Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
istfak
5 лет назад

Из истории Свято-Николаевского мужского монастыря. XVII век. Братия . Часть 3

Автор @nikalaich

Предыдущая часть

Тем не менее, часть иноков, не получавших казенного жалования, все же проживала в самом Никольском монастыре. Об этом может свидетельствовать наличие в стенах обители т. н. «больничной кельи» и «больничных старцев» (они неоднократно упоминаются в источниках). В «больничной келье», конечно, следует видеть не подобие лазарета для иноков, находящихся на излечении, а своего рода городскую богадельню (подобный приют для престарелых казаков — соратников Ермака, ветеранов «сибирского взятья», был в первой четверти XVII века в Тобольске).

Под «больничными старцами» же — «ветхих и немощных», доживающих свой век монахов как из числа «ружников», по причине преклонных лет не способных нести полноценное послушание, так и из не получавших казенное жалование пострижеников, принявших монашество «при старости». Надо полагать, среди последних — насельниками «больничной кельи» были чаще одинокие, не имевшие родственников в Верхотурье «старцы».

О том, что часть (возможно, немалую) экономической нагрузки на содержание богадельни брал на себя монастырь, можно найти документальные свидетельства. Так, например, архимандрит Варлаам, ходатайствуя в 1669/70 году перед верхотурским воеводой Ф. Г. Большим Хрущевым о наделении монастырю пашни и угодий на р. Пышме, апеллировал, в частности, к тому, что новые земли необходимы обители «для пропитанья братеи и больничных старцов» (фраза интересна кроме прочего и разделением штатной «братеи» от «больничных старцов»).

Свято-Николаевский монастырь, будучи монастырем «Верхотурского города и уезда», неразрывно связанный с округой, нес за содержание городской богадельни и «больничных старцев» немалую ответственность перед верхотурским «миром», выполняя одну из важнейших христианских миссий русских обителей — призрения страждущих и немощных.

О социальном составе монахов Никольской обители в XVII веке к настоящему моменту мы располагаем лишь отрывочными сведениями. Однако некоторые предварительные выводы по вопросу о происхождении ее пострижеников все же возможны. Уже несколько лет в Православном музее Свято-Николаевского монастыря проводится работа по составлению Исторического словаря-синодика, подразумевающего реконструкции биографий иноков, священно- и церковнослужителей, монастырских половников, вкладчиков и других лиц, различным образом связанных с функционированием обители в XVII–начале XVIII веков. Эта работа еще не завершена, но и на данном ее этапе можно предполагать, что братия Никольского монастыря в первый век его существования, по преимуществу, формировалась из непривилегированных слоев местного населения — служилых людей, посадских, крестьян Верхотурья и Верхотурского уезда.


Так, в 1616/17 году верхотурский посадский человек Василий Лошкин принял в Никольском монастыре постриг с именем Варлаам и нес послушание монастырского «строителя» (эконома). Другой посадский — Гавриил Смокотнин, в 1631/32 году вошел в число монастырской братии как инок Галактион. В 1648/49 году постригся в монастырь под именем Феофил верхотурский стрелец Федор Гаврилов по прозвищу Портняга. В 1670/71 году стал монахом Никольской обители Власием пятидесятник верхотурских стрельцов Василий Меньшой Завьялов (его имя значится в штатном списке иноков монастыря вплоть до конца XVII века).

О социальном составе «внештатной», не получавшей казенного жалования братии, мы почти не имеем данных. В источниках можно отыскать информацию о лицах из этой, вероятно, весьма значительной, группы никольских пострижеников крайне редко.

Известно, например, что верхотурский стрелецкий десятник Леонтий Степанов Глазунов после многолетней службы был в 1679/80 году «за старост» отставлен и принял в Никольской обители постриг (в схиму) с именем Авраамий. В «ружный» штат монастыря Авраамия не включили. Спустя непродолжительное время после пострига бывший стрелецкий десятник преставился. Весьма перспективным источником для изучения социального состава монашества Свято-Николаевского монастыря могут стать верхотурские родовые помянники XVII–XVIII веков, которые содержат имена иноков и иноков-схимников.


Продолжение следует
Изображения из музейных архивов, а так же с лицензией ССО
От редакции : Статьи данного цикла - результат сотрудничества сообщества "Истфак" и коллектива Верхотурского государственного историко-архитектурного музея-заповедника


Торговая платформа Pokupo.ru

0
665.364 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (3)
Сортировать по:
Сначала старые