Аниш Капур и его скульптуры. Рубрика: ВЕЛИКИЕ ИМЕНА ИНДИИ
Аниш Капур – яркий представитель современного искусства. Можно ли назвать его скульптором? Архитектором? Строителем? Знакомьтесь поближе и решайте сами.
Детство и юность
Аниш Капур появился на свет в Бомбее в 1954 году. Семья была довольно обеспеченной, отец работал в военной сфере, мать переехала в Индию из Ирака. Юный Аниш получил образование в школе-пансионе, после чего поехал путешествовать в Израиль. Там он пробовал изучать электротехнические дисциплины, но быстро оставил эту идею. Решив стать художником, Капур в 1973 году эмигрировал в Лондон для получения образования.
Начало творчества. Восьмидесятые
Всего через семь лет он уже становится известным в составе сообщества «Новая британская скульптура». Первые произведения Капура ещё не отличаются монументальностью и большими размерами, но уже гармонично сочетают геометрические формы с биологическими очертаниями. Цвета – характерные для всего последующего его творчества: пугающий кроваво-красный, тревожный жёлтый, насыщенный синий, угольно-чёрный, стерильный белый. Полутонов практически нет, как нет и постепенных переходов: границы чёткие, углы острые. Материалы: дерево и пластик, краска нанесена щедро, с непременным растеканием по полу или стене.
В середине 1980-х годов работы Капура увеличиваются в размере, нередко достигая высоты человеческого роста. Остаётся геометрия с выверенными жёсткими линиями, остаётся и биология – цветы, раковины, изгибы тела – хотя, возможно, было бы более уместно назвать это физиологией? Или так поступит только неискушённый зритель, попав в ловушку артериальных и венозных оттенков? Порой кажется, что Капура вдохновляют неведомые организмы иных миров, цветы, листья и семена каких-то инопланетных растений. Важен один момент: сложно воспринимать его творения на фото, их нужно рассматривать с правильного угла, видеть объёмными, поворачиваться и подходить поближе.
Шаг наружу. Девяностые
В начале 1990-х годов Капур работает с камнем и известняком. Ему нужны всё большие площади для выставок: скульптуры ещё больше увеличиваются в размерах, растёт и количество элементов в композиции. Впервые он выносит свои творения из художественных галерей на воздух, ведь мало таких залов, где можно удобно для осмотра разместить куб с шестиметровыми гранями! Но дело не только в размерах: Капур вписывает произведения в окружающий ландшафт, делает их частью современного мира.
В середине 1990-х Аниш переходит к использованию металлов: хром, бронза, алюминий, сталь – всегда сверкающие, гладкие, зеркальные... Он всё чаще создаёт скульптуры, которые не будут чинно стоять в галереях. Нет, работы находятся в парках, на площадях, у входов в музеи! Привычный красный цвет возрождается в виниле, позволяющем создать матовую насыщенную поверхность работ.
Скульптура Orbit к Олимпийским Играм в Лондоне
Гигантомания. XXI век
В начале XXI века Капур, во-первых, начинает использовать красный воск, резину, кожу, а во-вторых, окончательно переводит свои работы в размер XXL. Скульптура Tall Tree and the Eye достигает высоты 13 метров, Dirty Corner в Милане – 60 метров длиной, Ark Nova в Японии вмещает в себя десятки человек, знаменитый же Leviafan из поливинилхлорида имеет размеры 33х100х72 метра!
Объект Svayambh, расположенный в Королевской Академии, представляет собой нечто необыкновенное: по рельсам медленно передвигается огромный блок из красного воска, пачкая подчёркнуто белые стены и полы. Это даже на фото несколько шокирует, какова реакция каждого отдельного зрителя на месте – можно только догадываться.
Аниш Капур творит по сей день, активно выражая свою гражданскую позицию. К примеру, работа I like America and America does not like Me осуждает политику Дональда Трампа, сравнивая её с нацистским режимом. Выставки Аниша проходили и проходят в ведущих галереях Великобритании, Италии, США, Японии, Канаде, Бразилии, он имеет много правительственных наград, включая орден Британской империи.
Для более детального изучения творчества Аниша Капура предлагаю посмотреть видео: