Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-magic-india
7 лет назад

Древние сокровища Аджанты – КУЛЬТУРА


     Обретение человечеством давних, некогда утерянных произведений искусства всегда подобно чуду, однако истории некоторых находок особенно невероятны и волшебны. Таковым стало и открытие наскальной живописи пещер Аджанты. 


     Любовники

     Летом 1819 года группа британских охотников на тигров преследовала зверя в густых джунглях неподалёку от Аурангабада, в штате Махараштра, в Западной Индии. В живописной излучине реки Вагора, пробираясь по полукруглому уступу в амфитеатре базальтовых скал, увлечённый преследованием молодой капитан кавалерии Мадраса Джон Смит набрёл на вход в пещеру.

     С первого взгляда было понятно, что пещера эта была рукотворной и забытой людьми на протяжении многих веков. Внутри неё обнаружился длинный зал, с обеих сторон окружённый восьмиугольными колоннами, в конце которого в скале вытесан был купол буддийской ступы. На пыльном полу были разбросаны фрагменты человеческих скелетов и кости зверей, а на колоннах и стенах пещеры виднелись прекрасные фрески. Изображения монахов в жёлтых и оранжевых одеждах, стоящих на голубых лотосах, украшали колонны, а стены боковых проходов покрывали сложные групповые композиции. На колонне рядом со ступой первооткрыватель пещер нацарапал охотничьим ножом: «Джон Смит, 28-я конная, 28 апреля 1819».   

     Пещеры Аджанты

     Комплекс пещер Аджанты, включающий 29 каменных храмов, вытесанных в скалах над рекой Вагора в период со II столетия до нашей эры до 480 года нашей эры, расположен в довольно удалённой местности. Ближайшие к пещерам города – Джалгаон и Бхусавал – находятся в шестидесяти и семидесяти километрах соответственно. Именован комплекс был по названию ближайшей деревни Аджинтха.

     Изначально для доступа к пещерам использовались рукотворные ступеньки, вырубленные в склоне. Теперь же сделаны специальные лестницы. Большинство пещер служили вихарами – буддийскими монастырями с пятью ступами Чайтья-Гриха. Состояли вихары из прямоугольного зала, к которому примыкали спальные ячейки монахов. В дальнем конце зала располагалось святилище с высеченной в скале статуей Будды. По оценке исследователей, одновременно в комплексе могли разместиться не менее двухсот монахов и ремесленников.

     С самого начала исследования пещер учёные поняли, что создавался комплекс в два этапа. Расположенная в центре утёса пещера 10, которую Джон Смит обнаружил первой, как и пять граничащих с ней, приписываются к I-II столетиям до нашей эры. Однако большинство пещер и фресок были созданы примерно на 600 лет позже, на апогее золотого века Индии, в период правления династии Гуптов.


     Групповая композиция

     В надписях в пещере 10 перечислены имена финансовых покровителей строительства и мастеров, украшавших пещеру. Главным её сокровищем являются фрагменты древнейшей живописи, отображающей истории из жизни Будды и его первой проповеди в Сарнатхе, а также иллюстрации легенды Удайаны, Шьяма Джатаки и Чудданта Джатаки.


     Махаяна Джатака

     Богатые циклы росписей пещер 1 и 2 полны изображений принцев и дворян, прекрасных принцесс с жасминовыми тиарами, восседающих на кушетках и качелях в любовном томлении и одетых лишь в драгоценности и пояса. Совсем рядом – совершенно другие картины: аскетичные бритоголовые монахи в оранжевых одеждах погружены в медитацию, отшельник странствует в поисках спасения, группа посвящённых внимает словам Учителя. Доминирующими же являются изображения бодхисаттв, по выражению искусствоведа Стеллы Крамриш, исполненных потусторонней красоты, изящества и сострадания. Таковы прекрасные бодхисаттвы, изображённые в пещере 1: Ваджрапани (проводник и защитник, сила Будды), Манджушри (мудрость Будды), Авалокитешвара (сострадание Будды).


     Бодхисаттва Падмапани

     Фрески второго периода содержат множество иллюстраций к джатакам – поучительным притчам о деяниях Будды в его земных воплощениях.

     Строго говоря, настенные росписи Аджанты можно называть фресками лишь условно, так как наносились они на сухую поверхность. Первый слой, состоявший из смеси глины с коровьим навозом и истолчённым в порошок рисом (предположительно, добавлялась и моча), накладывался непосредственно на иссеченную поверхность скалы. Когда он высыхал, шпателем наносился сверху второй слой – уже известковой штукатурки. Потом рисовались линии изображения: розовые, коричневые, чёрные. Заполнение цветовых полей делали большими беличьими кистями. Изготавливали красители из галечного камня и растений, растёртых и смешанных с клеем. Использовались красная, жёлтая и коричневая охра, ламповый чёрный, ляпис-лазурь.

     Все персонажи росписей – яркие и многоцветные, что особенно удивительно, ведь создавались они во тьме пещер лишь при слабом свете масляных ламп. Очень талантливо следовали древние художники принципам глубины и реализма, подробно изображая детали жизни благородных сословий, что делает их творения ценными не только в художественном, но и в информативно-историческом плане.

     В 1983 году чудесные росписи пещер Аджанты были объявлены объектом всемирного наследия Юнеско.


     Зачарованная Аджанта. Видеофильм о памятнике древнего искусства:



 Автор материала и редактор: @catyk.

 С Вами и для Вас теперь – «Волшебная Индия»!                                25.12.2017


1
121.538 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (51)
Сортировать по:
Сначала старые