Из истории Свято-Николаевского мужского монастыря. XVII век. Заключительная глава
Автор @nikalaich
О храмовом строительстве на территории монастыря в семнадцатом столетии к настоящему времени мы располагаем лишь отрывочными сведениями. Так, например, из верхотурских перечнево-массовых источников узнаем, что в середине XVII века за монастырской оградой стояло уже два храма — кроме Никольской соборной церкви документами фиксируется еще и церковь Успенская.
Согласно окладной денежной книге Верхотурья за 1658/59 год «в монастырь к церквам Успения Пречистые Богородицы да Николы Чюдотворца да в предел Дмитрия Селунского» полагалась денежная «руга» для настоятеля обители и ее «дьячка» (псаломщика). Эта же формулировка — «в монастырь к церквам Успения Пресвятыя Богородицы да Николы Чюдотворца да в предел Дмитрия Селунского» — читается в отношении «ружников» Свято-Николаевского монастыря и в уже упомянутой верхотурской окладной денежной книге 1671/72 года.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы погибла в пламени большого монастырского пожара 1716 года. Некоторую информацию о монастырском храмовом строительстве во второй половине XVII века можно почерпнуть и из переписных книг. По одной из переписных книг владений Свято-Николаевского монастыря 1678 года в деревне-однодворке Бужениновской, расположенной «вниз по Туре реке на левой стороне Туры реки», проживал с 1676/77 года вместе с двумя взрослыми сыновьями «монастыръской плотник» Афанасий Михайлов Кусов. Семья была поселена монастырем «на прокормленье» — они сеяли хлеб не на монастырь, а только «на себя». Кусовы сообщили переписчикам, что на данный момент они «рόбят — в Николском монастыре делают церковь».
Плотники обосновались «за Николским монастырем» еще в 1673/74 году. Однако в Бужениновской деревне они были поселены руководством обители позже — только в 1676/77 году. Во фразе же о том, что Кусовы «в Николском монастыре делают церковь», речь ни коим образом не идет о «поновлении» храма или других текущих плотницких работах (монастырь имел все возможности использовать семью плотниковпрофессионалов для подобных целей и ранее).
Отец и сыновья именно «делают церковь» — кардинально перестраивают или возводят «вновь» какое-то церковное здание. Учитывая важность этих работ, Кусовым даже предоставили льготные условия и поселили в 1676/77 году в одну из монастырских деревень «на прокормленье» (дали право сеять лишь «на себя»). Как именовалась построенная (или перестроенная) Афанасием Кусовым с сыновьями на территории Свято-Николаевского монастыря церковь, еще предстоит выяснить.
Деревянные русские средневековые поселения, как известно, горели нередко. Не исключение в их числе и Верхотурье. По замечанию «отца сибирской истории» Г. Ф. Миллера, Верхотурье даже более других сибирских городов страдало от пожаров, возникающих, кроме прочего и от молний, часто ударявших в расположенный на высоком Троицком камне городской центр. «Сполошное время» в XVII веке, конечно, не обходило стороной Свято-Николаевскую обитель.
Можно не сомневаться, что монастырь не раз на протяжении первого века своего существования частично или полностью выгорал. Каков был пожарный ущерб храмовым строениям обители, как, когда, в каком виде восстанавливалась в ней та или иная церковь — предстоит выяснить в ходе дальнейшей исследовательской работы.
Изображения из музейных архивов, а так же с лицензией ССО
От редакции : Статьи данного цикла - результат сотрудничества сообщества "Истфак" и коллектива Верхотурского государственного историко-архитектурного музея-заповедника