Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
istfak
5 лет назад

Покровский женский монастырь - старейший на Урале и в Сибири

Автор @blagodar


Верхотурский Покровский женский монастырь был основан по инициативе первого сибирского архиепископа Киприана. В 1621 году, направляясь в Тобольск к месту своего служения, преосвященный сделал остановку в Верхотурье. В то время в городе был только мужской монастырь, а «многие старицы в мире жили постригшися». Поговорив с верхотурскими воеводами и посадскими людьми, владыка дал указание построить «за острогом церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, а десяти старицам для прибежища велел поставить одну келью».

Первый сибирский архиепископ Киприан расспрашивает русских и татар о Ермаке и его казаках


Монастырь был построен ниже города на берегу Туры при впадении в нее речки Дернейки. В 1622/23 году игуменья Анисья с сестрами обратились к государю с челобитной о монастырском строении и годовой руге. В том же году из Москвы было прислано распоряжение верхотурскому воеводе И. Пушкину «устроить тот Покровский девичь монастырь, а милостыни им дать только на один год десяти старицам — по два рубли старице, а вперед де велено их устроить пашнею и сенными покосы и рыбною ловлею». Однако, как сообщали игуменья Ираида со старицами в челобитной 1645 года, ни воевода И. Пушкин, ни следующие воеводы «церкви и в церкви образов и книг, и колоколов, и ограды, и келейные места не страивали, и пашни и сенных покосов и рыбных ловель не отваживали». В этой челобитной старицы умолчали, что выплата им денежной руги по 2 рубля была пролонгирована. Она сохранялась на протяжении XVII–XVIII веков, но денежные оклады выдавались не всем, а только игуменье и 6 старицам.

Для сравнения можно отметить, что в Тюменском Ильинском монастыре выдавался только хлебный оклад игуменье и 9 старицам. В ружных мужских монастырях, например, в Тобольском Знаменском и Верхотурском Николаевском, оклады выдавались настоятелю и 12 монахам. В 1684 году игуменья Марфа с 16 сестрами подали челобитную, в которой просили назначить денежные оклады еще 10 старицам, при этом они отмечали, что хлебную ругу получают только 13 монахинь. Получается, что до 1684 года покровским старицам к денежной руге были добавлены хлебные оклады.

В челобитной 1684 года сестры просили назначить казенное обеспечение всем старицам, так как они «нужны и болны», кормятся христовым именем. Как свидетельствуют сохранившиеся документы конца XVII – начала XVIII в. эта просьба не была удовлетворена, количество окладов осталось прежним. По данным 1707 года хлебный оклад настоятельницы составлял «четь с осминою и пол-2 четверика ржи, четь с осминою и пол-2 четверика овса», а рядовых стариц — «четь с четвериком ржи, четь с четвериком овса». Хлебные и денежные оклады выдавались священнику, пономарю и дьячку, служившим в Покровской церкви.

Были у монастыря и земельные владения. В дозорной книге 1621 года отмечено, что по приказу архиепископа Киприана попу, дьякону, пономарю и проскурне Покровского девичьего монастыря были отведены «под пашню и под селидбу, и под огороды... государевых десятин, которые под манастырь, пашни три десятины». Очевидно, речь идет о земле, на которой был построен монастырь, в следующих описаниях она уже не фигурировала.

Покровский женский монастырь. Фото С.М. Прокудина-Горского, 1909 г.


Сразу же после основания Покровская обитель получила два земельных вклада от жителей Верхотурья. Так, в 1621 году верхотурский пашенный крестьянин Василий Путимцов с братьями передали «Покровскому новодевичью монастырю» по вкладной записи пашню и покосы в 6 верстах от города вниз по Туре на Пердуновском лугу. Это была небольшая деревня-однодворка. Во время составления дозорной книги 1621 года во дворе никто не жил, «у двора» отмечено 15 четей пашни и покосы на 30 копен.

Путимцовы являлись верхотурскими первопоселенцами. Андрей Путимец с сыновьями Василием, Юрием, Владимиром, Никитой и Семеном были присланы в Верхотурье в пашенные крестьяне из Москвы в 1598/99 году. Согласно дозорной книге 1621 года, Путимцовы имели в городе двор, но в нем бывали наездом. В 1616 году они получили земли на реке Салде в 30 верстах от Верхотурья, где постоянно и проживали. В их хозяйстве было 30 четей пашни и 30 четей перелога, покосы на 250 копен и мельница-мутовка. Путимцовы были вполне успешными земледельцами, время от времени даже торговали хлебом.

В 1621 году, с их слов, дозорщики отметили, «что годом продадут они хлеба рублев на тритцать, и с того они на гостином дворе государевы пошлины платят». Хозяйство Путимцовых стремительно развивалось. Уже в 1623/24 году переписчики отметили вверх по Салде «деревню Путимцов», в которой были 56,25 четей пашни, 20 четей перелога, покосы на 360 копен.


Продолжение следует

Изображения из архива редакции Истфака, музеев ВГИАМЗ и СОКМ, с сайта монастыря а так же с лицензией ССО


Торговая платформа Pokupo.ru

0
715.020 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (2)
Сортировать по:
Сначала старые