Покровский женский монастырь - старейший на Урале и в Сибири. Часть 5
Автор @blagodar
Как правило, постриг принимали вдовы и женщины преклонного возраста. Зачастую причиной ухода в монастырь становилось одиночество, неспособность самостоятельно вести хозяйство, бедность. Косвенные данные об этом можно получить из переписи дворов Верхотурья 1669/70 года. Например, в этом документе отмечен двор посадского человека Ортюшки Дурани. Он стал хозяином этого двора по закладной записи старицы Евгении.
Женщина могла стать владелицей двора только в том случае, если в семье не было взрослого мужчины. Закладными записями оформлялись долговые обязательства между сторонами. Как правило, под заклад недвижимости занимались деньги, и если заемщик не возвращал их в установленный срок, то имущество переходило в собственность кредитора. Очевидно, приняла постриг.
О старице Евгении известно крайне мало, в 1648/49 году она уже была монахиней и выполняла обязанности городской просвирницы, получала ругу 2 рубля. В 1650 году эта должность перешла к вдове Василисе Максимовой. В переписи 1669/70 года отмечен еще один двор, перешедший по закладной записи от монахини. Так, отставной стрелец Андрей Черепан жил во дворе, полученном от старицы Александры.
Есть свидетельства о том, что из стариц назначались и настоятельницы монастыря, но о них также сохранилось крайне мало сведений. Попытаемся объединить в единый перечень все имеющиеся данные о настоятельницах Покровского монастыря. Эти сведения взяты из расходных книг Верхотурья, в которых отмечалось получение окладов, а также из челобитных монахинь. Настоятельницы Верхотурского Покровского монастыря: Анисия, упоминается в 1622/23, 1631/32 гг. Анна, упоминается в 1629/30, 1630/31 гг.
Ираида, упоминается в 1641, 1645 гг. Возможно, это старица Ираида Сартакова (см. табл. ). В 1641 году игуменья Ираида обратилась к воеводе Н. Ф. Мещерскому с просьбой вернуть в монастырь старицу Феодору Гаврилову. Феодора исчезла из обители 8 ноября 1641 года, не сказавшись настоятельнице. По слухам она отправилась за волок с боярыней Овдотьей Федоровной Корсаковой, женой покидавшего верхотурское воеводство В. Л. Корсакова. В погоню был отправлен верхотурский пушкарь Владимир Прянишников.
В челобитной Феодора Гаврилова названа бывшей игуменьей. Трудно сказать, была ли она настоятельницей в Покровском монастыре или в каком-либо другом. Ее могли прислать в Верхотурскую обитель на исправление за какие-то проступки из монастыря, где она была игуменьей.
Марфа, упоминается в 1646 г.
Мария, упоминается в 1648/49, 1651, 1652, 1660, 1662 гг. Скончалась в 1662 г.
Феодосья Мишагина, поставлена в игуменьи в 1662 г. после смерти Марии.
Марфа, поставлена в игуменьи в 1671/72 г. До этого, будучи старицей, выполняла обязанности просвирницы всех городских церквей. Скончалась в 1687/88 году.
Феодора, поставлена в 1687/88 г. после смерти Марфы. Упоминается в 1689/90 г.В 1683 году, будучи игуменьей, хлопотала о починке колокольни и монастырской ограды. Если это действительно так, то получается, что Марфа на какое-то время отстранялась от управления монастырем.
Анисия, упоминается в 1707, 1708 гг.
Продолжение следует
Изображения из архива редакции Истфака, музеев ВГИАМЗ и СОКМ, с сайта монастыря а так же с лицензией ССО