маркетологов.
Конечно, киберспорт развивают и другие проекты: тот же Геймкоин. Попробую изучить и их, а пока - вопросы ниже и комментарии под ними. До третей части!
P.S. Кстати, пока https://t.me/ico_eloplaycom_ru команда относительно молода и открыта, рекомендую связь с ними, т.к. они немало знают, как оказалось, об отрасли.
Оригинал нашего поста - https://habrahabr.ru/post/339646/